Календарь сплетника: 15 важнейших фильмов романа полански
![Календарь сплетника: 15 важнейших фильмов романа полански (Кадр фильма, Китайский квартал, Роман Полански) Календарь сплетника: 15 важнейших фильмов романа полански](http://showbiz-news.ru/wp-content/uploads/kalendar-spletnika-15-vazhnejshih-filmov-romana_1.jpg)
Живому классику современного кино Роману Полански исполняется 81 год. Личность неоднозначная, но его работы точно заслуживают внимания. Предлагаем вспомнить этапные ленты великого режиссера.
Полански пережил Вторую мировую и выжил в краковском гетто. После войны Роман вернулся в Краков, где продавал газеты, а также увлекся кино. Позднее это увлечение переросло в профессию. Правда, до этого прошло немало времени. Сначала Полански был актером, даже сыграл в спектакле по повести Валентина Катаева Сын полка.
Затем он работал с Анджеем Вайдой. Знакомство с легендарным польским кинематографистом помогло Роману поступить в киношколу. Еще во время учебы он реализовал несколько проектов, которые были высоко оценены профессионаласи.
В 1962-м же он выпустил свой первый полнометражный фильм Нож в воде, который произвел фурор на международной киноарене: участвовал в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, получил там приз ФИПРЕССИ, был номинирован на Оскар и BAFTA.
Кадр из фильма Нож в воде
После съемок Ножа в воде Полански переехал во Францию. На этом закончился так называемый польский период его творчества. Во Франции он работал над сценарием к своей новой ленте. Затем режиссер перебрался в Великобританию, где и начал работу над картиной Отвращение, своей первой англоязычной работой. Она вышла в 1965-м. Триллер рассказывает о молодой женщине, кошмары которой вдруг начинают материализовываться.
Главную роль в ленте сыграла неподражаемая Катрин Денев. Фильм получил два приза на Берлинском кинофестивале.
Кадр из фильма Отвращение
В следующем году вышла картина Тупик — абсурдистская лента, которую сам Полански называл лучшей в своей карьере. Фильмом оказался доволен не только сам автор, но и мировое киносообщество: Тупик удостоился главного приза кинофестиваля в Берлине. Эта картина завершает так называемую трилогию отчуждения в раннем творчестве Полански — в нее входят все перечисленные выше картины.
Кадр из фильма Тупик
В 1968-м Полански дебютировал в Голливуде (в США режиссер переехал познакомившись со своей будущей супругой Шерон Тейт) с фильмом Ребенок Розмари. Это экранизация одноименного романа Айры Левина. Первоначально снять этот фильм предлагали Альфреду Хичкоку, но за постановку все-таки взялся Полански. Главную роль сыграла Миа Фэрроу, хотя режиссер планировал снять в роли Розмари Вудхауз другую актрису — на кандидатуре Мии настояла студия.
Картина принесла Полански успех в Америке, но на новом месте режиссера ждала трагедия: спустя год после премьеры Ребенка Розмари банда Чарльза Мэнсона убила беременную жену Полански актрису Шерон Тейт и нескольких его друзей во время вечеринки. После этого потрясенный режиссер вернулся в Европу. Там он все-таки нашел в себе силы для работы — в частности, снял ленту День чемпиона в соавторстве с Фрэнком Саймоном.
Это документальная лента, которая участвовала в основном конкурсе Берлинского киносмотра и получила один из призов фестиваля.
Миа Фэрроу в фильме Ребенок Розмари
В 1971-м же Полански взялся за одну из самых тяжелых пьес Шекспира Макбет. Его Трагедия Макбета получилась отражением его же внутреннего мира во время съемок. В этой интерпретации пьесы много насилия, мрака, варварства.
Это история о дикарях средних веков, тонущих, как в буквальном, так и в переносном смысле, в грязи и крови.
Такими Роман Полански увидел Макбета и леди Макбет
В 1974-м Полански вернулся в США и снял фильм Китайский квартал. Фильм о частном детективе в исполнении Джека Николсона получил три BAFTA, четыре Золотых глобуса и Оскар. Правда, премия Американской киноакадемии ему досталась всего одна, тогда как он претендовал на 11 наград.
Почти во всех номинациях Китайский квартал обошел Крестный отец.
Кадр из фильма Китайский квартал
В 1976-м во Франции Полански создал ленту Жилец. Это мрачный сюрреалистический триллер о мужчине, который переехал в квартиру, где недавно погибла женщина. Со временем его больше и больше одолевают мысли о ней и он тонет в попытках разобраться в причинах ее смерти.
Лента участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля. Она также примечательна тем, что Роман Полански сам решился сыграть в ней главную роль. Фильм пришелся на непростой этап в жизни режиссера — во второй половине 1970-х его обвинили в изнасиловании несовершеннолетней. Это обвинение заставляло его избегать правосудия в Европе вплоть до 2010-го года.
Он даже был арестован и провел 10 месяцев под стражей в Швейцарии. В итоге же режиссера решили все-таки не выдавать американцам.
Кадр из фильма Жилец
В 1979-м Полански взялся поставить картину по роману Томаса Харди Тэсс из рода д’Эбервиллей. Фильм Тэсс с Настасьей Кински в главной роли режиссер посвятил своей погибшей супруге. Несмотря на сложные отношения Полански с властями США, его новая работа удостоилась трех премий Оскар и двух Золотых глобусов.
Кроме того, картина принесла создателям три Сезара и премию BAFTA.
Настасья Кински в картине Тэсс
Полански вошел в новое время эротической драмой Горькая луна, которую после премьеры поняли немногие зрители и критики. Режиссера обвиняли в сексизме и китче. Тем не менее, именно с этим фильмом он вошел в очередной, зрелый, этап своего творчества.
И, кстати, на главную роль в Горькой луне Полански взял свою супругу Эммануэль Сенье. Впоследствии она снялась еще в нескольких его картинах и по праву стала считаться не только его женой, но и музой.
Кадр из фильма Горькая луна
В 1990-х Полански снимал мало, и это не самое удачное в его карьере десятилетие завершилось фильмом Девятые врата. Это возвращение режиссера в жанр мистического триллера со времен великолепного Ребенка Розмари. И, конечно, возвращение не шедевральное, но достойное — картина с Джонни Деппом в главной роли была довольно тепло принята критиками и зрителями.
Кадр из фильма Девятые врата
И все-таки в 1990-х у многих кинолюбителей возникло, что Полански значительно сдал, потерял творческую форму, а, возможно, и израсходовал ресурс своего таланта. Однако в 2002-м он доказал, что эти домыслы очень и очень далеки от истины. Он выпустил шедевр своего позднего периода творчества — картину Пианист.
Это экранизация автобиографии музыканта Владислава Шпильмана. Многое в этой картине оказалось очень личным — сам Полански познал все ужасы войны в раннем подростковом возрасте, выжил в краковском гетто, скитался в поисках убежища по польским деревням. Роль Шпильмана стала одной из лучших и в карьере Эдриана Броуди — за нее он удостоился Сезара и Оскара.
Вообще же, лента собрала почти все возможные награды, в ее копилке Золотая пальмовая ветвь, семь Сезаров, две BAFTA и три Оскара.
Кадр из фильма Пианист
В 2009-м Полански попробовал свои силы в новом для себя жанре политического триллера — он снял ленту Призрак. Фильм основан на одноименнам романе Роберта Харриса, рассказывающем о судьбе одного из литературных призраков, который должен написать биографию бывшего британского премьер-министра. Картина получила четыре Сезара, а режиссер удостоился приза за лучшую режиссуру на кинофестивале в Берлине.
Кадр из фильма Призрак
В 2011-м сегодняшний именинник доказал, что кино — это не обязательно массовые сцены и спецэффекты. Для хорошего кино достаточно четырех отличных (а лучше — гениальных) актеров, одного помещения, хорошей драматургической основы, ну и немного кока-колы. Главные роли в ленте Резня достались Кейт Уинслет, Джоди Фостер, Кристофу Вальцу и Джону Си Райли.
В основу картины легла пьеса Ясмины Резы Бог резни.
Джоди Фостер, Кристоф Вльц и Кейт Уинслет в Резне Романа Полански
Камерность Резни не была для Полански случайностью. Именно в такой манере решен и его следующий фильм — Венера в мехах (на сегодняшний день это последняя работа режиссера). Матье Амальрик и Эммануэль Сенье блестяще разыгрывают спектакль на двоих. А Роман Полански доказывает, что с возрастом стал понимать актерскую органику так, как никто другой. И управляться с ней тоже научился просто великолепно.
Его Венера… участвовала в конкурсе Канн, а также принесла своему киноинтерпретатору премию Сезар за лучшую режиссуру.
Кадр из фильма Венера в мехах
Сейчас Полански готовится к съемкам исторической драмы Д. Посмотрим, что он приготовил зрителям на этот раз — камерную историю или ленту большого размаха. Как бы там ни было, надеемся, творческого запала именинника хватит еще надолго.
18 августа Роману Полански исполняется 81 год