«Взрослые дочери»: где-то все это мы уже видели!
Новый сериал Первого канала «Взрослые дочери» — это набор клише. Не похожие друг на друга дочери — это почти беспроигрышный приём: зрителю всегда интересно смотреть на разные характеры, темпераменты, наблюдать их в развитии, сравнивать, выбирать «любимчиков». И конечно, женская аудитория никогда не прочь обсудить причёски, наряды, макияж, стройность фигуры, степень успешности таких разных героинь, тесно связанных кровным родством.
Игорь Гордин, играющий отца «Взрослых дочерей», создал на экране образ «хорошего мужика», который все мы уже точно много раз видели в исполнении народного артиста Александра Михайлова. Надёжный, порядочный, легкоранимый, невезучий, простой, не умеющий «делать дела», но женщинами любим, — эти киногерои Михайлова стали уже его личным достоянием.
И чётко Гордин попадает в этот «Михайловский тип» — и внешней фактурой, и тембром голоса, и темпом речи, и размашистыми, чуть неуклюжими движениями, и некоторой эмоциональной скупостью. Ну что же преемственность в любой сфере деятельности человека имеет место быть.
Увидев в кадре Сергея Юшкевича в амплуа нечистого на руку самоуверенного дельца, хозяина жизни, вспомнила подобного героя в его же исполнении — из «Восьмидесятых» (третий сезон). К тому же на ТНТ сейчас идёт показ второго сезона сериала «Сладкая жизнь» и тамошний мануальный терапевт Сергей, которого играет Юшкевич, также не лишен этого качества — добиваться своей цели любым путем.
Этому актёру очень органично удаётся жить на экране внутри крылатого выражения — «цель оправдывает средства». Наверное, мы уже наблюдаем новый тип «аморального героя», который, как известно, один из самых притягательных для зрителя. Вспомним, хотя бы «наше абсолютное кинозло» — Виктора Вержбицкого!
Как жителю столицы и человеку, бывавшему в Санкт-Петербурге, мне кололи глаза «нарезки» выбранных брендированных «красот» двух столиц, совмещённых в одном кадре. Вот одна из дочерей, Вера, знакомится с Москвой из окна авто, проезжая мимо Кремля, вот мелькает памятнику Поэту, затем здание Большого, и опять всё вперемешку. Маршрут лишен всякого смысла.
То же происходит и в Северной столице. Желание показать всё, сразу и только самое узнаваемое, возможно, привлечёт часть аудитории, не бывавшей в этих городах, но другую часть аудитории точно не порадует этим эклектичным, «открыточным» выбором достопримечательностей.
Степень треволнений зашкаливает по всем известным градусным мерам: дружная семья вдруг разваливается на части, мать неожиданно умирает, отец на 17 лет пропадает, одна из дочерей оказывается неродной по отцу, долгожданный сын попадает в детдом и становится малолетним преступником, захватывая разыскавшего его отца в заложники для получения выкупа. Если всё это пересказать скороговоркой, получается настоящий мексиканский сериал: все приемы на лицо. При этом на канале сериал заявлен как «драма о моральном выборе и поисках семьи».
С интригой появления сына в кадре режиссер, на мой взгляд, перетянул: сначала ведутся его длительные поиски, и вот мы уже слышим его голос по телефону, потом наконец-то видим в кадре, но всё равно со спины, без лица, и когда он всё же появляется перед зрителями, он всё равно в тёмных очках. На эту интригу ушла не одна серия, что для сегодняшнего темпа жизни утомительно. И дело даже не в самом процессе ожидания, а в потере, собственно, этого интереса к фигуре ещё одного ключевого героя.
Лампочка перегорела, предвкушение затянулось — назовите, как угодно, но по итогу впечатление смазалось. Это тонкая грань — её надо чувствовать.
И уж совсем серым, непрояснённым пятном остался эпизод многолетних скитаний отца в Греции. Все эти сцены, всплывающие по ходу сюжета в воспоминаниях героя, сняты в блёклом фильтре, назначение которого, наверное, показать чуждость его тамошнего пребывания, разбитость и терзания этими жизненными обстоятельствами. Но получилось так, что это только способствовало закреплению непонимания каких-то отправных моментов: как именно он туда попал, и почему именно к этому олигарху в услужение, почему так и не смог выбраться раньше, зачем были нужны какие-то странные взаимоотношения с бывшей наложницей хозяина виллы и так далее…
Зато хорошо ложится явленный создателями многосерийного фильма парадокс: отец взрослых дочерей капитан милиции Алексей Колганов, стремясь жить по-человечески, теряет главное, переступая эту самую грань человеческого, за которой неизбежный крах и на всю жизнь затянувшееся болезненное собирание осколков былого счастья.
Марго Дерзкая