Евгений стычкин: «глобальной разницы между нашими артистами и теми, кого предлагает голливуд, нет»
Корреспондент «Вокруг кино» встретился с Евгением Стычкиным практически на краю света – в Южно-Сахалинске, где с 8 по 14 марта проходил первый фестиваль телевизионных художественных фильмов. Евгений прилетел на остров, чтобы представить ставший триумфатором минувшей Премии ассоциации продюсеров кино и телевидения проект «Троцкий», в котором сыграл Ленина, но поговорить согласился о многом – в ближайшее время у актера выходит целая череда новых проектов.
— Начну с, наверное, самого стандартного вопроса на Сахалине: вы сразу согласились сюда прилететь?
— Да, конечно. Я думаю, что это и самый стандартный ответ на Сахалине. К сожалению, мы очень мало путешествуем по стране. А она огромная и прекрасная, несмотря на не очень пока развитую инфраструктуру, дороги и вообще возможности для полноценного путешествия. Но поездки по стране достойны того, чтобы тратить на них очень много времени, тем более когда вот так вдруг выдается возможность отправиться так далеко… Мы же вырываемся чаще всего и легче всего, когда это часть профессии.
Поэтому да, конечно, я согласился сразу.
— Я так понимаю, это первый раз, когда вы забрались так далеко? Какие впечатления? Я знаю, вы были вчера на горнолыжном курорте, причем поехали туда практически с трапа самолета, как все прошло, как погода?
— Да, «Горный воздух» (горнолыжный курорт, находящийся в черте города Южно-Сахалинск. – Прим.ред.) – прекрасный курорт. Для меня, честно говоря, все произошло довольно быстро: я очень тяжело работал, а потом уехал надолго в Индию, где отключил телефон и вообще прервал всякую связь с миром… А когда вернулся – в тот же момент согласился ехать на Сахалин.
И поскольку одновременно с этим я занимался всякой работой, то даже не успел подготовиться – например, не знал, что здесь можно покататься на лыжах. Приехал, вот, кататься, в джинсах и в майке. Но ничего, добрые люди меня как-то переодели (улыбается).
Я не знал, что здесь такой прекрасный полноценный курорт, это было приятной неожиданностью. Поэтому, когда я сошел с самолета – и все отправились похмеляться и спать, я немедленно пошел набраться немного воздуха и здоровья.
Евгений Стычкин на курорте «Горный воздух» в Южно-Сахалинске
— Тогда следующий вопрос, наверное, немного относится к теме «похмеляться». Вы в Инстаграме опубликовали фотографию, сделанную здесь на Сахалине и поставили хештег «вино и устрицы или краб и водка». Что в итоге выбрали?
— Вы знаете, к стыду своему я еще ничего не выбрал…
— Выбрали поспать? (разница в часовых поясах с Москвой составляет 8 часов, к тому же время полета на остров составляет в среднем 8-9 часов. – Прим.ред.).
— Нет, я как раз не выбрал поспать. Я выбрал не выпивать и закусывать для того, чтобы перестроиться на местное время. Вместо всего этого пришел в номер, почитал и лег спать. Не заснул ни фига, уснул только восемь часов спустя, под утро.
Поэтому, собственно, не получил ни того, ни другого – ни сна, ни краба, ни водки. Но сегодня я непременно сделаю какой-то выбор. Но думаю, что к вину можно вернуться в какой-то другой части страны.
— Вы приехали на фестиваль «Утро Родины» представить зрителям сериал «Троцкий», где вы исполнили роль Ленина. Расскажите про процесс создания образа вашего героя, и какое у вас отношение к этой личности?
— Фильм «Троцкий» вышел осенью прошлого года и, естественно, был приурочен к 100-летию революции. Что касается отношения… Вы знаете, я не сразу решился играть Ленина. Потому что я, во-первых, — совершенно нанего не похож, а во-вторых — не понимал, каким образом его играть.
Троцкого, и вообще многих персонажей можно играть, не особенно думая о том, чтобы быть идеально похожим. Потому что кто по большому счёту помнит и понимает, как должен выглядеть Троцкий. А с Лениным — другое дело.
И если ты пытаешься сделать его абсолютно похожим, то он становится таким дедушкой Лениным из старых советских фильмов. Мне кажется, такой персонаж не нужен, его уже много раз показывали, и, конечно, он таковым не был. Если же ты пытаешься играть только характер, не задумываясь о внешней схожести, то ты неминуемо нарвёшься на то, что многие люди будут говорить, что ты не похож.
Я не понимал, как схватить этот образ, потому что для меня он – абсолютное и безусловное зло. Но при этом до этого образа не дотянешься за счёт агрессии или ненависти — больших эмоций. В нём есть какая-то чернота, пустота. Но потом мы начали играть, и я как-то расслабился. На съемках был гениальнй гример, она сделала из меня Ленина, просто рисуя на мне, как на холсте.
Я сразу отказался от пластического грима. Его трудно носить и можно использовать только если тебе очень надо или ты вообще играешь в фильме про инопланетян. А так, мне кажется, лучше просто найти похожего актёра.
Евгений Стычкин в фильме «Троцкий»
— Вы работали как в сериалах и телевизионных фильмах, к примеру «Троцкий», так и в полнометражном кино. Скажите, в каком кино проще, а в каком интереснее сниматься? Телевизионном или предназначенном для показа на больших экранах?
— Нет никакой разницы. Не может быть проще или не проще. Всё зависит только от материала, с которым ты работаешь, плюс от технологии съемки.
Сегодня очень многие сериалы – начало этой тенденции скорее всего положил «Гоголь» – снимаются так, чтобы были достаточно хороши с изобразительной точки зрения, чтобы их можно было показывать в кинотеатрах. Если же попытаться увидеть хоть какую-то разницу между этими форматами, можно говорить только о том, что для тебя выгоднее, как для артиста, что тебя продвигает. Но и эта разница, на мой взгляд, стала архаичной.
Еще 5, 7, 10 лет назад, когда ты говорил, что работаешь над проектом, всегда спрашивали – в кино или в сериале. И предполагалось, что есть некая иерархия, где кино – это верх горы, а сериалы расположены пониже. Если в сериале 4 серии – это еще ничего, если 8 – уже хуже, а если 16 или 20 – то и говорить было не о чем, явно какая-то гадость. Теперь этого нет. Очень сильно поменялся бизнес.
Люди вкладывают огромные деньги и привлекают огромные силы для того, чтобы снимать сериалы. Так что сегодня имеет значение материал, по которому ты работаешь, и люди, с которыми ты работаешь. И так по всему миру – сейчас многие кинематографисты, причем как мейнстримные, так и арт-хаусные, переходят на телевидение.
Там больше пространства для каких-то манёвров и экспериментов, перспектив и денег.
— Смотрите ли вы сами сериалы? Если да, то какие?
— Я смотрю сериалы, да, конечно. Отечественного производителя смотрю очень редко. Мне, конечно, трудно абстрагироваться от того, что я всех знаю. Но некоторые фильмы я, конечно, смотрю. А западных сериалов я смотрю довольно много. И потому что они невероятного качества, это просто приятное времяпрепровождение, и потому, что это область, в которой я работаю. Нельзя выпадать из контекста.
Всегда смешно, когда ты приходишь к режиссёру, который начинает снимать какой-нибудь сериал и говорит: «Я всю эту дрянь не смотрю». Типа он большой режиссер, и снимал кино. А теперь он будет снимать сериал, но смотреть «всю эту дрянь» он не хочет.
Это так не работает. Сериалы — это огромная, очень крутая и развивающаяся индустрия, и нужно быть к ней очень внимательным.
Евгений Стычкин с женой Ольгой Сутуловой
— Недавно в прокат вышел фильм «За гранью реальности» с вашим участием, в которой также снялся голливудский актёр Антонио Бандерас. Расскажите об опыте работы с этим человеком и были ли какие-либо интересные случаи на съёмочной площадке?
— Знаете, мы в ленте нигде с ним «не совпадаем», поэтому я не успел его «потрогать».
— Сожалеете, что не получилось с ним близко поработать?
— Знаете, у меня есть большое количество картин с разными заграничными прекрасными артистами, ну и плюс я ездил учиться к Иване Чаббак в Лос-Анджелес. И там тоже имел возможность работать с, возможно, не так много добившегося артистами, как Антонио Бандерас, но с много снимающимися, профессиональными актерами. В общем, по большому счёту, какой-то глобальной разницы между нашими артистами и теми, кого предлагает Голливуд, нет.
Кроме, пожалуй, готовности к работе, и, наверное, степени того, насколько человек посвящает себя тому, что делает. Они ни о чем другом не говорят и не думают, не обсуждают крабов и водку, количество машин, кто где отдохнул… Они безостановочно говорят и думают о работе. С одной стороны, это лимитировано и просто скучно, а с другой, с точки зрения профессии — это, наверное, правильно. Тогда работа платит тебе такой же любовью, с которой ты к ней относишься.
Поэтому, сказать, что я жалею, что не познакомился с Антонио Бандерасом, не могу.
— Есть ли роль, которую вы давно хотели сыграть и почему?
— В кино — нет. В театре я уже давно разговариваю с моим товарищем, режиссёром Павлом Сафоновым, о том, чтобы ставить «Ричарда III». Мне это было бы интересно.
А в кино… Знаете, очень многие роли, которые я сыграл в последнее время и в кино, и на телевидении – это характерные образы. Они могли быть не обязательно какими-то весёлыми, есть и страшные упыри, но при этом это характерные персонажи. Недавно мы сняли 8-серийнный сериал для Первого канала — «Алиби».
И там я играю не то, что себя, но я играю «от себя». Я не пытаюсь надеть на себя какую-то маску, и сегодня мне именно это, пожалуй, интереснее всего. Формат Станиславского: «Я в предлагаемых обстоятельствах».
Евгений Стычкин в фильме «За гранью реальности»
— У вас очень много проектов либо выходит на экраны в ближайшее время, либо уже вышли – «За гранью реальности», «Гоголь»…
— Да, честно говоря, все проекты, которые у меня выходят, немного «за гранью реальности» – по количеству, это правда.
— Еще вы играете в театре… Но вопрос все-таки о ролях в кино. Вы в последнее время пробуете себя в совершенно разных амплуа. Это и криминальный триллер «За гранью реальности», и мистический фильм, если говорить о «Гоголе», и даже музыкально-криминальная комедия «Клубаре»… Вы осознанно расширяете диапазон ролей или так получается случайно: вам нравится материал, и вы соглашаетесь?
— Я, конечно, осознанно хочу попробовать, все, что можно. Это скорее некий поиск, желание попробовать разные жанры и направления. Я, в общем, как и каждый артист, не застрахован от ошибки.
Иногда ты можешь согласиться на картину, которая тебе кажется очень интересной, а она таковой не будет. Но я очень стараюсь выбирать себе работы, и так случайно получилось, но за последние три года я не отдыхал почти ни одной минуты. Я закончил работать в конце декабря и с тех пор от всего отказался, вообще ничего нового не беру. И может быть к лету соглашусь на что-нибудь, и то подумаю – может, лучше в театре что-нибудь выпущу. Иначе можно выхолостить себя, остаться совершенно пустым.
Поэтому я пытаюсь сдержаться. Хотя, конечно, очень привыкаешь к тому, что работаешь шесть дней в неделю в лучшем случае, а в общем и семь. Последнюю картину «Алиби» мы снимали в Петербурге и так получилось, что мне приходилось перемещаться из кадра в кадр. И на съемочной площадке ставили выходные на те дни, когда я играл спектакли в каких-то других городах. Поэтому я в течение полугода выходных не имел.
Ничего, вроде выжил.
— Вот как раз насчет «Алиби». Я так понимаю, в этом сериале вы играете со своей супругой. Как так получилось – это была изначальная задумка режиссера или все-таки мучительный процесс проб? (основная линия сериала строится на работе главного героя – сценариста, который придумывает не только для кино, но и для создания алиби для клиентов своего агентства, куда однажды обращается и его собственная супруга. – Прим. ред.)
— Мы просто приехали такие на съемки: «О, привет!». Нет, конечно, были пробы. Оля (Ольга Сутулова. – Прим. ред.) уже какое-то время снималась для компании «Среда» и, соответственно, они хотели что-то попробовать с нами. Это была картина, в которой отношения между нашими героями очень сложные.
И, в общем, всегда играть дружбу или любовь с человеком, которого ты хорошо знаешь – это совсем другой уровень, другой уровень близости, другой уровень всего. Поэтому это здорово. Другое дело, что режиссеру мы могли «не подойти» – он мог видеть эту пару героев по-другому.
Но в данном случае Нурбек Эбен почти сразу – хотя пробовалось огромное количество других прекрасных артистов – как-то к нашей паре прикипел. Так что опыт вышел непростым, но очень интересным.
Евгений Стычкин на съемках фильма «Алиби»
— Перейдем к «Гоголю», поскольку это самая ближайшая кинопремьера с вашим участием (в сериале Евгений играет роль полицейского Бинха. – Прим. ред.). Тем более, что здесь, в Южно-Сахалинске уже прошел предпремьерный показ этой ленты и многие успели «Вия» оценить. Создатели ленты приняли решение больше времени уделить пост-продакшену из-за чего выход второго фильма перенесли на несколько месяцев.
Были ли из-за этого решения досъемки и, если да, каково было возвращаться на площадку после перерывов между «Началом» и «Вием»?
— Мы сняли восемь серий. И уже потом, когда продюсеры смотрели картину, они поняли, что у проекта потенциал гораздо выше, чем нужен для телевидения – по уровню картинки, звука и так далее. И вот они придумали такой неожиданный формат – показывать по две серии «Гоголя» в кинотеатрах. То есть, не то, чтобы мы останавливались и каждый раз снимали какое-то новое кино. Все, что показывали и будут показывать на больших экранах – часть единого кинопроизведения, телепроизведения. И это очень важно.
Другое дело, что в итоге из этих восьми серий смонтировали три картины. И после того, как выйдут все снятые серии «Гоголя», зрители, которые пошли на фильмы в кино, по телевизору смогут посмотреть и сериал, в котором будет больше деталей, чем было показано на больших экранах. Но все равно в любом виде «Гоголь» остается цельной историей – мы отсняли его сразу, так что говорить о том, что были какие-то перерывы между съемками, нельзя.
— Тогда последний вопрос на сегодня – и опять про «Гоголя». Когда вы впервые оказались на съемочной площадке, каким вы представляли будущий проект – для вас это был триллер, мистический фильм, детектив, ужастик с какой-то исторической или литературной основой?
— Да фиг его знает, ничего я не представлял (улыбается). Мы на абсолютно частной встрече с Александром Цекало разговорились, что он собирается делать. Он меня отвел в сторону и сказал, что будет такое кино про Гоголя: «Вы с Гоголем расследуете страшные убийства, будет такой готический триллер». Я сказал: «Охрененно», мы пожали руки. Все.
А спустя какое-то количество месяцев начались сами съемки.
Евгений Стычкин в фильме «Гоголь. Начало»
Команда фильма «Гоголь. Начало»
Трейлер фильма «Гоголь. Вий»
Смотрите фильм «Гоголь. Вий» в кинотеатрах с 5 апреля.