Календарь сплетника: 8 работ сергея бондарчука
25 сентября 1920 года на свет появился Сергей Федорович Бондарчук. В 94-ю годовщину его рождения вспоминаем фильмы, которые он оставил после себя. Конечно, на его счету множество замечательных ролей (в том числе, скажем, у Роберто Росселлини). Но сегодня предлагаем поговорить о его режиссерских работах.
Тем более, во многих своих картинах он снимался сам и снимал членов своей семьи.
В качестве режиссера Сергей Федорович дебютировал в 1959 году с картиной Судьба человека по мотивам произведения Михаила Шолохова. Главную роль Бондарчук тоже сыграл сам. Фильм удостоился главного приза ММКФ, а также был признан самой лучшей картиной по результатам опроса журнала Советский экран.
Кадр из фильма Судьба человека
В 1961-м году началась работа над экранизацией романа Льва Толстого Война и мир. В 1963-м начались съемки. А к 1965-му была готова первая часть эпического полотна. Всего Бондарчук создал пять частей, в которые уложился весь роман.
Экранизация получилась подробной и классической — никаких радикальных трактовок, все именно так, как принято рассказывать в школьном курсе литературы. Экранизация стала второй советской лентой, получившей премию Оскар. Это была победа для кино СССР — тем более, что, говорят, за роман Толстого было решено взяться после того, как американцы сняли свою версию легендарного произведения.
Себе Сергей Федорович в своем фильме отвел роль Пьера.
Кадр из фильма Война и мир: Андрей Болконский (Вячеслав Тихонов) и Наташа Ростова (Людмила Савельева) на балу
Войной и миром Бондарчук доказал, что он — настоящий мастер батальных сцен. Этот свой талант он подтвердил и в следующей работе — итало-советской ленте Ватерлоо. Картина получилась масштабной — в съемках были заняты 15 тысяч солдат-пехотинцев и две тысячи кавалеристов. Но это массовка.
А главные роли исполнили звезды первой величины — Род Стайер, Орсон Уэллс и другие. Фильм получил две премии BAFTA — в номинациях Лучшие костюмы и Лучшая работа художника.
Кадр из фильма Ватерлоо
Следующая работа Бондарчука тоже была тепло принята не только советской, но и мировой критикой. Фильм Они сражались за Родину (снова по произведению Шолохова, в основу лег его неоконченный роман) участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля. Эта картина стала последней для великого Василия Шукшина. Он умер в 1974 году, когда съемки были в разгаре.
Из-за смерти актера работа над фильмом на некоторое время была приостановлена.
Кадр из фильма Они сражались за Родину
После Они сражались за Родину Сергей Федорович снял камерный фильм, о котором сегодня мало кто вспоминает — он вошел в историю, в первую очередь, как мастер эпических полотен. Но в 1977-м он экранизировал повесть Чехова Степь. Картина не выдвигалась ни на какие награды, прошла в кино без шума.
Но, возможно, именно этим она и ценна.
Кадр из фильма Степь
После Степи Бондарчук взялся за новый международный проект — дилогию Красные колокола. Ее первая часть основана на книге Джона Рида (автора знаменитых Десяти дней, которые потрясли мир) Восставшая Мексика. Первая лента дилогии Красные колокола, фильм первый — Мексика в огне получила Хрустальный глобус на кинофестивале в Карловых Варах.
Вторая — Красные колокола, фильм второй — Я видел рождение нового мира — осталась без каких-либо крупных наград. И как раз вторая раскрывает историю революции в России, рассказанную американским журналистом. Обе работы были восприняты неоднозначно — особенно на фоне предшествующих им гениальных фильмов Сергея Федоровича.
Кадр из фильма Красные колокола, фильм первый — Мексика в огне
Кадр из фильма Красные колокола, фильм второй — Я видел рождение нового мира
После очень не ровной революционной дилогии Сергей Федорович создал ленту, которую зрители и критики восприняли с восторгом: речь о Борисе Годунове. Стоит ли говорить, что он не только поставил фильм, но и сыграл в нем главную роль. Картина вновь попала в конкурс Каннского кинофестиваля, и хоть так и не удостоилась Золотой пальмовой ветви, само по себе участие в смотре означало очень многое.
Афиша фильма Борис Годунов
У последней работы Сергея Федоровича оказалась трудная судьба. Он задумал снять фильм по Тихому Дону (до него свою киноверсию этого романа создал его учитель — Сергей Герасимов, именно она считается хрестоматийной) еще в 1980-х, но деньги на экранизацию нашлись не сразу. Режиссера выручили итальянские продюсеры.
Однако они выставили условия: в частности, сами занялись подбором актеров на главные роли. Григория сыграл Руперт Эверетт, деда Пантелея Ф. Мюррей Абрахам, а Аксинью — Дельфин Форест (до того, как ее утвердили на роль, с романом она знакома не была). Работа над лентой началась в 1986-м.
В 1991-м стартовали съемки. К 1993-му Бондарчук закончил монтаж режиссерской версии картины, однако все рабочие материалы были конфискованы банком-кредитором. 10-серийный Тихий Дон лег на полку, Сергей Федорович не дожил до его премьеры (он ушел из жизни в 1994 году).
Тем не менее, картина увидела свет. В 2005-м ее выкупили, сын режиссера Федор Бондарчук доснял некоторые сцены (в первую очередь, пейзажи). Таким образом, работа над последним фильмом классика нашего кино была завершена.
Кадр из фильма Тихий Дон
Сергей Федорович Бондарчук снимал фильмы, которые становились частью истории. Благодаря его лентам знакомые персонажи открывались для зрителей с новых сторон. Бондарчуку почти всегда удавалось то, что умеют отнюдь не все режиссеры — создавать самодостаточное произведение искусства, при этом, сохраняя уважение к литературному первоисточнику.
Именно поэтому его работы будут смотреть и пересматривать и через много лет.
94 года назад родился Сергей Федорович Бондарчук