Рецензия на фильм «черновик»: вымученное кино без фантастики

С экранизациями у Сергея Лукьяненко дела обстоят довольно любопытно. С одной стороны – два успешных фильма про «Дозоры», суммарно собравшие больше 70 миллионов долларов в прокате и сделавшие из Константина Хабенского суперзвезду. С другой – вышедший через год «Азирис Нуна» (провал как в кассовом, так и в художественном плане) и несколько нереализованных проектов по произведениям именитого фантаста.

«Черновик», который был призван в корне переломить ситуацию, только лишь усугубляет положение и гробит все надежды на неординарное или хотя бы качественное кино. В центре сюжета – разработчик компьютерных игр Кирилл (Никита Волков), который в один прекрасный день оказывается вычеркнут из собственной жизни. Герой, лишившись крова, семьи и друзей (девушка Аня успела бросить его еще накануне всей этой неприятной ситуации) по мистической наводке навигатора добирается до заброшенной башни на Софийской набережной, где выясняет, что ему предстоит стать таможенником между мирами.

Рецензия на фильм «черновик»: вымученное кино без фантастики

Кадр из фильма «Черновик»

Интригующая, казалось бы, завязка на деле и остается ничем иным, как интригующей завязкой. Злую шутку с экранизацией «Черновика» сыграло очень многое, но максимальный урон целостности картины и ее художественной составляющей нанесло именно желание создателей вместить все сюжетные линии первоисточника в сценарий. Не менее губительным стала идея снять не только полнометражку, но и сериал по мотивам романа, в котором заявлено сразу несколько новых героев и сюжетных арок.

В результате в фильме практически нет объяснений, касающихся того, по какому принципу устроены все эти альтернативные миры. По отрывочным диалогам складывается двойственное впечатление: либо таможенники открывают двери в миры, либо создают. Что из этого верно, а что нет, чем именно является таинственный Аркан и почему он выпадает из всей перечисленной (крайне скудно представленной, кстати) вереницы миров сказать сложно даже после окончания просмотра.

Кадр из фильма «Черновик»

Экранизация в итоге напоминает тело с ампутированными конечностями: если в романе были указаны хоть какие-то детали, пусть и не всегда уместно или адекватно выглядящие, то в фильме их попросту безжалостно выкинули, оставив в фокусе только основные события. Последствия печальны: например, в телефоне Кирилла почему-то записан номер человека, у которого он пару эпизодов назад допытывался имени.

  Да и вообще по «Черновику» раскиданы всякие штуки, которые не появляются больше раза или максимум двух. Будут ли они введены в сюжет сериала уже не важно: такое попустительское отношение к зрителю отбивает всякое желание когда-либо возвращаться к этому миру.

«Черновик» выглядит как длинный и никчемный пролог ко второй части, видеть которую совершенно не хочется.

Среди бесконечных вопросов зачем и почему, возникают и другие. Например, связанные с мотивацией героев. Героем при этом можно назвать разве что Кирилла – он единственный, кто предпринимает хоть какие-то действия (которые, правда, сводятся к глупым перемещениям в пространстве и попытках спасти любовь всей своей жизни).

Он же, кстати, вызывает у зрителя наименьший негатив – в частности потому, что играет обычного парня, уровень требований к которому не так и высок.

Кадр из фильма «Черновик»

Отношения персонажей меняются с дружбы и нежной привязанности до ненависти и обратно буквально за долю секунды. При этом любовь, которая здесь выступает главной движущей силой – именно ради бросившей его Ани Кирилл готов пойти на многое, если не на все, также подана с позиции констатации факта: перед нами любовь до гроба. Верится в это с трудом: из-за невыразительной игры дебютантки Ольги Боровской и того, насколько неадекватно ведет себя Аня в ее исполнении.

Попытка начать с чистого листа в таком контексте смотрится не только бесполезной и наивной, а попросту глупой.

Аналогичная ситуация и с родителями героя: почему он так сильно к ним привязан совершенно не объясняется. Создается впечатление, что незнакомых людей просто рандомно поместили в один кадр: ни одного эпизода, да что там, упоминания об эмоциональной близости Кирилла и его родных в «Черновике» так и не будет, только формальные фразы о крепких брачных узах.

«Черновик» максимально не кинематографичен. И дело даже не в очень плохой графике, хотя такой уровень спецэффектов сложно было бы простить даже в начале нулевых годов.

Непредсказуемыми твистами «Черновик», прямо скажем, не блещет, а книжные финты поданы слишком вычурно. В этом якобы фантастическом проекте на деле практически нет фантастики. Альтернативные миры выглядят так, как будто их наспех сняли на зеленом фоне при очень плохом освещении, декорации невыносимо скудны, исторические отсылки выглядят нелепо, а попытки показать неспособность героев уходить от определенных мест дальше строго обозначенного расстояния – попросту жалко.

Так же, как и камео самого Лукьяненко и режиссера Сергея Мокрицкого, помогающих подняться главному герою в одной из сцен. Символизма на этот раз не получилось.

Кадр из фильма «Черновик»

О камео вообще можно заводить отдельный разговор: при просмотре «Черновика» складывается впечатление, что звезды отечественного кино и шоубиза просто взяли себе по несколько минут времени на больших экранах. От Ян Гэ, которую показывают к месту и не к месту, например, к концу фильма просто некуда деваться. При этом при таком разнообразии знаменитостей в кадре ярких персонажей в картине днем с огнем не сыскать.

Герои, как бы иронично это не звучало, не дотягивают даже до уровня функционалов, которых они играют. Они просто входят в кадр. Произносят какие-то напыщенные фразы (часто под не менее пафосную музыку). Выходят из кадра. Ноль динамики, ноль характера, ноль внутренних переживаний, ноль хоть какой-то уникальности.

Кроме того, в картине явный перебор с попытками играть этаких роковых мамзелей – что у Пересильд, что у Янушаускайте вышли блеклые копии, мнущиеся и пытающиеся из себя хоть что-то выдавить.

Кадр из фильма «Черновик»

В «Черновике» есть более-менее приличная шутка про Люберцы: по сюжету, герой не может отойти от башни более, чем на 15 километров, и на вопрос о том, что делать, если ему надо в этот район, ему советуют даже не пытаться туда соваться. В остальном же это абсолютно незапоминающееся, вымученное кино, с кастрированным сюжетом, раздражающими героями и плохой графикой.

Трейлер фильма «Черновик»

Смотрите фильм «Черновик» в кино с 25 мая.

«Хан Соло», «Черновик», «Секса не будет!!!» и другие киноновинки недели

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: