Екатерина мцитуридзе: «мы двигаемся в правильном направлении»
С 1 по 10 октября в Петербурге пройдет Международный медиафорум. Это третья попытка создать в Северной столице фестиваль мирового уровня. Как говорится, Бог троицу любит. Третью версию концепции придумала и воплощает в жизнь глава Роскино, очаровательная Екатерина Мцитуридзе.
В эксклюзивном интервью она рассказала, что ее команда приготовила для профессионалов кино- и телебизнеса и обычных зрителей, какие премьеры ни в коем случае нельзя пропустить и как ухитриться охватить за день два-три показа.
– Екатерина, в связи с форумом у вас абсолютный цейтнот. Как вы все успеваете?
– У меня есть любимая фраза из кэрролловской «Алисы»: «Если хочешь оставаться на месте, надо двигаться быстро, а если хочешь куда-то добраться, надо двигаться в два раза быстрее». Я всю жизнь существую в таком темпе. Но сейчас работа занимает 17–18 часов, и времени на сон остается крайне мало.
Месяц придется просто перетерпеть.
– Это стоит того?
– Стоит хотя бы потому, что, я уверена, создала лучшую команду, и мы двигаемся в правильном направлении. Посмотрим на результат. Впервые в России пройдет кинорынок, на площадке которого объединятся кино, телевидение и интернет.
Кстати, это принципиально не конкурсное событие.
– Санкции как-то повлияли?
– Есть подозрение, что одна из голливудских мейджорских студий отказалась по этой причине, но остальные 1500 человек приедут. Все-таки деловые люди оперируют несколько иными категориями. А вот несколько режиссеров первого эшелона отказались приехать в Санкт-Петербург из-за «гомосексуального» закона, при этом их фильмы будет демонстрироваться.
Это уже было отношение и доверие ко мне лично, что я бесконечно ценю. Хотя обидно, ведь ничего с принятием этого закона не изменилось.
Еще у нас была заявлена площадка кастингов, которую организовывали лондонские партнеры. Когда отменили Год России в Великобритании, им была дана директива не лететь и на форум. Мы договорились, что, когда все утрясется, осуществим этот проект в качестве эха питерского медиафорума.
– Какие мероприятия обязательно стоит посетить?
– Мне сложно выделить… Архивное кино, кино 2014 года, а тем более сентябрьские новые фильмы точно нельзя попустить. В «Авроре» будет представлено пять фильмов с последнего Каннского фестиваля. Эту программу составил Саша Мамонтов, один из апологетов хорошего вкуса в Петербурге. Показ откроется фильмом, получившим Гран-при, – это «Мамочка» Ксавье Долана, 25-летнего вундеркинда, входящего в десятку самых востребованных режиссеров мира.
В «Англетере» мы представим фильмы из фестивальной программы в Локарно. Это сугубо авторское кино. Представьте, фестиваль закончился в конце августа, а у нас уже есть конкурсные картины, включая получившую «Золотого леопарда» пятичасовую ленту филиппинского режиссера Лава Диаса. Для киноманов это большой куш.
Будет и программа нового британского кино.
– Со взрослыми разобрались. А как же подрастающее поколение?
– Я заметила, что эта тема присутствует на всех фестивалях мира, но только не в России. Хотя начинать надо с детей. Если ты смотришь с младенчества хорошие мультфильмы, а потом разное качественное кино, то проблем в дальнейшем не возникнет.
Для школьников и студентов – наша программа Teen spirit.
Один из лучших критиков публицист Михаил Трофименков составил программу о роли политиков в истории. Рекомендую посмотреть фильм «Власть» про Франсуа Олланда. Съемочная группа напросилась в Елисейский дворец и месяц бегала за ним с камерой.
Олланд, наверное, предполагал, что получится некая ода, а получилась живая и довольно смешная зарисовка.
Особое внимание стоит обратить на программу документального кино. Один из представленных фильмов рассказывает о журнале «Нью-Йорк таймс» от лица Мартина Скорсезе, другой – об известном художнике, рисующем комиксы. Повествование идет от имени его поклонника – Джонни Деппа. Совершенно сумасшедший фильм про Бьорк под названием «Биография»!
Его показ состоится в Нью-Йорке только через две недели.
В рамках программы фэнтези представлены фильмы, повлиявшие на развитие жанра в целом. Это кино 40-х, 60-х, 90-х годов, которое обусловило появление «Гравитации». Один из фильмов – с блондином Марчелло Мастроянни и Урсулой Андресс в главных ролях.
Представляете?!
– Если бы вы были обычным зрителем, что посмотрели бы обязательно?
– Программу Каннского фестиваля. Кроме того, я бы не пропустила премьеру нового фильма Франсуа Озона.
Показы в основном будут проходить в кинотеатрах «Аврора, «Англетер», «Родина», «Художественный», «Великан-парк» и на новой сцене Александринского театра.
– В число ваших партнеров входит и Эрмитаж. Какой аргумент был главным для Пиотровского в его решении поддержать проект?
– Каждый раз, когда я встречаюсь с Михаилом Борисовичем, у меня возникает ощущение, что я разговариваю со сверстником. Поэтому особо уговаривать его не пришлось. Уникальный человек!
Когда я сегодня уходила от Пиотровского, то увидела толпу тинейджеров, которые ждали встречи с ним, принесли какие-то эскизы. Эрмитаж – не затхлый склад, а молодой организм, в котором кипит жизнь.
– В сам Эрмитаж заглянули?
– Не получилось. Но в Эрмитаже я училась, проходила практику, месяц жила в общежитии. Было ощущение волшебства! Никогда бы не подумала, что вернусь туда уже в качестве партнера Михаила Борисовича.
Кстати, в наш каталог он написал самое короткое замечание: «Медийное искусство эфемерно, оно оживает только соприкасаясь с музейным пространством. Удачи всем!»
– Фильмы, которые будут демонстрироваться на форуме, что называется, на любителя. Это ведь не массовое кино?
– Массовое: «Стражи галактики», «Трансформеры» – в прокате. Но я далека от снобизма, я тоже их люблю… А последних «Трансформеров» вообще считаю шедевром визуального искусства. Остальным еще лет двадцать до этого идти!
Кроме всего прочего, там появился посыл.
– А бывает, что хочется посмотреть фильм для себя, а не по работе?
– Конечно! Но это никогда не будет современное кино! Висконти я любила в студенческом возрасте, когда хотелось какой-то драмы. А сейчас вокруг столько трагедий, что хочется чего-то легкого.
Поэтому я с удовольствием смотрю старые фильмы.
– Например…
– Дореволюционный фильм Якова Протазанова «Официант», в котором играет сам Михаил Чехов. Там так все закручено! А из американского кино люблю все фильмы с Хамфри Богартом и Лорен Бэколл: «Касабланка», «Иметь и не иметь»… Старый Голливуд до Монро – это моя слабость.
– Увидев на афише имя какого актера, вы поймете, что этот фильм надо смотреть обязательно?
– Брэда Питта. Через его образы проходит время. Более того, Питт – это современный Марлон Брандо.
Качество и количество сыгранных им ролей не уступает послужному списку Брандо. Любой, кто не согласен с этим, вычеркивается из моего списка (улыбается). Просто у Брандо был флер странного человека, а Брэд Питт – очень открытый парень, несмотря на то, что ему за пятьдесят. Пацан!
Он абсолютно не звездный: вечно с этими детьми под мышкой, Анджелиной на плече… Он – человек XXI века.
Нет больше загадочных звезд: в дымке, с длинными мундштуками, в боа… Они более приземленные, но не менее статусные. И социально ответственные. То, что делает семья Питт – Джоли во всем мире, достойно восхищения!
А ведь живут они скромно, в основном за счет Джоли. Питт как продюсер вечно ввязывается в проекты, которые не приносят прибыли. «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» – роскошное кино, настоящее искусство, но неприбыльное! К тому же гонорары звезд только кажутся колоссальными, а на деле из 30 миллионов за фильм на руки актер получает пять. Остальное съедают налоги, социальные выплаты…
– Как они сводят концы с концами?
– Продают фотографии детей, снимки со свадьбы… Для меня звезды – это люди не тусовки, а дела.
– Дела делами, а как же гламур?
– Единственный фестиваль, где гламур работает с кинематографом на равных, – Канны. «Четыре кита, на которых держится этот фестиваль, – кино, гламур, пресса, рынок», – это фраза его легендарного президента. В Венеции главное – бизнес, в Берлине – политика. А мы хотим соблюсти баланс между социальной активностью, праздником и рынком.
Сегодня нет рынка – нет фестиваля. Кстати, директор Каннского фестиваля и директор Каннского кинорынка приедут к нам на открытие! А директор кинорынка даже вошел в попечительский совет.
– Наверное, здесь большую роль сыграли ваши личные отношения.
– Я бы сказала, репутация. Связи и репутация. Я умею дружить и работать, не разделяя эти понятия.
Все главы транснациональных компаний, кинорынков в первую очередь очень дружелюбные и открытые люди.
– После женитьбы Джордж Клуни станет губернатором. Это ваше предсказание?
– А потом президентом, и у нас появится друг. Отменим санкции. Он на полном серьезе собирается, и у него есть все шансы – образованный, дипломатичный.
– Вы общались со многими известными людьми. Педро Альмодовар и Дэвид Линч даже вызвали у вас слезы. Кто еще вам запомнился?
– Ларс фон Триер. Каждая встреча с ним – событие. Помню, после скандала в Каннах, когда его не пустили на фестиваль, я должна была брать у него интервью. Так получилось, что в очереди ожидающих мы были последними, и Триер пригласил нас пообедать.
Он очень милый человек, шутит отменно!
– Он умеет шутить?
– Еще как! «Вы станете моими агентами, будете докладывать, что там про меня пишут», – дал нам задание. Так вот, на обеде присутствовали его группа, жена, дети, теща… Дети без конца висли на руках у его ангелоподобной супруги, кочевали от бабули к бабуле.
– Просто итальянское семейство!
– Вот так рушатся стереотипы. Все было очень весело, шумно. Мы с ним обсудили «Антихриста», и я сказала, что фильм очень оптимистичен. «Да? Вот этого мне еще никто не говорил.
Надо с тобой поплотнее пообщаться».
– А из русских актеров кто вам близок?
– Костя Хабенский, Чулпан Хаматова, Маша Миронова, Ксения Раппопорт, Данила Козловский. Есть еще один молодой человек – Александр Сокуров. Хулиганистее, смелее и креативнее человека сложно найти. А еще у него уникальное чувство юмора! Иное дело, что он не всем это транслирует. Зато Сокуров мгновенно схватывает все новое. Вот не знает он, что такое стартап-аллея, но уже через несколько минут начинает генерировать идеи.
Это свойство ума выдающихся людей.
– Наше кино известно хоть кому-нибудь, кроме истинных ценителей?
– Конечно! «Левиафан», получивший приз в Каннах, стал событием. А у нас сейчас будут долго обсуждать, отправлять его на «Оскар» или нет, несмотря на то, что фильм продан во все страны мира. В Париже премьера прошла с аншлагом.
– А нашему зрителю этот фильм будет интересен?
– Ну, если мы будем считать, что массовому зрителю интересны исключительно «Пираты Карибского моря», тогда нет. У нас культура просмотра умного кино вытравливается – осознанно или по халатности – людьми, руководящими культурой. Нет альтернативных кинотеатров, государственной структуры, пропагандирующей наше кино. Бондарчук пять лет носится с этой идеей.
В результате открыли пару-тройку кинотеатров, а дальше, на уровне ведомств, отвечающих за культуру, все глохнет. В Китае ежедневно открывается два-три новых кинотеатра. Я не призываю вставать на их путь: нам ближе французская модель. Просто надо что-то делать.
У русского кино есть все, чтобы стать таким же популярным, как французское или израильское.
– А в театр вы ходите?
– Раньше случалось чаще. Если кино я могу смотреть разное, снисходительно отношусь к мелким огрехам, то к театру у меня максималистское отношение. В Питере, на мой взгляд, есть один главный театр – МДТ под руководством Додина. Все, что он делает, – это проявление того самого патриотизма, о котором нам рассказывает, но совершенно не имеет представления ведомство, отвечающее за культуру. Люблю Мариинку, часто приезжаю на премьеры.
Диану Вишневу стараюсь не пропускать никогда: считаю ее одной из величайших балерин в мире. Это другой уровень. И опять же Питер – город, который дает возможность возвыситься над суетой.
Беседовала Анна Абакумова