Тугая петля нестерова
И снова здравствуйте, терпеливые телезрители. На прошлой неделе посмотрели мы с вами «Петлю Нестерова» по Первому — впечатления еще свежи. Сверим часы. Что, безусловно, понравилось, так это хронометраж.
Восемь серий — это уже заявка на медали: если еще не краткость — сестра таланта, так уже ее дальняя родственница. Статья из «Википедии» про опального генерала Щелокова плюс ветвистая любовно-детективная история на фоне предперестроечного антагонизма силовых ведомств нашла своего зрителя. Те, кто помнит конец брежневской эпохи, вернулись в юность с дисковыми телефонами, авоськами и непременными автоматами с газировкой.
Для постперестроечной аудитории повествование снабдили костылями-титрами и безусловным физиономическим отличием злодеев от приличных людей.
Смотреть занимательно, особенно когда понимаешь цели и задачи и носом чуешь текущие тенденции, скажем мягко, вольного пересказа новейшей истории для тех, кто не в курсе или с годами реалии подзабыл.
Меня на протяжении фильма преследовали крутящиеся в голове строчки Александра Галича:
«Старики управляют миром,
Суетятся, как злые мыши.
Им по справке, выданной МИД’ом,
От семидесяти и выше.
Отшумели в боях и вальсах,
Отмолили годам прощение,
И в сведенных подагрой пальцах
Крепко держат бразды правления.
По утрам их снедает кашель,
И поводят глазами шало
Над тарелкою с манной кашей
Президенты земного шара…»
Видимо, стихи знакомы создателям фильма. Эпизод с тарелкой каши на столе Андропова, всесильного чекиста, а впоследствии недолгого генсека, — явный отсыл к Галичу.
Вообще, о воспроизведении на экране исторических персонажей можно поспорить. Меня, например, сильно смущал гидроцефалический череп председателя КГБ, схожего с образом Горбатого из «Места встречи…», неуместная раскрашенность и манера речи а-ля Рената Литвинова. Дорогой Леонид Ильич и впрямь смотрелся пожившим Портосом, не говоря уже о генералах из ОБХСС с повадками бывалых урок.
Совсем уж утрированно получилось. Особенно на фоне вполне адекватно сыгранного Щелокова, ради реабилитации имени которого и был, судя по всему, задуман весь этот кордебалет. Именно к нему испытывал ярую ненависть Андропов за попытки редуцировать непомерное участие КГБ во всех процессах.
Не мог простить независимых преобразований в системе МВД, покровительства людям искусства, дружбы с гонимыми Ростроповичем, Вишневской, Солженицыным. Это известные факты, о которых с теплотой писала обычно скупая на комплименты Галина Вишневская. Опять же легендарный сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» появился при его деятельном участии.
Поэтому к подковерной борьбе силовых ведомств примешивалась и человеческая ревность претендента на кураторство муз. История этого противостояния всегда подавалась однобоко, благо пропагандистская машина всегда на ходу в нашем отечестве, а мясорубка власти споро перемалывает вчерашних вершителей судеб, оставляя в мозгу обывателя нужную окраску событий и персон.
Возвращаясь к «Петле Нестерова», хочется отметить игру Евгении Дмитриевой (жена Щелокова). Учитесь, девушки! Экран — это не только подиум для ваших тюнингованных совершенств.
Это иногда и место, где главенствует актерское мастерство. Правда, в реальной жизни прошедшая войну Светлана Щелокова работала врачом, а не возлежала светски на диванах в ожидании сановного мужа. Но все равно образ получился многогранный и не ходульный.
Сцена ее самоубийства — одна из сильнейших в фильме, как и вся линия их семейной жизни.
Участие звезд калибра Акиньшиной и Пеговой (непривычной черной масти) — ни в плюс, ни в минус: добавлены они кружевами к сюжету, чтобы зритель не заскучал на политической интриге. Юный герой напомнил Андрея Ташкова в «Сыщике», только там нашлось место юмору, несмотря на серьезность контекста.
И еще не в обиду творцам: ретро-контекст, который стало модно воспроизводить на сериальном экране, — это не только салфетки на телевизоре и бочки с квасом. У каждого времени свои песни, цитаты, словечки, отсылы к читаемой в те годы литературе и просмотренным фильмам. Это и создает колорит эпохи, делает его узнаваемым ее очевидцами и интересным для тех, кто родился позже.
Не хватает этого в кинорассказах о недавнем прошлом, как и толики юмора, помогавшего выжить в любые времена. Ох, как не хватает…
Ксения Маевская