Тугая петля нестерова

Тугая петля нестерова

И снова здравствуйте, терпеливые телезрители. На прошлой неделе посмотрели мы с вами «Петлю Нестерова» по Первому — впечатления еще свежи. Сверим часы. Что, безусловно, понравилось, так это хронометраж.

Восемь серий — это уже заявка на медали: если еще не краткость — сестра таланта, так уже ее дальняя родственница. Статья из «Википедии» про опального генерала Щелокова плюс ветвистая любовно-детективная история на фоне предперестроечного антагонизма силовых ведомств нашла своего зрителя. Те, кто помнит конец брежневской эпохи, вернулись в юность с дисковыми телефонами, авоськами и непременными автоматами с газировкой.

Для постперестроечной аудитории повествование снабдили костылями-титрами и безусловным физиономическим отличием злодеев от приличных людей.

Смотреть занимательно, особенно когда понимаешь цели и задачи и носом чуешь текущие тенденции, скажем мягко, вольного пересказа новейшей истории для тех, кто не в курсе или с годами реалии подзабыл.

Меня на протяжении фильма преследовали крутящиеся в голове строчки Александра Галича:

«Старики управляют миром,

Суетятся, как злые мыши.

Им по справке, выданной МИД’ом,

От семидесяти и выше.

 

Отшумели в боях и вальсах,

Отмолили годам прощение,

И в сведенных подагрой пальцах

Крепко держат бразды правления.

 

По утрам их снедает кашель,

И поводят глазами шало

Над тарелкою с манной кашей

Президенты земного шара…»

Видимо, стихи знакомы создателям фильма. Эпизод с тарелкой каши на столе Андропова, всесильного чекиста, а впоследствии недолгого генсека, — явный отсыл к Галичу.

Вообще, о воспроизведении на экране исторических персонажей можно поспорить. Меня, например, сильно смущал гидроцефалический череп председателя КГБ, схожего с образом Горбатого из «Места встречи…», неуместная раскрашенность и манера речи а-ля Рената Литвинова. Дорогой Леонид Ильич и впрямь смотрелся пожившим Портосом, не говоря уже о генералах из ОБХСС с повадками бывалых урок.

Совсем уж утрированно получилось. Особенно на фоне вполне адекватно сыгранного Щелокова, ради реабилитации имени которого и был, судя по всему, задуман весь этот кордебалет. Именно к нему испытывал ярую ненависть Андропов за попытки редуцировать непомерное участие КГБ во всех процессах.

Не мог простить независимых преобразований в системе МВД, покровительства людям искусства, дружбы с гонимыми Ростроповичем, Вишневской, Солженицыным. Это известные факты, о которых с теплотой писала обычно скупая на комплименты Галина Вишневская. Опять же легендарный сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» появился при его деятельном участии.

Поэтому к подковерной борьбе силовых ведомств примешивалась и человеческая ревность претендента на кураторство муз. История этого противостояния всегда подавалась однобоко, благо пропагандистская машина всегда на ходу в нашем отечестве, а мясорубка власти споро перемалывает вчерашних вершителей судеб, оставляя в мозгу обывателя нужную окраску событий и персон.

Возвращаясь к «Петле Нестерова», хочется отметить игру Евгении Дмитриевой (жена Щелокова). Учитесь, девушки! Экран — это не только подиум для ваших тюнингованных совершенств.

Это иногда и место, где главенствует актерское мастерство. Правда, в реальной жизни прошедшая войну Светлана Щелокова работала врачом, а не возлежала светски на диванах в ожидании сановного мужа. Но все равно образ получился многогранный и не ходульный.

Сцена ее самоубийства — одна из сильнейших в фильме, как и вся линия их семейной жизни.

Участие звезд калибра Акиньшиной и Пеговой (непривычной черной масти) — ни в плюс, ни в минус: добавлены они кружевами к сюжету, чтобы зритель не заскучал на политической интриге. Юный герой напомнил Андрея Ташкова в «Сыщике», только там нашлось место юмору, несмотря на серьезность контекста.

И еще не в обиду творцам: ретро-контекст, который стало модно воспроизводить на сериальном экране, — это не только салфетки на телевизоре и бочки с квасом. У каждого времени свои песни, цитаты, словечки, отсылы к читаемой в те годы литературе и просмотренным фильмам. Это и создает колорит эпохи, делает его узнаваемым ее очевидцами и интересным для тех, кто родился позже.

Не хватает этого в кинорассказах о недавнем прошлом, как и толики юмора, помогавшего выжить в любые времена. Ох, как не хватает…

Ксения Маевская

Петля Нестерова. 6 серия

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: