«Семейный альбом»: лирика о физиках

«Семейный альбом»: лирика о физиках

Здравствуйте, многочисленные телезрители, отдавшие на две недели свое вечернее внимание сериалу режиссера Леонида Прудовского «Семейный альбом». Признаться откровенно, сначала я хотела уделить время остросюжетному «Культу» на «России 1» про секты, но громкоголосые витии затянули свои воинственные дискуссии в эфире, отодвинув начало обещанного фильма ближе к полуночи. Да и размеренный строй жизни обитателей академической дачи середины прошлого века, несомненно, оказался более знаком, чем адаптация новозеландских перипетий с участием российских пинкертонов.

Тихий быт комаровской академической дачи, ностальгическая неспешность семейных вечеров за общим столом, тепло большого дружного дома, вместившего представителей трех поколений, будни научной лаборатории — кузницы открытий в физике… Но для развития сюжета нужен толчок, и им оказывается побег из страны профессора Колокольцева, инсценировавшего свою смерть на рыбалке. Закрытие научной темы стало для фанатика от науки решительным поводом перебраться за рубеж для продолжения исследований, оставив отчий дом, пожилых родителей, жену, дочерей наедине со страшным горем потери родного человека. По задумке создателей сериала, зритель должен осудить предателя Родины, а, на мой взгляд, предательство любящей семьи во сто крат больнее и прощению не подлежит.

На протяжении 14 серий мы наблюдаем различные мелодраматические коллизии: расстроившуюся свадьбу старшей дочери с нелепым физиком из-за бурного романа с блестящим торгпредовцем и вожделенная командировка в Брюссель; поиски себя в профессии младшей ершистой сестры и ее фанатичная любовь к бывшему жениху старшей; попытки жены героя построить новые отношения с бравым офицером — все признаки ретро-мелодрамы налицо. Старательно подобраны детали интерьеров, исторические шумы и костюмы, иногда даже чересчур старательно, но прогулки камеры по ретро-приметам не вызывают раздражения, а лишь пробуждают в мозгу зыбкие детские воспоминания. Раздражают лишь накладные псевдобороды (у покинувшего отчий дом Игоря Скляра и грызущего гранит науки на родине Ивана Шибанова) и сильно отвлекает от сопереживания ватный парик младшей сестры, из которого сначала торчат косички, а потом он без оных тяжелой кучей располагается над живым задорным личиком.

Актриса Ксения Суркова, кстати, неуловимо похожа на Джоди Фостер из «Молчания ягнят», а живой манерой — на девушку с почты из «Пяти вечеров» Никиты Михалкова. Вообще, женские лица в «Семейном альбоме» чудо как хороши! Покинутая жена (Татьяна Черкасова) — воплощение женственности и естественной, негромкой среднерусской красоты.

Старшая сестрица (Екатерина Олькина), особенно заграничного периода, просто слепок с актрис итальянского неореализма — глаз радуется подобному великолепию! Проигрывает, конечно, новое поколение в профессионализме актерам академической школы — разница нутром чувствуется. Эра Зиганшина и Борис Романов своим дуэтом профессиональную планку слишком высоко подняли — остальным не дотянуться.

На удивление не впечатлил своей игрой Игорь Скляр: то ли накладная борода мешала, то ли амплуа отщепенца не предполагало симпатии, то ли вторичность киновстречи с женой напоминала Штирлица из «Семнадцати мгновений весны», но сердце не забилось учащенно, слеза не скатилась по щеке. Как и военный человек в исполнении Сидихина, мечта всех разведенок, не воодушевил совсем, как и главную героиню, впрочем.

Вроде и хорош собой, и положителен, и мужества в избытке, а огонек отсутствует, как ни пытались его раздуть. Страхов местами неплох в роли номенклатурного представителя золотой молодежи. Достоверен в своем страхе — до ужаса, до нервного срыва, до развода — потерять элитную кормушку и зарубежные командировки из-за появления воскресшего тестя.

И очень органичен самый младший из клана Колокольцевых — малыш из ургантовского «Взгляда снизу». Редко удается не морщиться от присутствия плохо играющих детей в сериалах, а здесь вполне достоверный академический внучок получился.

Из недоумений, не нашедших разумного объяснения, — бесконечные апельсины в кадре. Их едят, дарят, приносят, ставят на стол, чистят и режут до диатеза у зрителя. Если б надкусывали яблоки, спонсора можно было бы вычислить без труда, но что за рекламодатель так яростно продвигает свою цитрусовое изобилие?! Ума не приложу.

Волнуюсь…

Понятно, что замысел авторов созвучен основному сегодняшнему тренду про ненужный берег турецкий, про неуклонно загнивающий Запад, а карикатурные американцы напоминают плохих немцев из патриотических фильмов. Идеология, сами понимаем. Повальные сокращения, мизерное финансирование и нищенские зарплаты служителей науки не повод смотреть в сторону границы. Терпеть надо вместе с Родиной. «Ты у меня одна!», как поется в песне Юрия Визбора, предваряющей каждую серию.

Визбор, правда, обращался к своей жене, а не к отчизне.

Ксения Маевская

Игорь Филатов-Семейный альбом

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: