От советского «вия» до франшизы «гоголь»: сравниваем актеров тогда и сейчас

В восточнославянской мифологии Вием назывался дух, несущий смерть. И, в принципе, можно сказать, что популяризировал такого инфернального персонажа Николай Васильевич Гоголь – именно в одноименном произведении писателя появляется демоническое существо, способное убивать взглядом. Несмотря на то, что повесть была написана в далеком 1835 году, помнят о страшном существе до сих пор, хотя прошло почти два столетия.

Иллюстрации к рассказу писателя начали появляться практически сразу после публикации произведения, а вот до создания более сложных образов, в том числе киношных, пришлось подождать несколько десятков лет.

Впрочем, Вий интересовал людей даже в эпоху, когда кинематограф только начал зарождаться. Что и говорить, в дореволюционной России уже были предприняты две попытки экранизировать историю про Вия. Насколько удачными вышли картины узнать уже не получится – обе немые ленты канули в лету. А вот фильм 1967 года с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей не только напугал несколько поколений зрителей, но и очень прочно вошел в культурную жизнь страны.

Чего только стоили революционные спецэффекты того времени и искусно созданная атмосфера, подогреваемая слухами о том, что именно съемки в «Вие» стали началом череды проблем для не побоявшейся лечь в гроб Варлей.

От советского «вия» до франшизы «гоголь»: сравниваем актеров тогда и сейчас

Леонид Куравлев и Наталья Варлей в фильме «Вий»

После выхода первого «советского фильма ужасов» кинематографисты на несколько десятков лет отказались от идеи вновь экранизировать «Вия» – не то понимали, что не хватит технической базы, не то действительно боялись. Так или иначе, в 2006 году на экраны вышел фильм «Ведьма» – сильно осовремененная версия оригинальной истории.

Спустя еще восемь лет на экраны вышел приключенческий фильм Олега Степченко «Вий 3D». В этой картине персонажи Гоголя выполняли скорее фоновые функции и просто присутствовали в истории о путешествии британского подданного Джонатана Грина, отправившийся в экспедицию по Евразии. Но, похоже, на этот раз карты легли как надо – картина не только стала самым кассовым проектом 2014 года, но и получила сиквел.

Да еще какой сиквел: в продолжении «Вия» герои (отправившиеся, правда, подальше от украинских сел – в Китай) встретятся с новыми персонажами в исполнении настоящих легенд мирового кинематографа – Арнольда Шварценеггера, Рутгера Хауэра и Джеки Чана.

Арнольд Шварценеггер и Джеки Чан на съемках фильма «Вий 2: Тайна печати дракона»

В 2017 году на большие экраны вышел мистический детектив «Гоголь. Начало», главным героем которого стал небезызвестный писарь третьего отделения императорской канцелярии Николай Васильевич. По сюжету великим писателем он не стал и даже уверенности в себе не приобрел, зато обнаружил, что обладает некими сверхъестественными возможностями.

И когда Гоголю представляется возможность отправиться расследовать мистические убийства девушек в полтавской деревеньке Диканька, он сразу же соглашается.

Александр Петров в роли Николая Васильевича Гоголя в фильме «Гоголь. Вий»

В первой части франшизы «Гоголь» уже появлялись придуманные писателем персонажи. Но именно в сиквеле героя ждет встреча с Вием. Единственным помощником для Гоголя в этой непростой миссии станет богослов и экзорцист в одном лице – Хома Брут, который уже встречался с Вием.

Чем закончится это роковое противостояния можно узнать в кино, а мы предлагаем сравнить, как выглядели персонажи рассказа «Гоголя» во всех экранизациях.

Хома Брут

Бурсак Хома Брут – главный герой мистической повести Гоголя. Именно его запирают в церкви, чтобы он отпел почившую панночку, которая пытается его погубить всеми возможными способами.

Леонид Куравлев в роли Хомы Брута в фильме «Вий» 1967 года

Валерий Николаев, создавший собирательный образ Хомы Брута в фильме «Ведьма» 2006 года

Алексей Петрухин в роли Хомы Брута в фильме «Вий 3D» 2014 года

Алексей Вертков в роли Хомы Брута в фильме «Гоголь. Вий» 2018 года

 

Панночка

Обратившаяся в ведьму красавица, которая призывает на помощь всю нечистую силу, чтобы сжить со свету бурсака Брута также является главным персонажем повести Гоголя. Этот образ стал фактически нарицательным и появлялся во множестве произведений разных жанров и форм.

Наталья Варлей в роли Панночки в фильме «Вий» 1967 года

Евгения Крюкова в роли Панночки в фильме «Ведьма» 2006 года

Ольга Зайцева в роли Панночки в фильме «Вий 3D» 2014 года

Ксения Разина в роли Панночки в фильме «Гоголь. Вий» 2018 года

Вий

Собственного, самого Вия – убивающего взглядом демона – кинематографисты всегда изображали по-разному. Советские киноделы отталкивались от заданных Гоголем установок, они изобразили Вия наиболее близко к «Гному с железным лицом и веками до земли». Современные авторы пошли чуть дальше и использовали при создании персонажа больше фантазии – благо, уровень технических возможностей позволяет использовать любые спецэффекты.

Понятно, что в этом случае обошлось без актеров, но сравнить образы все равно интересно.

Вий образца 1967 года

Вий образца 2014 года

Вий образца 2018 года

Сцена в церкви

Сцена в церкви также стала одним из самых узнаваемых эпизодов – как минимум в отечественном кинематографе. Начерченный на деревянном полу меловой круг, испуганный Хома, читающий Библию, летающая в гробу Панночка и полчища нежити вокруг – одна из кульминационных сцен, ради которой зрители зачастую готовы пересмотреть весь фильм целиком.

Сцена в церкви в фильме «Вий» 1967 года

Сцена в церкви в фильме «Вий» 1967 года

Сцена в церкви в фильме «Вий» 1967 года

Сцена в церкви в фильме «Ведьма» 2006 года

Сцена в церкви в фильме «Ведьма» 2006 года

Сцена в церкви в фильме «Вий 3D» 2014 года

Сцена в церкви в фильме «Вий 3D» 2014 года

Сцена в церкви в фильме «Вий 3D» 2014 года

Сцена в церкви в фильме «Гоголь. Вий» 2018 года

Трейлер фильма «Гоголь. Вий»

Смотрите фильм «Гоголь. Вий» в кинотеатрах с 5 апреля.

«Гоголь» завоевал награду на фестивале биографического кино в Италии

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: