Исповедь настоящего фаната «звездных войн»

Исповедь настоящего фаната «звездных войн»

«Звездные войны» не стали в России предметом культа в 90-е, потому что первые фильмы киносаги пришли на просторы нашей родины только на VHS и одновременно с затмившими их «Терминатором» и «Хищником». Поэтому в то время даже прожженные фанаты не вешали на стену лампу в виде световых мечей (как у Говарда Воловица из «Теории большого взрыва»): мало кто оценил бы, да и не продавалась у нас тогда особо сувенирка.

Как и у многих, мое знакомство с сагой началось в те времена с VHS-кассеты с четвертым эпизодом. И с множества вопросов. Например, почему история начинается с цифры 4? В условиях отсутствия интернета о причинах странной нумерации ходили самые противоречивые слухи, и в каждой дворовой компании был кто-то, «видевший» первые три фильма.

Не добавляла ясности и вводная часть сюжета, которая подавалась в виде бегущих на фоне звездного неба титров на английском и, конечно же, без перевода. Так, «Звездные войны» не только поражали спецэффектами (этим могли похвастаться и «Терминатор» с «Хищником», ставшие доступными на кассетах примерно в то же время), но и манили тайной.

Все изменилось с выходом первого фильма новой трилогии в 1999 году. Во-первых, потому что за год до премьеры «Скрытой угрозы» Джордж Лукас договорился о сотрудничестве с LEGO, а во-вторых, из-за волоокого Хейдена Кристенсена, который играл главную роль. Прилавки оказались заполнены игрушечными танками, звездолетами и дроидами, «Звездные войны» стали появляться на школьных пеналах и портфелях.

Тогда у моего соседа по даче появился собранный из ЛЕГО дроид-«колобок» из эпизода I, и мы с ним на все лето забыли о футболе и прочих радостях. Это круглое чудо техники могло разворачиваться в «боевую форму», прокатившись пару метров, — прямо как в кино! Но самое главное, мы не могли не сказать спасибо красавчику Хейдену Кристенсену, ведь в состоящем доселе преимущественно из юношей строю фанатов стали гораздо чаще мелькать женские лица.

А ведь «Звездные войны» с самого начала были сказкой для мальчиков: про юного сироту, рыцарей с сияющими мечами и горстку храбрецов против орды плохих парней.

Девушкам просто не с кем было ассоциировать себя в этой истории: единственному значимому женскому персонажу отводилась второстепенная роль — принцессы, которую нужно спасать (порой одетой при этом во фривольное металлическое бикини). И вот, как мотыльки на свет фонаря, фанатки стали слетаться, привлеченные красавчиком Кристенсеном.

Позднее что-то подобное произойдет, когда в фильмах по комиксам Marvel снимутся Крис Эванс и Том Хиддлстон, а куча девочек заявит, что они всегда любили гик-культуру и комиксы (даже если в жизни не открывали не одного). И тут я впервые почувствовал себя обманутым, когда, 20 минут размахивая руками, рассказывал одногруппнице в футболке с принтом в виде маски Дарта Вейдера, что Хан Соло выстрелил первым, и Лукас был не прав, изменив это в ремейке.

Я пылал праведным гневом, моя риторика была безупречной, а доводы — неоспоримыми. Только вот она даже не смотрела оригинальную трилогию, ведь там не снимался душка Кристенсен. «Да как ты смеешь носить эту футболку!» — воскликнул я тогда в сердцах.

Изменения в структуре фан-базы отражали новый курс, выбранный Lukasfilm: ориентацию на массового зрителя с упором на детей. Ради этого был введен Джа-Джа Бинкс — придурковатый утконос с ластами вместо ушей, который моментально вызвал волну ненависти у фанатов «старой школы». Ради этого запустили сериал «Войны клонов» о молодом Энакине Скайуокере и его еще более юной спутнице Асоке Тано. Мы с друзьями не понимали, что происходит: на наших глазах сага превратилась в детскую сказку.

После мрачной и суровой «Мести ситхов», в которой джедаев расстреливали в спину, Республика гибла под гром аплодисментов сената, а Дарт Вейдер убивал детей, нам подсунули мультик, в котором драмы было не больше, чем в «Телепузиках».

Так что можно сказать, что «диснеизация» саги началась задолго до исторической сделки Лукаса. Но масштаб, который она может принять, вызывает у поклонников «Звездных войн» закономерные опасения. Так, уже заявлено об отказе «Диснея» от образа принцессы Леи в плену у злодея Джаббы (когда она была вынуждена щеголять в упомянутом выше металлическом бикини): фигурки героини в вызывающем наряде не будут выпускаться, и ее даже запретят рисовать в соблазнительных позах.

Ход, в общем-то, логичный в свете последних феминистических тенденций. Только вот сама Кэрри Фишер назвала это решение «идиотизмом».

Конечно, дело не в фривольном костюме (даже весьма узнаваемом и обыгранном, в том числе в сериале «Друзья»). Дело в том, что фанаты опасаются превращения их любимой истории в «безопасный для детей», стерильный, пресный коммерческий продукт. Ведь если раньше футболка с магистром Йодой означала принадлежность человека к некой общности, то теперь Вейдер и компания встали в один ряд с Мэрилин Монро и Элвисом Пресли — популярные образы, чей бэкграунд вторичен.

Быть гиком, обсуждать «Звездные войны» стало просто модно. Поэтому хочется по-хипстерки пробурчать: «Я-то любил все это до того, как оно стало мейнстримом!»

И если когда-то поклонники «Звездных войн» бурно радовались возросшей популярности сеттинга и собирали на полочке банки «Пепси» с изображениями любимых героев, то теперь лезущий отовсюду «джедайский» меч, скорее, раздражает. Создается впечатление, что каждая вторая компания пытается примазаться к шумихе вокруг выхода «Пробуждения силы», чтобы заработать на этом копеечку. Ничего неожиданного, конечно, но теперь манекены с головами имперских штурмовиков в торговых центрах стали напоминать фальшивые елочные игрушки из анекдота: красивые и яркие, только вот радости от них никакой.

Леонид Кискаркин

Star Wars Celebration — Праздник для фанатов Звездных Войн (Репортаж)

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: