«Физрук», 4 сезон: вроде про фому, а на деле про ерему
За три сезона у «Физрука» образовалась большая армия фанатов. Дмитрий Нагиев в роли Фомы был, без преувеличения, сенсацией на российском телевидении. На харизме актера проект влегкую продержался три сезона. Но в четвертой части создатели явно перемудрили, оставив из ветеранов ситкома одного Нагиева и поместив его героя в престранные обстоятельства. Фома почему-то из физрука превратился в худрука.
Сюжетно ход оправдали так: якобы у главного героя нашелся отец — некий Эрнест Петрович Шиловский, который возглавляет провинциальный театр. Роль внезапно отдали 65-летнему Виктору Сухорукову, которого меньше всего ожидаешь увидеть в комедийных проектах ТНТ. К сильному тандему добавили сплошь новые лица: помощницу Шиловского сыграла Софья Райзман, начинающих предпринимателей — Александр Якин и Георгий Кудренко.
Здесь стоит остановиться и вспомнить, за что же мы все так полюбили «Физрука» и горячо любили на протяжении трех сезонов. За Дмитрия Нагиева в образе Фомы — «реального пацана» из 90-х, который оказался на обочине истории, но продолжил жить «по понятиям». За школу и колоритных подростков и педагогов в ней.
За экстравагантную любовную линию: у героя Дмитрия Нагиева были скользкие и неровные отношения с учительницей литераутры Татьяной Чернышовой (Анастасия Панина) — Фома вел себя как горячий мексиканский мучачо.
Дмитрий Нагиев и Виктор Сухоруков на съемках сериала «Физрук», 4 сезон
Третий сезон закончился для физрука печально. Таня выиграла конкурс «Учитель года», стала директором школы и выбрала не Фому. Устроить Мамаевой встречу с президентом и вернуть наследство Олег Евгеньевич так и не смог. Он пишет прощальное письмо, в котором просит прощение, и уезжает в глушь, в деревню, оставляя Психу свою квартиру — вить семейное гнездышко со стриптизершей Полиной.
Финал получился красивый: Фома косит траву, играя мускулами в лучах закатного солнца. Жирная точка будто бы сама напрашивалась. Так и отпустили бы уже главного героя с миром в ореоле отшельничества!
Но нет… В конце третьего сезона лесную аскезу Олега Евгеньевича нарушил загадочный кортеж с мигалками. Напротив героя остановился лимузин, окно открылось, и на лице Фомы появилась улыбка. Кто сидел в той машине — мы должны были узнать в четвертом сезоне. Но он вчера закончился, а отгадки так и не появилось. Возможно, создатели решили попридержать интригу для полного метра «Физрук спасает Россию».
С точки зрения промо и маркетинга — выгодный ход, ведь можно столько людей заманить в кинотеатры. Но разочарование от недосказанности в сериале у поклонников проекта осталось.
В сухом остатке в четвертом сезоне Фома как-то с бухты-барахты решает отыскать своего родителя. И находит – в пронафталиненном театре в унылом Железногорске. Да, это все тот же физрук с неизменной наглецой и умением добиваться своего.
Надо отдать должное Дмитрию Нагиеву: в любой непонятной ситуации он блестяще держит стиль. Но рядом нет ни Психа (Владимир Сычев), ни Саши (Полина Гренц), ни Татьяны Александровны (Анастасия Панина) — только покрытое пылью закулисье и новые лица. Это сюр какой-то!
Будто приходишь на встречу одноклассиков в ресторан, но перепутал залы. И вроде бы тут тоже встреча школьных друзей проходит, но все тебе чужие.
От Эрнеста Петровича несет больничной палатой – уж больно сильно сгустили краски. Какой-то он обморочный, слабый совсем, неубедительный худрук. Как такой человек может руководить коллективом?
Почему помощница должна скрывать от главного руководителя распоряжения Министерства культуры, даже если они не в пользу театра? Кто тут всем заправляет, в конце концов. Худрук боится всего – и потери денег, и незванных гостей (в шкафу от Фомы прячется). Да и постановками театр за 10 лет руководства Эрнеста на разжился.
Такой спасать не хочется и начинаешь импонировать мэрии. А может и ну его. И что, что здание 150 лет уже стоит.
Это не объект культуры а просто отголосок прошлого, сплошное упадничество и дряхление.
Виктор Сухоруков в роли Эреста Петровича Шиловского в сериале «Физрук»
Хотели создатели сериала, чтобы мы театру импонировали. А наши симпатии невольно обращаются в сторону главных антагонистов. Молодой чиновничий отпрыск – новоявленный мэр Железногорска (Георгий Кудренко) – конечно, работать не хочет, отпуска-больничные вечно берет, за город и жителей не ратует, но с ним создатели ситкома обошлись честнее. Герой и не претендует на то, чтобы быть хорошим. А Шиловский – двуличный какой-то.
Вроде любит театр и труппу, но как только речь о деньгах – предпочитает отдать их на оплату коммунальных услуг. Труппу при этом оставляет с носом: работайте на энтузиазме, да еще и взнос в пользу театра платите. Ясно, что заведение гниет с головы…
Вообще ход с возвращением блудного отца спустя десятилетия достоин любой бразильской «санта-барбары» и с самого начала четвертого сезона настораживал. Конечно, неплохо раскрыть личность главного героя с точки зрения истории его семьи. Но почему именно сейчас – в момент появления пресловутого кортежа?
Логично было бы вплетать флешбеки в уже развившийся и набравший обороты сюжет!
Да, ставили на личность Физрука. Харизмой Дмитрия Нагиева думали прикрыть прорехи в сюжете. Но сколь бы много ни значил Физрук для проекта, ситком держался не на нем одном.
Это стало еще очевиднее, когда в четвертом сезоне полностью сменили актерский состав. Осталось стойкое ощущение, что нам показали не продолжение любимой истории, а какую-то новую. Возможно, она и не плоха сама по себе, но слишком выбивается из контекста ситкома.
Получилось, что от «Физрука» в четвертом сезоне остался только Нагиев.
Дмитрий Нагиев, Виктор Сухоруков и Софья Райзман в сериале «Физрук»
И защищать высокое искусство Фоме как-то не к лицу. Не органично, китчево как-то. Он по-мачистски «топит» за искусство. Не вступается, а именно «топит». И тонет сам проект «Физрук». Кажется, что Дмитрий Нагиев вынес приговор задумке устами своего героя, когда тот приходит к мэру Железногорска: «Никакой у вас тут культуры. Только канал ТНТ остался, да и тот уже на ладан дышит».
Так что зови, не зови Сергея Шнурова — уже неважно. Лидер группировки «Ленинград» попытался протянуть руку утопающему проекту. Но ход с приглашением культового музыканта в одну из серий — это лишь вау-эффект, который не способен вытянуть на себе всю историю, и, кажется, был лишь для того, чтобы отвлечь внимание на берегу.
Ну а на выхлопе получилось, что докуфильм «От звонка до звонка» о «Физруке», показанный после финального сезона, получился куда смешнее и интереснее, чем весь четвертый сезон вместе взятый. Тут и Физрук тот самый, всеми любимый, со своими шутками и откровениями, тут и Псих с Усачом в образах, и нежная актриса Панина, со слезами на глазах признающаяся: вот как по ней — лучше б Фома остался с Танечкой. Ей дружно вторят поклонники сериала: совсем уж Софья не смотрится рядом с Фомой.
К тому же мозг у зрителя вскипел окончательно от такого поворота сюжета: будет теперь Фома жить с матерью своего сводного брата. Братва-то поймет?..
И теперь главный вопрос: после всего увиденного в четвертом сезоне «Физрука» нужен ли нам полный метр? Сможет ли такой физрук спасти Россию? Причем создатели проекта заявляют, что в полном метре вновь появятся любимые герои. На фоне всего этого получается, что четвертый сезон – совсем уж ни в какие ворота не влезающая сюжетная лакуна. Что это за скачок – была школа, потом театр (будто дурной сон, наваждение!), а затем снова в школу?
Зачем «Физрук» лишний круги в четвертом сезоне наматывал, чтобы вновь вернуться к исходной точке? В общем, финальная часть ситкома поставила под угрозу репутацию полного метра.
Дмитрий Нагиев в роли Фомы и Сергей Шнуров в сериале «Физрук», 4 сезон