«Анна каренина»: как карен шахназаров снимал сериал и фильм одновременно
Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» был экранизирован 29 раз в 11 странах мира. В 30-й взялся за это дело Карен Шахназаров, снявший «Курьера», «Зимний вечер в Гаграх», «Исчезнувшую империю», «Белого тигра» и много других хороших фильмов.
«Мне всегда нравился роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». В свое время даже была идея его экранизировать. Но в тот момент я не очень горел ею. Когда продюсер Антон Златопольский предложил мне экранизировать «Анну Каренину», тоже были сомнения. Ему пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить меня взяться за это дело. Решающими стали два момента.
Во-первых, мы придумали ход — взять за основу не только сам роман, но и произведения В.В. Вересаева «На Японской войне» и «Рассказы о Японской войне». Это позволило многие вещи организовать драматургически, в том числе финал. Он у нас вроде бы тот же, но сакраментальной сцены нет. Вторым принципиальным моментом стало то, что я снял уже много разных картин: и комедии, и музыкальные комедии, и артхаус, и военное кино. Но никогда у меня не было фильма о любви.
А о взаимоотношениях мужчины и женщины никто лучше Толстого не написал и уже никогда не напишет. Я это абсолютно точно могу сказать, пройдя уже довольно большой отрезок жизни и имея опыт общения с дамами. Когда я снимал «Анну Каренину», то всякий раз поражался, насколько правдоподобно все описано — именно так, как происходит на самом деле. В этом гений Толстого.
Я подумал, раз уж так все гармонично складывается, то надо браться. Сейчас могу сказать, что очень благодарен Антону за то, что он меня убедил. Это, кстати, первый фильм в моей жизни, который я снимал с подачи», — назвал Шахназаров причины, из-за которых он взялся за экранизацию «Анны Карениной».
Чем отличается телевизионная версия «Анны Карениной» от полнометражной
В июне в прокат выйдет полнометражная версия экранизации Карена Шахназарова. Создатели проекта считают, что это другое произведение, даже назвали его иначе — «Анна Каренина. История Вронского». «Это был новый для меня опыт — делать фильм и сериал.
Полный метр в большей степени получился другим. А сериал я бы назвал многосерийным фильмом. На мой взгляд, получились разные по существу картины.
Мы же не снимали фильм, а из того, что не вошло, делали сериал. Изначально писали разные сценарии: один — для полного метра, другой — для телевизионной версии», — объяснил Карен Шахназаров.
Кадр из сериала «Анна Каренина»
Вообще выпускать телевизионную версию раньше полного метра — это беспрецедентный случай для российской киноиндустрии. Так еще никто не делал. Продюсер «Анны Карениной» Антон Златопольский прокомментировал решение: «Мы считаем эксперимент оправданным и продуктивным. Я убежден, что это поможет привлечь аудиторию к фильму.
Те, кто посмотрит по телевизору «Анну Каренину», захотят увидеть и другую версию экранизации, а именно — историю Вронского».
Было отснято шесть часов материала для телевизионной версии. По сути, это четыре полнометражных фильма. Кроме того, отсняли еще два часа для кинотеатрального проката.
Работа была проделана очень большая. Карен Шахназаров признался, что «Анна Каренина» далась ему тяжело. Тем не менее экранизация стала важным событием в его жизни.
Продюсер «Анны Карениной» Антон Златопольский считает: «Я глубоко убежден, что по-настоящему историю можно рассказать только в телевизионном формате. В кино сегодня это сделать практически невозможно. Оно в сознании зрителя заняло другую нишу.
Мы уже давно на канале «Россия 1» привлекаем к производству сериалов лучших советских и российских режиссеров: Владимира Бортко, Павла Лунгина, Сергея Урсуляка. Вот Алексей Попогребский закончил новый сериал «Оптимисты». Владимир Хотиненко сейчас снимает очень большую работу.
Мне всегда хотелось, чтобы Карен Георгиевич тоже включился в эту историю. Года два я потратил на то, чтобы привлечь его».
Виталий Кищенко и Елизавета Боярская в сериале «Анна Каренина»
Роман Льва Николаевича Толстого оказался слишком большим даже для восьми серий. Пришлось пожертвовать линией Левина, чтобы сосредоточиться на взаимоотношениях Вронского, Анны и Каренина. Это позволило рассказать о них гораздо подробнее, чем обычно делают режиссеры.
В экранизации Карена Шахназарова очень много сцен, которые раньше в кино не снимали, а без них, по мнению режиссера, историю взаимоотношений Вронского и Анны не понять.
Карен Шахназаров о Елизавете Боярской: «Было очевидно, что это ее роль»
По мнению Карена Шахназарова, об очень многих нюансах, которые на самом деле чрезвычайно важны для понимания мотивов героев, в экранизациях забывают. «Из-за чего, собственно, Анна поехала бросаться под поезд? Потому что Сорокина привезла деньги Вронскому, а Каренина увидела это из окна. Я никогда не видел, чтобы этот эпизод показывали в финале. Но мне кажется, сцена очень важная.
Толстой не просто так об этом написал. В сложных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной порой бывает достаточно одной капли, чтобы переполнить чашу терпения. Я ведь по-настоящему понял мотив Анны Карениной, только когда услышал в исполнении Лизы: «Они мне не отдадут сына, и в результате он вырастет у отца, которого я бросила?» Это есть у Толстого, но почему-то не звучало в экранизациях.
Абсолютно по-женски точная мотивировка, которая важно для того, чтобы понять все происходящее с Анной. Мне кажется, Лиза просто очень точно сыграла. Сразу было очевидно, что это ее роль», — рассказал Шахназаров.
«Когда мы встретились с Кареном Георгиевичем, то сразу же пришли к одному знаменателю, и у нас не было разногласий по поводу видения Анны Карениной. Мне не пришлось свои взгляды пересматривать. Карену Георгиевичу не нужно было искать подходящие слова, чтобы меня переубедить.
Мы действительно одинаково чувствовали и понимали Анну Каренину», — рассказала Елизавета Боярская.
Елизавета Боярская и Максим Матвеев в «Анне Карениной»
А вот насчет Максима Матвеева у Карена Георгиевича были сомнения. На роль Вронского было еще два кандидата. Оба прошли пробы лучше, чем Матвеев, и вроде бы нравились Шахназарову. Но чего-то ему все-таки не хватало.
Тогда Карен Георгиевич вновь вспомнил о Максиме Матвееве. Его повторные пробы оказались гораздо более удачными, чем первые. Разрешил все сомнения Шахназарова его хороший приятель — режиссер Владимир Валентинович Меньшов.
Именно ему Карен Георгиевич позвонил и попросил посмотреть пробы трех претендентов на роль Вронского. Меньшов вынес вердикт: Матвеев.
Елизавета Боярская призналась, что для нее не было ничего, кроме плюсов, в работе с мужем на одной съемочной площадке. Для них «Анна Каренина» стала третьим совместным проектом. Боярская рассказала, что у них с Матвеевым был одинаковый подход к работе. Они въедливо и досконально изучали текст романа Л.Н.
Толстого и выстраивали линию взаимоотношения Карениной и Вронского. За полгода до съемок актеры были утверждены на главные роли. Боярская и Матвеева сразу же начали подготовку.
Более того, во время съемок они репетировали совместные сцены, которых было огромное количество, во внерабочее время — дома по вечерам.
«Дело в том, что все восемь серий очень насыщены. В каждой есть действительно важные новые сцены, которые раньше не были экранизированы. Чтобы ни одна не была похожа на предыдущую и развивала сюжет, а персонажи выходили из нее по-разному и внутренне сами развивались, нужна большая не только эмоциональная работа, но и книжная.
Требовались серьезные разбор и погружение. Мы с Максимом были утверждены приблизительно за полгода до начала съемок. У нас было время, чтобы подробнейшим образом все изучить, например, почитать дневники Льва Николаевича и т. д. По максимуму впустить в себя эту информацию, чтобы потом выйти на площадку и без разборов и обсуждений, с уже существующим багажом знаний просто существовать в кадре.
Меня очень радует, что мы с Максимом одинаково относимся к работе, для нас было в равной степени важно подготовиться к съемкам, и мы оказались союзниками в этом вопросе», — поделилась актриса.
Елизавета Боярская со своей экранной дочерью на съемках «Анны Карениной»
Алексея Каренина сыграл Виталий Кищенко, с которым Карен Шахназаров уже работал вместе. Очень интересная роль досталась актеру Кириллу Гребенщикову. Он играет сына Анны и Алексея Карениных 30 лет спустя после событий, описанных в романе Л.Н. Толстого.
По сути, персонажа Гребенщикова в романе просто нет. Мы не знаем, каким вырос тот мальчик Сережа, которого описал на страницах «Анны Карениной» Толстой.
Шелест кринолинов и свет свечей
Съемки военных действий, которые по сюжету разворачиваются в Маньчжурии, проходили в Крыму. Там выстроили китайскую деревню. Внешний вид имения, в котором живут Вронский и Каренина, снимали под Тулой — в городе Богородицке.
Все внутренние интерьеры были построены специально для проекта. Создатели отказались от поиска готовых, потому что они все уже достаточно замыленные и появлялись не в одном историческом фильме. Кроме того, вечерние сцены решили делать с реальным светом свечей, без использования электроприборов, а это, конечно, было невозможно воплотить в музейных интерьерах. На съемках «Анны Карениной» задействовали всю грандиозную коллекцию реквизита, имеющуюся на «Мосфильме».
Некоторые вещи изготавливались специально для проекта. Но их тоже делали на «Мосфильме» местные мастера.
«В первом историческом павильоне «Мосфильма» были построены декорации для бального зала и театра. И в этих огромных помещениях вообще не было света. Мы действительно снимали при свечах.
Думаю, не исключено, что это был первый сериал постсоветского периода, снятый с таким объемом декораций. Для съемок были изготовлены специальные свечи, которые могли гореть по восемь часов», — рассказал продюсер «Анны Карениной» Антон Златопольский.
Елизавета Боярская и Максим Матвеев на съемках «Анны Карениной»
«Для меня это было что-то весьма необычное, когда во время перерывов опускали все три огромные хрустальные люстры. В них заменялись свечи. Это занимало минут 40-45, не меньше. После этого все возвращались в залу, люстры поднимались и продолжали съемку.
В общем, был целый процесс», — вспоминает Елизавета Боярская.
Для всех артистов массовых сцен были отдельно пошиты костюмы. Специально под каждого подбирались головные уборы, перья, украшения, балетная обувь. Делался отдельный кастинг артистов массовых сцен, поскольку не все лица подходят для исторических проектов. Большинство принявших участие в нем людей не нуждались в гонораре — им было интересно сниматься.
Подбирали специально для сцены бала артистов разных возрастов и комплекции, учили танцевать так, чтобы это не выглядело как постановка Большого театра. В течение месяца шли занятия с хореографом.
«Когда мы стали репетировать в бальном зале на паркете, то услышали, как создается ни на что не похожий и уже в наше время не существующий звук шуршания платьев. Все вместе около сотни пар кружились по паркету в вальсе. Когда мы отдельно писали звуковую дорожку и танцевали без музыки, то было слышно только это шуршание нижних юбок, воланов, перьев, разного рода кружев и т. д. Это было ни на что не похожее зрелище и эстетическое наслаждение звуком», — вспоминает Елизавета Боярская.
Елизавета Боярская и Карен Шахназаров на съемках «Анны Карениной»
Создатели проекта убеждены, что будет большой спрос за рубежом на экранизацию «Анны Карениной» Карена Шахназарова. Но пока права на показ не продают. Международную дистрибуцию отложили до выхода в российский прокат полнометражной версии экранизации — «Анны Карениной.
Истории Вронского».
Смотрите сериал «Анна Каренина» Карена Шахназарова с 17 по 20 апреля в 21:00 на канале «Россия 1». Фильм «Анна Каренина. История Вронского» выйдет в российский прокат в июне.