Российские фильмы, которые получили призы на международных кинофестивалях
С 2 по 12 сентября в Венеции проходит очередной кинофестиваль. Россию в этом году представляет режиссер Александр Сокуров со своей работой «Франкофония», которая повествует об оккупации Франции немецкими войсками и спасении коллекции Лувра. Зрители фестиваля с восторгом приняли новую картину, а кинокритики дали ей много положительных отзывов и рассматривают ее как основного претендента на награды.
Впрочем, никто и не сомневался в успехе Сокурова, ведь в 2011 году его «Фауст» завоевал главный приз Венецианского фестиваля — «Золотого льва». Давайте вспомним, каким еще картинам российских режиссеров удалось стать лауреатами крупных международных кинофестивалей.
«Левиафан»
Нашумевшая социальная драма Андрея Звягинцева в России вызвала массу обсуждений как критиков, так и простых зрителей. Православные активисты, например, посчитали, что лента порочит церковь и российское государственное устройство, и потребовали запретить ее. Другие хвалили картину за достоверность и правду жизни.
А пока у нас разгорались жаркие споры, на Западе «Левиафан» собрал множество престижных наград, главной из которых стал «Золотой глобус» в номинации «Лучший иностранный фильм».
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Картина Андрея Кончаловского показала зрителям настоящую русскую деревню и простых людей, живущих в поселениях на севере страны. Режиссер снял фильм в документально-постановочном стиле, который он уже не раз применял в других своих работах, таких как «История Аси Клячиной» и «Курочка Ряба». И хотя Кончаловский отказался бороться за «Оскар», так как посчитал эту награду переоцененной, без призов его работа не осталась.
На 71-м Венецианском фестивале картина получила «Серебряного льва».
«В тумане»
Военная драма Сергея Лозницы, снятая по одноименной повести Василя Быкова, участвовала в основной конкурсной программе 65-го Каннского фестиваля, где была удостоена специального приза ФИПРЕССИ. В России картины была воспринята неоднозначно: некоторые критики назвали ее шокирующей и антипатриотичной. Все дело в том, что режиссер показал в своей работе события времен Великой Отечественной войны правдиво и без прикрас.
«Фауст»
Получивший премию «Золотой лев» на 68-м Венецианском кинофестивале «Фауст» Александра Сокурова — это вовсе не пересказ бессмертного произведения Гете, а скорее, его вольная интерпретация. Картина восхитила зрителей и кинокритиков отточенной актерской работой, завораживающей манерой съемки и глубиной характеров. Лента показала нам человека вне времени и какой-либо нации.
Наверное, именно поэтому фильм стал близок и понятен людям во всем мире, а саму картину можно смело назвать международной, даже несмотря на то, что над ней работал российский режиссер.
«Елена»
Фильм Андрея Звягинцева, на первый взгляд, рассказывает простую историю пожилой женщины, готовой пойти на преступление против близкого человека из любви к родному сыну и внукам. Если же смотреть картину внимательнее, то открывается множество других острых социальных вопросов, над которыми размышляет автор. Вдумчивый и глубокий фильм покорил сердца и зрителей, и членов жюри на Каннском фестивале в 2010 году, где он получил приз в конкурсе «Особый взгляд».
«Все умрут, а я останусь»
Валерия Гай Германика громко заявила о себе фильмом о подростках «Все умрут, а я останусь». История трех девятиклассниц, обычных девчонок из спального района Москвы, кому-то показалась реалистичной и душераздирающей, а кто-то назвал ее самой обычной чернухой. Впрочем, чего и добивался автор, равнодушным не остался никто.
В том числе и жюри на Каннском фестивале в 2008 году, где картина завоевала приз «Золотая камера».
«12»
В фильме «12» Никита Михалков размышляет о российском правосудии, гражданском обществе и состоянии современных умов. Картина хоть и пронизана гуманистическим пафосом, но не дает зрителю заскучать и держит в напряжении на протяжении двух с половиной часов. Даже те, кто не любит Михалкова за его политические взгляды, не могли не отметить явные достоинства ленты, а именно: сильный актерский состав, тонкую операторскую работу и злободневность.
Не зря фильм получил специальную премию жюри на Венецианском фестивале в 2007 году и был выдвинут на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
«Возвращение»
Первая режиссерская работа Андрея Звягинцева удостоилась больших похвал кинокритиков. Картина не только была удостоена главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», но и национальных наград «Ника» и «Золотой орел» как лучший фильм года. В своем фильме авто размышляет о человеческих душах и эмоциях, о грани между смертью и жизнью.
Лента пронизана атмосферой одиночества, потерянности и грусти.
«Дом дураков»
Фильм Андрея Кончаловского «Дом дураков», получивший особый приз жюри и премию Детского фонда ООН на Венецианском фестивале в 2002 году, — это настоящая философская притча. Картина про безумцев из психбольницы подкупает своей свежестью и заставляет задуматься о вопросах бытия. Кстати, история, показанная в фильме, основана на реальных событиях.
В 1995 году среди множества репортажей о чеченской войне по телевидению прошел сюжет о том, как оставленный медперсоналом интернат на чечено-ингушской границе зажил самостоятельно. Эта трагикомическая ситуация и легла в основу фильма.
«Свадьба»
В картине Павла Лунгина сыграли не только такие известные актеры, как Мария Миронова, Марат Башаров, Андрей Панин и Мария Голубкина, но и непрофессиональные артисты — простые жители города Липки в Тульской области. Режиссер пошел на такой шаг, чтобы передать особенную атмосферу российской глубинки, где разворачивается действие фильма. Не зря в 2000 году картина получила специальный приз жюри Каннского кинофестиваля за лучший актерский ансамбль.