«Дело храбрых»: каким должно быть добротное американское патриотическое кино
Сегодня в прокат выходит драма Джозефа Косински «Дело храбрых». Режиссер, можно сказать, дебютант: до этого он проявил себя как постановщик лишь двух полных метров, причем в фантастическом жанре — «Трон: Наследие» (2010) и «Обливион» (2013). У Косински успели сняться большие звезды: в первом фильме Джефф Бриджес, а во втором — аж Том Круз. Локомотивом третьего высказывания (тут Косински изменил диковинным мирам и экшену с подлинной историей) стал Джош Бролин.
Помимо него в картине отметились все тот же Джефф Бриджес, Тейлор Китч, Дженнифер Коннелли, Майлз Теллер и другие. Обозреватель «Вокруг кино» разобрал фильм по косточкам и даже вывел на его основе рецепт добротного американского патриотического кино.
Каков наш первый шаг на кухне? Сначала мы думаем, какое блюдо приготовить и в чём. Можно сделать «Цезарь» в салатнице, можно пожарить яичницу в сковородке, можно запечь утиные грудки на противне в духовке. Если переносить эту метафору на фильм «Дело храбрых», то в качестве блюда выступает патриотизм (да, наши браться за океаном на этом собаку съели и всем преподадут урок), а в качестве кастрюли (формы с определенными рамками, в которые это все облечено) — жанр биографическая драма.
Подчеркиваем: именно драма — с сознательным уходом от элементов триллера и боевика. В патриотическом кино есть определенные приемчики must have — так сказать, советы от шеф-повара. Во-первых, стилистика. Развевающиеся американские флаги, нескончаемый оптимизм с экранов, вера в собственные силы — с нами же Дядя Сэм. Конечно, все это в «Деле храбрых» налицо. Но тут надо отдать дань уважения создателям фильма — не переборщили.
Эти каноны жанра соблюсти обязательно, как воду в кастрюлю для супа налить. Но слишком много нельзя, а то пустится через край, и труд насмарку.
Майлз Теллер и Тейлор Китч в фильме «Дело храбрых»
Еще один важный концептуальный момент, так сказать, касательно консистенции блюда: в Америке ценят гражданскую инициативу. И хорошо показать не военных, действующих по приказу (хотя и такого кино достаточно), а добровольцев, готовых жертвовать жизнью. Одна из американских (ну и общечеловеческих) ценностей — самоорганизация: я могу сам сделать что-то полезное для своей страны — указывать мне не надо, я готов предлагать.
В этом плане показателен пример первой в американской истории муниципальной пожарной дружины под названием «Гранитная гора» (оригинальное название — Granite Mountain Hotshots), состоявшая из простых парней. Они считали своим долгом сражаться с огненным монстром в лесу, то есть с пожарами, буйствующими каждое лето.
Основа основ патриотического кино — подвиг. Как же без него! Только вот подвиг не рождается с бухты-барахты — герои не вылупляются из яйца уже в броне и с мечом.
В фильме это показано: долгие изнурительные тренировки, сертификация как инициация. Без бумажек путь в профессиональное сообщество закрыт, боссы смотрят свысока и на ответственные задания не отправляют, несмотря на то, что отряд проявляет мастерство. Вроде бы это внутренняя кухня пожарных, маленькая деталь, но она важна: раскрывает, сколько труда нужно, чтобы добровольцы встали наравне с профи. Каждого бойца «Гранитной горы» руководитель гоняет и по «матчасти».
Это поучительная часть истории: ничего нахрапом не возьмешь — нужно упорство в «штудиях». Взращивание профессионализма — это раз. Второй аспект — становление коллектива. Да, тут нельзя никого «гнобить» — все за одно. Взаимовыручка не только на полях сражений с огнем, но и в быту — ключ к успеху. Это все в фильме показано как нельзя кстати.
Только вот можно было бы поярче показать будни команды: не только то, как все вместе в минивэнах едут на задание, полные оптимизма, и «колбасятся» под рок-музыку. Можно было бы добавить сцен с «дружеским плечом» (они есть, но не помешало бы еще).
Джош Бролин и Джефф Бриджес в фильме «Дело храбрых»
Яркие главные герои — мясо фильма. Командира и идейного вдохновителя «Гранитной горы» Эрика Марша сыграл Джош Бролин (ага, это Кейбл из «Дэдпула» в драматическом амплуа). Да, харизмы этому актеру не занимать.
Когда надо, он может превратиться в строгого начальника, а когда того требует ситуация — в заботливого отца. Ну и конечно же, в собранного и быстро мобилизующегося профи с огромным рюкзаком жизненного опыта и знаний (в поход без такого багажа никак). Все это Джош Бролин в своем персонаже удачно совместил. Только вот мы помним, что актер наделен потрясающим даром комика, а в фильме этого раскрыть не удалось.
Понятно, что драма, да-да, нагнетание, но пару отеческих шуточек с назиданием вставить бы не помешало. Это бы однозначно укрепило образ авторитетного командира, который иногда дружескими подколами хлопает товарищей по по плечу. Шуточки Бролина были бы аппетитной косточкой в мясе!
Еще один яркий образ — Брендан МакДона (Майлз Теллер). Он пришел в отряд дохляком, судимым за кражу наркоманом. Что привело героя на путь исправления — не расскажем. Это было бы большим спойлером. Эрик Марш принял беднягу. Хотя вроде бы ну что между героями общего? И зачем сомнительной личности шанс давать? Ведь можно таким макаром и аттестацию «запороть».
А вот это все — драматические ходы, ради которых стоит сходить в кино. За Брендоном было страшно наблюдать. Не хотелось, чтобы эта история была становлением героя и лица передовиц газет из «гадкого утенка». Такой поворот слишком уж избит.
И к чести создателей «Дела храбрых» Бредан на протяжении всей истории сохранит свою некую неуклюжесть, неловкость и сомнения. Слава Богу, а то бы мясо в супе было бы нарочито жирным, а это тоже не по вкусу пришлось бы.
Джош Бролин и Дженнифер Коннелли в фильме «Дело храбрых»
Перчинки истории добавляют, естественно, женские персонажи и любовная история. Линия главного героя и его жены Аманды Марш (Дженнифер Коннелли) типична: он весь в работе, а она — дома и хочет детей. Идея не нова.
Поэтому тут главное — выбрать яркие средства, чтобы ее раскрыть. Вот бы докрутить эту линию супругов Марш, «додраматизировать». Яркие подробности не помешали бы и отношениям Брендана МакДоны с любимой, и тем более Кристоферу МакКензи (Тейлор Китч) и его медсестре. Ну да, тут у нас эпицентр всего действия — пожары в Аризоне. А совместить мелодраматические элементы с трагическим экшеном — нелегкая задача для режиссера.
Но можно было бы лучку добавить — чтобы женская аудитория слезу пустила, да и не только. Так пожарные стали бы зрителю еще ближе.