«Склифосовский»: фантастика, да и только!
Когда вся страна с нетерпением ждет продолжения «Склифосовского», невольно приходят на ум слова из «Горя от ума» Грибоедова: «И не с кем говорить, и не с кем танцевать». Сериал о буднях неотложки с Максимом Авериным в главной роли бьет на российском телевидении все мыслимые и немыслимые рекорды. И это, признаюсь, меня расстраивает.
Честно посмотрев первый, второй и третий сезоны сериала, к четвертому сделала вывод, что «Склифосовский» — это бракованный пазл, отдельные части которого никак не стыкуются друг с другом. Но режиссер, словно упрямый ребенок, вновь и вновь пытается собрать из них картину. И ему это каким-то волшебным образом даже удается.
Рисунок получается хоть и уродливый, но до того необычный, что привлекает глаз. Вглядываешься в эту картину и видишь зарисовки из «Скорой помощи» и «Доктора Хауса», есть что-то и из «Неотложной помощи», находятся места и из «Интернов».
Гигантская фигура и связующее звено на этом полотне — Максим Аверин. Правда, чудесного перевоплощение актера из образа отпетого полицейского из сериала «Глухарь» в главного хирурга Института скорой медицинской помощи имени Склифосовского не произошло. Ему и шапочку надели, как у хирургов, и фразы закоренелого циника вложили в уста, и даже пациентов перед ним разложили на каталках, а он нет-нет, да и забудется — и перед нами снова Сергей из популярного телефильма.
Тут вспоминаются слова из другого произведения — про мартышку и очки, которая «то к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет; очки не действуют никак». Так и с Авериным: какую роль ему не дай — хоть Ромео, хоть Онегина, — получится все равно Глухарь.
«Склифосовского» любят зрители явно не за что-то, а вопреки. Количество ляпов на одну минуту эфирного времени — рекордное. Конечно, фильм не документальный, тем не менее некоторые моменты настойчиво мешают восприятию экранной действительности. Когда доктор Брагин отправляет пациента с огневым ранением, истекающего кровью, на УЗИ, мне становится неинтересно, как сложится его судьба дальше — уже понимаешь, что больной и не болен вовсе, а врачи только притворяются врачами.
И не говорите, что я придираюсь. Скажите, а вас не смущает, что хирург в операционной ходит с фонендоскопом?
В общем, когда я смотрю «Склифосовского», не могу отделаться от ощущения, что меня обманули: билетик в кинотеатре продали, а фильм не показали. Я честно вносила свой вклад в рейтинг сериала, а получала раз за разом лишь плевок в душу. Создатели телефильма словно смеются надо мной: проглотила это — получай еще!
И признаюсь, как мазохист, продолжаю смотреть сериал. Хочу выяснить, что ждет меня в четвертом сезоне, до каких пределов дойдут создатели картины. Для себя жанр «Склифосовского» я определила как фантастический. На том и стою.
Ну и доктор Брагин вряд ли войдет в мой личный рейтинг киноврачей, лидерами которого являются доктор Куин, доктор Картер, доктор Даг Росс. Они не потерпят плохого соседства. А врач в исполнении Максима Аверина — явно «топор, зажаренный вместо говядины».
Маша Занозина