Анна меликян: «перемыть кому-нибудь косточки с подругами — это я люблю, это нормально»
Сегодня ее называют надеждой нашего кино, кудесницей жанровых фокусов, а главное, думающим режиссером, который способен рассказать смешно о трагичном и трагично о самом страшном. Анна Меликян окончила ВГИК, факультет режиссуры игрового кино (мастерская С.А. Соловьева и В.Д.
Рубинчика), в 2002 году. Ее студенческие короткометражные фильмы «Анданте», «Полетели», «До востребования» и «Контрабас» стали призерами более чем 40 международных кинофестивалей, приобретены музеями кино Рима и Мельбурна. В 2001 году Анна Меликян прошла практику в различных кинокомпаниях в Германии (Франкфурт, Висбаден) по приглашению немецкого Института им.
Гете, в 2002–2005 гг. была режиссером ряда документальных фильмов для ТВ и телепередач, а с 2005-го руководит собственной кинокомпанией Magnum.
— Вы сами пишете сценарии к своим фильмам и продюсируете собственное кино. Вы как перфекционист не доверяете эти роли другим и хотите на всех этапах участвовать в проекте?
— Есть другая причина: я просто не могу найти хорошие сценарии, которые хотелось бы снимать. А продюсирую сама, потому что так мне проще: полностью отвечать за процесс. Хотя бывает, и очень нуждаешься в совете кого-то большего, чем ты сам.
Анна Меликян
Премьера дебютного фильма «Марс» (2004) состоялась на Берлинском кинофестивале, но громко заявила о себе Анна Меликян, когда сняла свою вторую полнометражку — «Русалку». Лента удостоилась приза «Независимая камера» на кинофестивале в Карловых Варах в 2008 году. Тогда же «Русалка» претендовала на Гран-при в категории «Драматический фильм» (программа «Мировое кино») на «Сандэнсе» и взяла там приз за режиссуру в категории «Драматический фильм» (программа «Мировое кино»).
На Берлинале-2008 творение Анны Меликян было удостоено Приза ФИПРЕССИ (программа «Панорама»). Также «Русалка» получила Гран-при международных фестивалей в Софии и Ереване и была выдвинута от России на премию Американской киноакадемии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
— После «Русалки» вы долго не снимали ничего как режиссер. С чем это было связано?
— Я не знаю. Просто творчество ушло из моей жизни, затаилось до лучших времен.
Несмотря на фестивальный успех «Русалки», свой следующий полнометражный фильм («Звезда») Анна Меликян сняла лишь спустя семь лет и получила Приз за режиссуру на «Кинотавре» в 2014 году. В картине есть и «мясо», то есть мысль, и зрелищность. И на актрис у Анны Меликян какой-то особый нюх. Тинатин Далакишвили просто прекрасна, а ее тандем с Северией Янушаускайте невероятно «вкусно» смотрится на экране.
Кроме того, Павел Табаков доказал в «Звезде», что он не просто младший представитель известной театральной династии, а самостоятельная творческая единица. Последняя работа Меликян — сборник новелл «Про любовь» — скорее, кассовое кино, нежели независимое. Фильм завоевал Гран-при «Кинотавра-2015» и победил в номинации «Лучший фильм» на фестивале «Золотой орел — 2016».
Мария Шалаева и Евгений Цыганов после «Русалки» вновь оказались на съемочной площадке у Анны Меликян.
Анна Меликян с «Золотым орлом»
— Так или иначе, но все ваши фильмы про любовь. А что для вас значит это слово?
— Любовь — это мотив жить для меня.
Телевизионная премьера фильма «Про любовь» состоится 6 марта в 22:30 на Первом канале.
Американский журнал Variety включил Меликян в десятку самых перспективных режиссеров мира. Помимо того что Анна снимает свое кино, она пишет сценарии и продюсирует, в том числе фильмы и сериалы других режиссеров. Одной из ее последних продюсерских работ стал сериал «Дневник Луизы Ложкиной».
— Вас изначально заявили как режиссера сериала «Дневник Луизы Ложкиной», но снимала в итоге Анна Саруханова. Вы передали съемки сериала ей из-за нехватки времени?
— Несколько лет назад я сняла пилот этого сериала. Была изначальная договоренность о том, что я делаю только пилот, потом продолжает другой режиссер. Это нормальная практика.
— Какова ваша роль в проекте «Дневник Луизы Ложкиной»?
— Я могла бы быть просто продюсером этого проекта, но так вышло, что я сняла пилот, то есть изначально всю стилистику фильма и его настроение мы заложили в пилоте.
— Вы принимали участие в кастинге, оказывали влияние на выбор актеров на главные роли?
— В пилотной серии, которую я снимала, был другой кастинг. Хотя Людмилу Волкову, актрису на главную роль, мы нашли именно тогда. Впоследствии, поскольку прошло несколько лет, пилот был полностью переснят, и многие актеры заменены. Но исполнительница роли Луизы Ложкиной Людмила Волкова осталась. И в этом, мне кажется, главная удача проекта. Потому что в сериале про девушку 90% успеха зависит от исполнительницы главной роли.
Здесь было сразу ясно, что мы не ошиблись, и Волкова идеально подходит на эту роль.
Анна Меликян
— Чем вообще вас привлек этот проект? Почему согласились поработать в команде сериала «Дневник Луизы Ложкиной»?
— Этот проект сам пришел ко мне: его принесла автор книги (в основе сериала лежит одноименная книга) Катя Метелица. Посмотрев фильм «Русалка», она решила, что я подхожу на роль режиссера. Мне проект просто сразу очень понравился — захотелось его реализовать.
— Как относитесь к сериальному производству в России? На ваш взгляд, оно вышло на новый уровень?
— Ну, уровень очевидно вырос, появляются интересные нестыдные проекты. Многие хорошие режиссеры, в том числе режиссеры артхауса, сейчас запросто снимают сериалы. Например, Борис Хлебников «Озабоченных» снял для ТНТ.
— Вы бы хотели снять сериал именно как режиссер, а не только выступить продюсером?
— Это возможно. Все зависит от материала.
Канал «Ю» в качестве подарка женщина к 8 Марта покажет сразу все 20 серий «Дневника Луизы Ложкиной». Для отечественного телевидения это беспрецедентный случай.
— Что можете пожелать нашим женщинам в канун 8 Марта?
— Подставить лицо солнцу, улыбнуться и верить во все хорошее.
— Когда вам в последний раз дарили цветы. Какие ваши любимые?
— Мне часто дарят цветы, но мне больше всего нравится, когда это не связано с каким-то поводом, а просто так, вдруг захотелось принести цветы. Мне нравятся все цветы, которые пахнут весной: сирень, тюльпаны… Еще люблю ромашки.
— История в сериале «Дневник Луизы Ложкиной» в том числе и про женскую дружбу. Как вы считаете, она вообще существует? У вас есть близкие подруги?
Как любите проводить с ними время?
— Друзей-мужчин у меня больше, но с женщинами я тоже дружу. Время проводим как все, довольно банально — ничего необычного рассказать вам не могу.
Нино Кантария, Людмила Волкова и Нина Лощинина играют в сериале «Дневник Луизы Ложкиной» близких подруг
— Как относитесь к женским сплетням? И сплетничаете ли сами?
— Перемыть кому-нибудь косточки с подругами — это я люблю, это нормально. А вот сплетничать я не очень склонна. Ведь что такое сплетни?
Это же слухи, основанные на неточных сведениях, то есть во многом выдумка. Мне выдумки хватает в кино.
— На ваш взгляд, сериал «Дневник Луизы Ложкиной» будет интересно посмотреть мужчинам?
— Я думаю, хороший проект интересно смотреть всем, а мужчинам — чтобы узнать что-то новое про своих женщин.
— Своей дочери покажете «Дневник Луизы Ложкиной» или ей еще рано?
— Конечно, покажу. Ей будет интересно, там же одна из важных линий — это история отношений Луши со своим маленьким сыном. Эта линия очень забавная и трогательная.
Дочери Анны Меликян Александре сейчас 9 лет. Свою беременность режиссер скрывала даже от коллег по съемочной площадке «Русалки». Меликян не хотела, чтобы ее положение стало для всех проблемой.
Она молчала и работала. Бывали случаи, когда ее увозили в больницу со съемочной площадки, но отсутствие было краткосрочным, и режиссер быстро возвращалась в строй.
— В профессии вы сталкивались с гендерными предрассудками? Вообще насколько сложнее в России снимать кино женщине по сравнению с мужчинами?
— Снимать кино — это тяжелый физический и моральный труд. Есть проекты, в которых женщине просто сложно с этим справиться, да может, и не надо. Я не сталкивалась ни с какими предрассудками, но сама очень часто говорю продюсерам, которые приносят мне какие-то невероятные сценарии про войны, сражения, бесконечные битвы, что я девочка, и на поле боя выходить не хочу. Хотя бывают, конечно, и исключения, как Кэтрин Бигелоу, например.
Но дело не только в выносливости — просто чаще всего ты снимаешь о том, что тебе близко, понятно, интересно. А играть в войну и бегать с пистолетиками — это все же забава для мальчиков.
Анна Меликян
— Часто пользуетесь какими-то женскими хитростями на работе или в жизни?
— Если и пользуюсь, то бессознательно.
— По-вашему, женщина должна быть слабой?
— Должна или не должна — не знаю. Женщина в принципе слабая, даже если всем она кажется очень сильной.
Смотрите сериал «Дневник Луизы Ложкиной» 5 марта с 11:30 до 22:40 на канале «Ю».