Памяти ильи олейникова и жертв маньяка виноградова
Егиазарова Илона, главный редактор «Вокруг ТВ»
glavred@vokrug.tv
Обзор теленедели с 5 по 11 ноября.
Снова приходится начинать с грустной вести: умер Илья Олейников. Я мало знала этого замечательного актера, но мне кажется, что он жил не в ладу с собой. Изображал в «Городке» и прочих комедийных проектах пьянчуг и бомжей, которые, кстати, здорово ему удавались, а сам писал много серьезной музыки — и большей частью в стол. Публике не интересен был Олейников думающий, размышляющий — ей нужен был клоун…
Светлая память талантливому артисту и искренние соболезнования семье.
В продолжение грустной темы — об офисном маньяке Виноградове, убившем шестерых людей. На месте этих несчастных жертв мог быть каждый из нас. Разве вы не замечали в своих офисах странноватых типов, бледных мальчиков — компьютерных ботаников, аутистов, способных написать длинный, искрометно-злобный комментарий к какому-то посту, но не способных нормально пообщаться с кем-либо глаза в глаза? Неудивительно, что Виноградов был фанатом жестоких компьютерных игрушек и фильмов.
Удивительно другое: почему агрессивное поведение в Сети, публикация человеконенавистнических манифестов не привлекли внимания служб безопасности? Почему человек, регулярно получавший от врача рецепты на приобретение антидепрессантов, мог спокойно купить карабин? Представляю, как от моих слов взвоют господа либералы: вмешательство в личную жизнь, цензура в Интернете, наступление на свободу!
Знаете, если такая цензура сбережет жизни людей, я буду голосовать за нее двумя руками.
То, как телевидение подавало новость об этом страшном преступлении, покоробило. Особенно когда в одной из новостных программ смоделировали на компьютере события того рокового утра. Как в компьютерной игре, зрителю показывались человечки, один из которых был убийцей с винтовкой, остальные — жертвами.
Не знаю, как вас, но меня подобный «креатив» новостников резанул: бодрым шагом по лестнице спускался смешной компьютерный человечек с мобильником в руке, пиф-паф — и вот он уже лежит. Далее показывается офис: такие же человечки сидят у мониторов, на экране перед одной из женщин — пасьянс, пиф-паф — и сотрудники офиса тоже лежат…
Понимаю, что телевизионщики, воспитанные парфеновским принципом, что все должно иллюстрироваться, добивались таким образом визуализации преступления, но ведь для кого-то эти нелепые человечки — дети, жены, мужья…
В программе «Центральное телевидение» как раз показали супругу того несчастного молодого человека, который шел с мобильником и стал первой жертвой Дмитрия Виноградова… В тот момент Денис как раз набирал номер своей жены, работавшей в том же офисе. Она услышала в трубке только пару слов, а потом хрипы, выбежала на лестничную площадку и увидела умирающего мужа…. В той же программе показали и несчастных родителей маньяка. Хорошая, умная мама, которой теперь стыдно, больно и страшно.
И дикий по бестактности вопрос Такменева (такие обычно любит задавать Андрей Малахов): что бы вы сказали родственникам тех несчастных, которых убил ваш сын?.. Ну что она, бедная, может сказать?! Ведь собственный сын оборвал и ее жизнь тоже…
Вообще ощущение, что наше телевидение совершенно разучилось сопереживать. Развлекать — пожалуйста, провоцировать — легко, а вот с сочувствием как-то не получается. Быстренько выдали сенсацию, истерическими интонациями подчеркнули ужас происшедшего, притворно покачали головой и закатили глаза — и хватит, а то душа, не дай Бог, треснет…
Сейчас модно сравнивать советское прошлое с сегодняшним днем. Интересно, в том обществе очередей за сапогами и колбасами (как это представляют сегодняшние теледеятели) мог бы появиться маньяк Виноградов? А мог бы он появиться, если бы в нашей стране не насаждались американские и прочие боевики?
Кстати, с удивлением смотрела выпуск «Вечернего Урганта», в котором Иван ужом вертелся перед послом США Майклом Макфолом. С трудом себе представляю, чтобы Ларри Кинг демонстрировал бы такую же любовь к российскому послу в момент победы Путина на выборах…
Сериал «Обратная сторона Луны» начала смотреть с интересом, но с третьей серии энтузиазм угас. На мой взгляд, детективная составляющая вытеснила философию, которая изначально была заложена в проект. Александр Цекало на презентации проекта высказал правильную мысль: мир обуреваем эскапизмом — не удовлетворяясь сегодняшним днем, люди совершают побег в прошлое или будущее.
Но то, как мы анализируем это прошлое, какие уроки выносим, и то, как относимся к будущему, в итоге и делают нас разочарованными в сегодняшнем дне. Замкнутый круг.
Еще одним возвращением в СССР на прошедшей неделе стали многочисленные программы, приуроченные к 30-летию со дня смерти «дорогого нашего Леонида Ильича». Первый канал повторил свой сериал с Шакуровым в роли Брежнева, а также посвятил этой теме целую субботнюю программу Андрея Малахова, а НТВ отметилось «Метлой».
Такое впечатление, что обе передачи делали одни и те же редакторы: одинаковые истории, одни и те же лица — Чазов, Дин Рид, Тихонович с Поплавской и со своей вечной «Малиновкой»… У Малахова, правда, зажигали всякие тетушки — уехавшие в эмиграцию актрисы, циркачки. А у Наталия Метлиной — детский хор, который исполнил до тошнотворности предсказуемую песню «Прекрасное далеко», и Жириновский, который кричал, что Брежнева убил Андропов.
Жириновский, кстати, на прошедшей неделе вообще отличился. В программе Соловьева «Поединок» он орал на режиссера Владимира Бортко, обвиняя его в том, что тот снимает фильмы «про идиотов всяких» (имелась в виду экранизация Достоевского), кричал на трехкратного олимпийского чемпиона, говорил «заткнись» кому-то еще. Я понимаю, что осень, обострение.
Понимаю, что это правила игры, что Жириновский без эпатажа не интересен никому, но иногда так хочется, чтобы кто-нибудь его по-мужски осадил… Бортко не решился дать в морду оппоненту. «Мстил» цифрами: мол, самая высокая рождаемость в СССР была зарегистрирована в разгар репрессий — в 1937 году. Красивый аргумент, что и говорить. Каждый раз, когда смотрю на Бортко, удивляюсь: до чего же похож и внешне, и манерами на Никиту Михалкова.
Не думаю, что оба в восторге от такого сравнения, но и умением ввернуть какой-то факт или цитату из великих режиссеры очень похожи. Слушать их, конечно, весьма любопытно. Но… я скучаю по фильмам Бортко. Ни в одной политической дискуссии он не скажет ничего ярче того, что показал в своем «Собачьем сердце».
Так зачем ходить на бессмысленные диспуты, да еще с такими экстравагантными противниками?
Что до жанров легких и незатейливых, то должна с удивлением отметить странное интервью Григория Лепса каналу НТВ. То певец во всеуслышание клеймит канал, говорит, что телевизионщики довели до приступа его маму, то везет с собой корреспондентов на гастроли и рассказывает о собственном алкоголизме, увлечении наркотиками, болезнях… Где логика?
Ну а что касается проекта «Танцы со звездами» … Прошлый мой пост вызвал шквал обсуждений: я ведь осмелилась покритиковать САМУ Бузову. Фанаты ведущей «Дома-2» не преминули заметить, что я завидую Ольге, потому что у меня нет такой известности (какой «такой»?..), красоты, ума… Что там еще… А, я еще в два раза толще Ольги — вот что. Дорогие мои, лишь бы вы сами верили в то, о чем пишете.
Ну а прошлый выпуск «Танцев со звездами» убедил меня в правильности составленного впечатления: Бузову в такие проекты приглашать можно только с одним условием, если она не проронит ни слова.
Впрочем, Ксении Собчак иногда тоже лучше жевать, чем говорить. В последнем выпуске «Госдепа» на «Дожде», посвященном теме гомофобии, Ксения яростно сражалась за права сексменьшинств, нападала на президента России, не появляющегося на публике с семьей, а в финале, с удовлетворением проанализировав результаты опроса (57 процентов респондентов высказалась за то, чтобы расширить список прав сексменьшинств), сказала: «Ни на одном федеральном канале такой процент не был бы возможен, а значит, это победа «Дождя»… На месте Ксении я сильно задумалась бы: а кто она — аудитория «победившего» «Дождя»?