Страсти вокруг священного писания: резонансные фильмы по библейским сюжетам, которые запрещали к показу
На прошлой неделе в прокат вышла «Мария Магдалина» – неоднозначная экранизация библейского сюжета о Христе и Марии Магдалине. Картину создатели позиционируют как историю об одной из самых загадочной личности, упоминаемой в Библии. Остроты проекту добавляет тот факт, что статус Марии Магдалины долгое время находился под вопросом.
В традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с ней образ кающейся блудницы, в то время как в православии она почиталась как излеченная от семи бесов мироносица, последовавшая за Христом и апостолами.
Кадр из фильма «Мария Магдалина»
В фильме, впрочем, религиозные догмы почти не затронуты: картина снята в очень приземленном и реалистичном ключе. «Мария Магдалина» рассказывает историю девушки (Руни Мара), бросившей вызов предрассудкам своего времени и отправившейся вслед за Иисусом (Хоакин Феникс) в Иерусалим. О том, почему картина Дэвиса, хоть и использует современный язык и склоняется к феминизму, остается в первую очередь человечной (и человеческой) историей, читайте в нашей рецензии.
Несмотря на то, что «Мария Магдалина» воспринимается публикой достаточно спокойно, в истории мирового кинематографа хватало картин, которые вызывали общественные скандалы. Иногда дело доходило даже до религиозных преследований и запрета фильмов. О резонансных картинах, расколовших аудиторию на враждующие лагеря, далее в нашем обзоре.
Кадр из фильма «Мария Магдалина»
Библейская тематика – одна из самых распространенных тем в мировой поп-культуре. И тенденция к изображению ветхо- и новозаветных сюжетов прослеживается уже на протяжении многих веков. Начать можно с несколько спорного, но все же аргументированного утверждения о том, что Библия – самая читаемая книга в мире (такой вывод сделали как минимум исходя из числа напечатанных экземпляров – более 6 миллиардов), и именно оттуда берутся многие сюжетные повороты, которые используют в своем творчестве сотни авторов (и это не говоря о гравюрах, картинах, фотографиях или, например, музыкальных композициях).
Продолжить – невероятным количеством немых фильмов на религиозную тематику и картин «золотого века Голливуда», взявших не один «Оскар». Наконец закончить – осовремененными версиями старозаветных сюжетов, причем любых жанров и направленностей.
Кадр из фильма «Десять заповедей» 1956 года
Интерес к библейским притчам сохраняется на протяжении столетий – их интерпретируют, встраивают в литературные, музыкальные и кинематографические произведения, приспосабливают к современным реалиям. По этой причине, например, в начале 1970-х возник безумно популярный мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда». Безумно популярным стал и комедийным «Брюс Всемогущий» с участием Джима Керри и Моргана Фримана.
Подобную тематику эксплуатируют даже детские мультфильмы: взять ту же анимационную ленту про Иону, попавшего в чрево кита, или «Принца Египта» от студии DreamWorks.
Часто предметы, упоминаемые в Библии, становятся ключевыми в сюжетах исторических или приключенческих лент. Взять то же Копье Судьбы, которое мелькает во множестве лент – от второго «Индианы Джонса» до адаптации комиксов «Константин». Или Святой Грааль, засветившийся в том же «Индиане», «Монти Пайтоне» и множестве других картин.
Кадр из фильма «Константин»
Не стоит забывать и про мистические фильмы – где ангелы, там и демоны. Но в таких лентах, конечно, большая часть сюжета отдается на откуп сценаристам и режиссерам, и подобными артефактами они распоряжаются, как хотят.
При таком обилии фильмов и многосерийных картин, снятых на «библейскую тематику», неудивительно, что раз в несколько лет появляется какой-нибудь масштабный фильм, снятый «по мотивам» Священного Писания. В отличие от всяких «Монти Пайтонов» и «Новейших заветов» такие ленты всегда предельно серьезны. И очевидно, что за подобные крупные проекты берутся не менее легендарные режиссеры с умением работать с многомиллионными бюджетами и достаточным авторитетом.
Мы собрали несколько фильмов, выходивших за последние годы и снятых видными кинематографистами – от Мартина Скорсезе и Мэла Гибсона до Даррена Аронофски и Ридли Скотта.
Кадр из фильма «Новейший завет»
«Последнее искушение Христа», режиссер Мартин Скорсезе, 1985 год
Одним из наиболее спорных картин на библейскую тематику до сих пор считается экранизация романа Никоса Казандзакиса «Последнее искушение». Киноверсия получила название «Последнее искушение Христа» и прославилась не только именем режиссера – фильм ставил Мартин Скорсезе, уже тогда далеко не новичок в индустрии, снявший резонансных «Таксиста» и «Бешеного быка», – но и массовой критикой проекта со стороны религиозных организаций. Интересно при этом, что сам Скорсезе, глубоко верующий католик, вынашивал планы о съемках 15 лет и сумел снять «Последнее искушение Христа» только со второй попытки, потратив на переговоры огромное количество времени, сил и нервов и пойдя на уступки студии.
Кадр из фильма «Последнее искушение Христа»
Преследования картины начались еще на этапе съемок. Когда же фильм вышел в прокат критика обрушилась на всех причастных к созданию «Последнего искушения Христа»: недовольство вызывали сами сцены, диалоги и даже подбор актеров на главные роли. Наибольшее возмущение у верующих вызвал тот факт, что сценарий хоть и опирался на некоторые тексты Евангелия, порой искажал первоначальный смысл многих библейских цитат и эпизодов.
Кадр из фильма «Последнее искушение Христа»
Прокат картины в итоге сопровождался беспорядками и протестными акциями, а некоторые сети кинотеатров и вовсе отказались выпускать «Последние искушение Христа» на большие экраны. Фильм также был запрещен к прокату в нескольких крупных городах США. Подобная судьба ждала фильм и на телевидении: в некоторых странах ленту впервые показали в эфире лишь спустя десятилетия после премьеры, при этом показ также сопровождался бурными общественными дискуссиями.
Еще один интересный факт: номинированный сразу на несколько престижных наград проект так и не получил ни одной из них.
Кадр из фильма «Последнее искушение Христа»
«Страсти Христовы», режиссер Мэл Гибсон, 2004 год
Историческая драма «Страсти Христовы», снятая Мэлом Гибсоном, вышла в прокат в 2004 году. Картина, посвященная последним часам жизни Христа, задолго до премьеры вызвала широкий общественный резонанс. Во-первых, съемочную группу почти все время преследовали несчастья и попросту необъяснимые события.
Больше всего доставалось играющему Иисуса Джеймсу Кэвизелу: его дважды случайно били хлыстом в полную силу; крест, который актёр нёс на Голгофу, не был бутафорским и весил около 70 килограммов; все диалоги в картине велись на реконструированном арамейском языке или латыни… Кроме того, в Кэвизела ударила молния, не нанеся ему, однако, никаких увечий.
Кадр из фильма «Страсти Христовы»
Страдания, испытанные Кэвизелом на съемках, частично прочувствовали на себе и зрители: не выдерживая слишком реалистичной манеры съемки, некоторые зрители падали в обморок прямо в зрительном зале. В некоторых странах прокат «Страстей Христовых» был запрещен: власти опасались, что картина спровоцирует антисемитские настроения. Несмотря на все сложности с производством и прокатом ленты, и Гибсон, и Кэвизел в последние несколько месяцев заявляли, что готовы работать над сиквелом фильма, в котором пойдет речь о воскрешении Христа.
Кадр из фильма «Страсти Христовы»
«Ной», режиссер Даррен Аронофски, 2014 год
Эпический фильм Даррена Аронофски «Ной» вышел на экраны весной 2014 года. Картина собрала внушительный актерский состав: Ноя сыграл Рассел Кроу, а в остальных ролях были заняты Дженнифер Коннелли, Дуглас Бут, Логан Лерман, Эмма Уотсон, Энтони Хопкинс и Рэй Уинстон. Несмотря на то, что в основе сценария лежал библейский сюжет, история в итоге получилась довольно отличающейся от той, что была рассказана в Священном Писании.
Впрочем, Аронофски, которого всегда отличало особенно авторское видение за подобные правки по большей части «простили». Режиссер признавался, что Ной восхитил его еще в подростковом возрасте, и он всегда рассматривал этого персонажа как темного и сложного, ощущающего чувство «вины выжившего».
Кадр из фильма «Ной»
Примечательно, что в рамках промокампании ведущий актер проекта рассел Кроу с помощью социальных сетей пытался обратиться к папе римскому с просьбой посмотреть фильм, называя ленту «мощной и вызывающей резонанс». Дело в итоге закончилось тем, что Кроу пригласили в Ватикан и в ходе короткой аудиенции глава католической церкви благословил картину. Впрочем, в некоторых странах «Ноя» запретили выпускать в прокат, так что о резонансе Кроу действительно поминал не зря.
Кадр из фильма «Ной»
«Исход: Цари и боги», режиссер – Ридли Скотт, 2015 год
«Исход: Цари и боги» – экранизация экранизация библейского сюжета о Моисее, вышедшая в отечественный прокат в 2015 году. В качестве постановщика ленты выступил Ридли Скотт, уже успевший поработать над многими жанрами, в том числе историческими реконструкциями (см. «Гладиатор»). Роль пророка Моисея в «Исходе» сыграл Кристиан Бэйл, партия его названого брата и кровного врага Рамзеса досталась Джоэлу Эдгертону.
Кадр из фильма «Исход: Цари и боги»
Картина получила преимущественно негативные отзывы от критиков и, несмотря на приуроченный к Рождеству прокат, практически провалилась. В Марокко и Египте лента была запрещена к показу. Примечательно, что в качестве основной причины указывалось искажение создателями картины «исторических фактов». Кроме того, Скотта критиковали за то, что главные роли в «Исходе» сыграли «белые» актеры.
Режиссер же оправдывался тем, что в противном случае он не смог бы привлечь в фильм достаточно инвестиций.
Кадр из фильма «Исход: Цари и боги»
Отметим, что интерес к библейским сюжетам проявляют не только голливудские киноделы, но и отечественные постановщики. Так, например, несколько лет назад появлялась информация, что Сергей Бодров-старший заинтересован в съемках эпика «Самсон и Далила», а Павел Лунгин начал работу над современным пересказом библейской истории о братьях-близнецах Исаве и Иакове.