«Салют-7»: владимир вдовиченков, павел деревянко и космос как подвиг
В российский прокат выходит «Салют-7» — космическая драма Клима Шипенко, основанная на реальных событиях. Главные роли в картине исполнили Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Александр Самойленко и Игорь Угольников. В фильме также снялись Мария Миронова, Оксана Фандера, Любовь Аксенова, Виталий Хаев, Роман Перелыгин, Полина Руденко и другие.
Напряженное и яркое кино расскажет о подвиге советских космонавтов, совершивших в середине восьмидесятых один из самых сложных полетов в истории космонавтики.
В 1985 году, в самый разгар Холодной войны и гонки космического вооружения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки, едва не произошла глобальная катастрофа. Отечественная космическая станция «Салют-7», находящаяся на орбите в беспилотном режиме, неожиданно перестала отвечать на сигналы с Земли. Полная потеря управления грозила неконтролируемым падением двадцати тонн железа на планету, причем произойти это могло в любое время и в любом месте.
В экстренном режиме было решено отправить на станцию двух советских асов: космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных должны были совершить нечто беспрецедентное, а именно не только пристыковаться к вращающейся во всех направлениях станции, но и обнаружить причину ее неисправности, восстановив управление. Этот полет вошел в историю как самая сложная и практически невыполнимая операция.
Кадр из фильма «Салют-7»
Создатели фильма «Салют-7» опирались на реальные факты. За основу сценария были взяты дневники инженера Виктора Савиных, которые подробно описывал все события во время полета. Но поскольку некоторые тонкости космической тематики до сих пор остаются недоступными для массовой аудитории, было принято решение адаптировать историю, сохранив основные «пиковые точки» экспедиции.
Именно по этой причине были слегка изменены и имена главных героев: Виктор Савиных (его играет Павел Деревянко) стал Алехиным, а Владимир Джанибеков в исполнении Вдовиченкова – Федоровым. Но, забегая вперед, стоит отметить, что такая тактика нисколько не повлияла на качество финального результата: авторы «Салюта-7» предельно аккуратно обошлись с реальной историей и постарались избежать любых спекуляций или ненужных намеков.
«Салют-7» затрагивает множество тем – это и карьерный кризис, и преданность работе, и важность семейных уз, и некие более абстрактные мотивы, которые сложно с ходу сформулировать. Режиссер Клим Шипенко явно заигрывает и с философской тематикой. Так, герой Вдовиченкова, находящийся в космосе, ослепленный и буквально парализованный таинственным светом, признается на медкомиссии, что возможно в этом безвоздушном и безжизненном пространстве видел ангелов.
Из-за чего и получает отстранение от дальнейших полетов. Обида и горечь из-за того, что его лишают любимой работы и не дают делать то, что он умеет так хорошо, толкают Федорова на конфликт с Алехиным. И это еще одна находка режиссера.
Шипенко счел, что в первоначальном варианте сценария герои предстают перед зрителями скорее бронзовыми монументами, чем живыми людьми. И добавил остроты в их отношения, одновременно сделав героев более человечными и – как и планировал – правдоподобными.
Кадр из фильма «Салют-7»
«Салют-7» ежесекундно напоминает, что вся эта история, по сути, об одиноких людях, которые застряли в космосе и стараются об этом не думать, хотя эта мысль ни разу за все время не проговаривается вслух. И вот тут фильм Клима Шипенко выходит на свою основную магистраль – а именно на идею о том, почему герои делают то, что делают. Думают или они о том, что они совершают подвиг?
Вряд ли. Готовы ли они защищать свою личную честь и репутацию страны? Да. Знают ли, что могут погибнуть? Безусловно.
Но они продолжают свою работу и в очередной критический момент спрашивают у руководителя полета (его блестяще сыграл Александр Самойленко – уставший взгляд, опущенный плечи), а поступил бы он сам иначе, оказавшись на орбите? И герой Самойленко, выругавшись, разрешает космонавтам остаться – в обход всех медицинских противопоказаний и даже прямых приказов «сверху», рискуя при этом не только собственной карьерой, но и жизнью двоих людей, оказавшихся в тысячах километров от дома.
При этом «Салют-7» оказывается не только историей о том, как важно выполнять свой долг и просто делать свою работу, но и блестящим космическим триллером. Фильм просто необходимо смотреть в кинозале с большим экраном и многоканальной системой звука: настолько хорошо музыка, гармонично сливающаяся с видеорядом, передает нарастающее напряжение.
Лента Шипенко сразу же бросает зрителя в самую гущу событий, а когда подходит к концу первый акт – долгожданная и невыполнимая, практически невозможная стыковка, весь зал выдыхает в едином порыве: справились. Перед глазами все еще паника в глазах Деревянко, в отчаянии кричащего невозмутимому Вдовиченкову: «Уводи, уводи!». Как будто речь идет не о двадцатитонной махине, а какой-нибудь легковушке, пытающейся заехать в гараж. «В гараж, ворота которого вращаются во всех направлениях», – переговариваются между собой сотрудника Центра полетов в этот момент.
Кадр из фильма «Салют-7»
Но это еще далеко не все, позади лишь самая легкая часть: космическая станция оказывается заполнена льдом. А это значит, что надо прогреть ее, высушить и заставить работать, перебрав по винтику. И это все – в космосе за тысячи километров от дома и с ограниченным запасом кислорода. Нет воздуха, нет времени, нет тепла и практически нет надежды на счастливый исход. Эффект погружения полный.
В «Салюте-7» отсутствует какой-либо счет времени. Витки вокруг Земли отсчитывают часы и минуты. Но герои действуют в более абстрактных периодах времени и количество прошедших секунд или дней можно отследить лишь по мельчайшим изменениям в поведении космонавтов: насколько побледнели лица, как сильно смыкаются веки от усталости.
Действие разворачивается на фоне неимоверной красоты. Космос в понимании Шипенко – это тьма и свет, играющие между собой. Замерзшая вода внутри станции, обжигающие солнечные лучи на обшивке покореженного корабля, земля в иллюминаторе… Эта песня, кстати, действительно прозвучит в «Салюте-7» и станет не только приятным референсом, но и удачной шуткой. Юмор в ленте разбавляет драматизм и отсылает к эпохе, в которой разворачивается сюжет.
На дворе – середина восьмидесятых, на Земле и в космосе поет Алла Пугачева, и ее «Арлекино» хоть и кажется поначалу искусственным, быстро навевает ностальгию даже на тех, кто родился гораздо позже восьмидесятых.
Кадр из фильма «Салют-7»
На титрах зазвучит Высоцкий, а на протяжении всего фильма будет присутствовать советская власть. Незримо, но она есть в каждом каре – и в кулуарах Центра полетов, и даже в интимном разговоре героя Вдовиченкова с женой: когда он рассказывает, чтобы делал, если бы станция приводнилась недалеко от Мадагаскара – ну, вдруг так бы случилось. Юмор, кстати, довольно простой, но крепкий – и с головой выдает советский менталитет.
Шутка про Сочи кажется очень родной, а проскочившее ругательство «Замкнет к чертям!» лишь добавляет происходящему правдоподобия и объема.
В итоге у Клима Шипенко получился космический триллер, в котором на первом месте стоят отношения между людьми и преданность своему делу. В центре «Салюта-7» все равно остается героический подвиг, но показан он очень человечно. Герои не могут улететь, не сделав свою работу и не могут отступить, но не только потому, что хотят спасти мир, но и потому, что это попросту их работа. Это очень серьезный и качественный проект, который посвящен героям-космонавтам.
Но, скорее всего, «Салют-7» можно также назвать обращением ко всем профессионалам своего дела, каждый день идущим на риск. По крайней мере, хочется думать, что он может не только поддержать людей и заставить их гордиться своими героями, но и вдохновить на собственные подвиги.
Смотрите «Салют-7» в кинотеатрах с 12 октября.