Голос войны: пять советских артисток, чьи песни привели к победе
Клавдия Шульженко
Великая Отечественная война вошла в историю как самая кровопролитная из всех. Миллионы человек отдали свои жизни ради одного — победы над фашистскими захватчиками. Невозможно перечислить все то, через что пришлось пройти советским людям. Фронтовики и те, кто трудился в тылу на благо огромной страны на протяжении мучительных четырех лет, прошли долгий путь. С началом войны кино, театр и музыка, казалось бы, ушли в затишье, но в действительности это было не так.
Артисты продолжали творить искусство — вечное, живое… События тех лет – это не только артиллерийский гул, но и песни, способные воодушевлять на подвиги. В связи с Днем Победы SPLETNIK.RU решил вспомнить советских женщин, творчество которых несомненно нашло отражение в сердцах тех, кого застала война.
Клавдия Ивановна Шульженко
Если приехала Шульженко, значит, завтра идем в наступление, — так отзывались о певице военные. Имя Клавдии Шульженко было знакомо всем фронтовикам. Она одна из тех, кто начал выступать перед солдатами с самого начала войны. В 1941 году, джаз-оркестр с участием Шульженко становится фронтовым джаз-ансамблем.
А чуть позже родилась знаменитая композиция Синий платочек, ставшая одной из главных во фронтовое время.
Клавидия Ивановна добровольно гастролировала на протяжении четырех лет. Только во время 900-дневней блокады Ленинграда Клавдия вместе с ансамблем дала более ста концертов как в самом. Трудно поверить, что 12 июля 1942 года ей даже удалось спеть на сцене Ленинградского Дома Красной Армии (после этого выступления ей вручили медаль За оборону Ленинграда).
Некоторые музыкальные критики, впоследствии анализировавшие творчество Шульженко, утверждали, что именно в годы войны она сформировалась как артистка. В ее репертуаре больше не было места случайным песням. Голос Клавдии стал целебным бальзамом для всех тех, кто бился за победу.
Синий платочек,Друзья-однополчане, Давай закурим — эти и многие другие композиции были всеми разучены наизусть.
Клавдия Шульженко. Кадр из видеоролика
Клавдия Шульженко
Любовь Петровна Орлова
Ее считали примадонной советского кино. Любовь Петровну отличала аристократическая внешность и невероятно мелодичный голос. Многие помнили ее по музыкальным комедии, как Веселые ребята, Цирк, Волга, Волга.
Свои потрясающие вокальные данные звезда с успехом перенесла не только на экраны, но и в жизнь. В годы войны Орлову, как и Шульженко, не остановил страх перед лицом смертельной опасности. Она гастролировала по стране и успела выступить под Москвой, Киевом, Курском и не только.
Поговаривают, что Орлова настолько вселяла уверенность в бойцов, что это стало поводом для недовольств в фашистских кругах. Немцам казалось удивительно странным, что, несмотря на шедшие бои, фронтовики все равно отправлялись на полевые концерты. Говорят, что нацисты пытались убить Орлову: после одного из выступлений артистке вручили букет белых роз с отравленными шипами.
В итоге у звезды началось заражение крови, и ее лишь чудом удалось спасти — благодаря вмешательству Сталина, который затребовал лучших советских и европейских медиков.
И хоть война шла семимильными шагами и не жалела никого, артистка самоотверженно продолжала заниматься любимым делом, в 1941-42 годах даже успевала периодически появляться на съемках на Мосфильме.
Любовь Орлова
Лидия Андреевна Русланова
Лидия Русланова – еще одна женщина, вклад которой в годы войны вряд ли может быть переоценен. Гвардии народная артистка – вот именно так стали называть ее фронтовики. Трудно представить, как Лидии Андреевне вместе с остальным коллективом удалось дать более тысячи концертов за четыре года войны. Она появлялась не только на фронте, но и в тылу — в первую очередь, в госпиталях.
Люди также своими силами сооружали концертные площадки, куда все, у кого была возможность, могли приходить и подпевать Руслановой. В такие моменты казалось, что победа уже близко, а, может, что и не было войны вовсе.
Мама во время войны не вылезала буквально с фронта. Она даже на лыжах передвигалась из одной части в другую, чтобы дать концерт. Во время войны мама подарила армии две батареи Катюш,
— вспоминала Маргарита Крюкова, дочь Лидии Руслановой.
Действительно, на свои заработанные до начала войны деньги Русланова приобрела Катюшу, которая в скором времени была отправлена на Первый Белорусский фронт, где также находился муж артистки.
Русланова не раз рассказывала, что вместе с композицией Валенки не подшиты, стареньки (эта песня стала визитной карточкой артистки) они дошли до самого Берлина. На последнем концерте, который советская звезда давала вместе с ансамблем, с Лидией Андреевной приключился памятный случай.
Я пою русскую песню Степь широкая и вижу, что кто-то расталкивает людей, все ближе пробирается к нам. И вдруг бросается прямо на ступени. Сразу узнала его, хоть и возмужал он, офицером стал, вся грудь в орденах. Выжил.
Подняла его руку и крикнула: Смотрите! Вот русский солдат! Умирая, он верил в Победу. И он дошел до Берлина. Он победил,
– рассказывала об одном из выживших бойцов Русланова.
Лидия Русланова
С самого начала боевых действий артистка в составе одной из ведущих концертных бригад выступала вместе Владимиром Хенкиным, Михаилом Гаркави и могими другими. Начальником сформировавшегося ансамбля был директор Центрального дома искусств Борис Филиппов. Русланова могла отказаться от концертов еще в первые дни войны, ведь приходилось репетировать в катастрофических условиях.
Некоторые дома культур, где собирались музыканты, находились под обстрелом, но они продолжали подготовку.
Посыпались бомбы, затрещали пулеметы, задрожала земля от взрывов…Смотрю, никто и ухом не ведет, слушают, как в Колонном зале. Думаю, имне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже…В общем, налет фашистов выдержала, программу довела до конца,
— так вспоминала Русланова свое первое крупное выступление под Ельней.
Как потом рассказывала певица Тамара Ткаченко, многих солдат ничто не могло остановить от того, чтобы пойти и послушать Русланову. По словам, артистки, выступавших всегда тепло встречали и сопровождали концерты бурными аплодисментами.
Одно из главных передвижных выступлений Лидии Андреевны состоялось у стен Рейхстага 2 мая (меньше недели оставалось до составления Реймского договора и подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии). Один из участников боевых событий, Борис Уваров, делился вскоре, что это был впечатляющий концерт.
Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова… Ком в горле встал,слез не сдержать. Но не только со мной такое.
Герои, орлы фронтовые, нагруди тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали, заказывали своипесни – кто сибирские, кто про Волгу-матушку…
Маршал Советского Союза Георгий Жуков, ставший случайным участником концерта, после выступления Руслановой подозвал ее к себе, снял со своей груди почетный орден и вручил Лидии Андреевне. Память о славных днях в Берлине артистка решила увековечить собственной подписью на колонне Рейхстага.
Валерия Владимировна Барсова
Валерия Барсова (урожденная Калерия Владимирова) была одной из самых выдающихся советских певиц. О ней мы знаем, к сожалению, не так много, однако доподлинно известно, что с 1920-го по 1947 годы она являлась солисткой Большого театра СССР. Валерия Владимировна внесла огромный вклад в развитие искусства.
Выдающаяся камерная певица за годы служения прекрасному собрала репертуар из более 600 композиций.
К моменту начала войны Барсова уже давно сложилась как артистка, и ее выступления посещали целыми семьями. Она была пронзительна и неповторима в своих сценических образах. И этот творческий накал звезда сохранила и в годы войны.
Артистам Большого театра пришлось непросто в те годы: первые несколько месяцев здание пустовало, поскольку находиться в нем было небезопасно. Всем выступавшим пришлось переместиться в другие концертные залы и там готовить номера. К началу 1943 года в Дворце культуры имени Куйбышева уже состоялось более двух десятков балетных и оперных спектаклей, в которых принимала участие и Валерия Барсова.
Валерия Барсова
Валерию Барсову прозвали русским соловьем: ее пение было исключительным, а в годы войны стало по-настоящему особенным. Репетиции в холодных, неотапливаемых помещениях могли отразиться на вокальных данных артистки, но, к счастью, этого не произошло. Стоит отметить, что вместе с остальными Валерия Барсова все же отправилась на фронт, где ей, так же как и другим, нужно было вселять в бойцов надежду и веру в их собственные силы.
Концерты, которые успевали давать артисты в более-менее безопасных городах, служили в качестве финансовой поддержки. Деньги, вырученные с выступлений, направлялись в Фонд обороны на постройку танков и самолетов. Только одна Валерия Барсова отдала из собственных сбережений несколько десятков тысяч рублей.
А всего было собрано более трех миллионов рублей.
Антонина Васильевна Нежданова
Антонина Нежданова входила в число тех артистов, которым удалось пережить не только Великую Отечественную войну, но и Первую мировую. Еще задолго до начала военных событий о ней многие знали. Она в свое время успела побывать на гастролях за границей.
К примеру, в 1912 году она отправилась выступать в Париж, а уже через десять лет Антонина Васильевна гастролировала по Западной Европе.
Неждановой предлагали уехать и жить на Западе, но она настолько была привязана к Родине, что не могла решиться на это. Вряд ли артистка догадывалась тогда, какие страшные времена грядут и сколько крови будет пролито за мир, который и она в том числе воспевала. Ее нежный, но звонкий голос был знаком многим советским людям, композициями в ее исполнении заслушивались. На радио постоянно звучали всем давно знакомые песни.
И хотя к началу войны Неждановой уже шел 70-й десяток и она, в отличие от других, более молодых артисток не гастролировала по фронтовым местам, мы не могли не вспомнить имя этой замечательной артистки. Своими композициями она еще задолго до начала войны воодушевила бойцов сражаться за родные земли. Некоторые фронтовики вспоминали, что Антонина Васильевна, несмотря на плохое самочувствие, выступала по радио (до 1941 года она делала это реагулярно).
Последний концерт Неждановой на радио состоялся 4 августа 1943 года – в тот самый период, кода позади уже был Сталинград, но активно велась битва под Курском. Возможно, услышав голос Антонины Васильевны, фронтовики вдохновлялись и шли к намеченной цели. Такие артисты, как Антонина Нежданова, могли взбодрить кого угодно.
Обращаюсь с призывом к Вам, певцы и певицы, артисты, художники нашей Родины. Будьте самыми вдохновенными, самыми правдивыми, мудрыми художниками во всем мире! Высоко несите славу искусства,
— так завершила свое выступление Нежданова 8 ноября 1945 года, когда уже прошло несколько месяцев после окончания войны. В ее словах завещана величайшая сила искусства, которая в годы войны помогла не пасть духом, а ценой жизней 25 миллионов человек дойти до Рейхстага и положить конец самому кровопролитному периоду в человеческой истории.