Ренат давлетьяров о фильме а зори здесь тихие…: мне не стыдно за то, что мы сделали
Сегодня на широкие экраны выходит новая экранизация повести Бориса Васильева А зори здесь тихие…, которая, еще не успев попасть в прокат, успела вызвать много шума.
Почему именно это произведение? Какие трудности возникали во время работы? Как проходили кастинги?
Обо всем этом редакции SPLETNIK.RU рассказал режиссер военной драмы — Ренат Давлетьяров.
Ренат, что для вас лично значит эта картина, чем она отличается от ваших предыдущих работ?
Она отличается всем. В чем прелесть кино, так это в том, что каждый раз ты работаешь над новой историей. Это не позволяет превратить съемки в нудный процесс. А вот что эта картина для меня значит, я пока еще не понимаю.
Потому что пока мы с вами разговариваем, она еще не готова до конца — ее ждут корректировки. Да и пока времени толком нет, чтобы задуматься о том, что же она для меня значит.
Почему именно повесть Бориса Васильева? Почему сейчас?
Хочется ответить — а почему нет? Вообще, меня об этом часто спрашивают, ну а какой тут может быть аргумент? Почему нет?
Ведь сейчас, возможно, вы знаете, уже заканчиваются съемки фильма Тихий Дон, идет производство ремейка картины Экипаж, но на этот вопрос почему-то отвечаю всегда я (смеется).Ну а если честно, то все было так: идею я озвучил еще два года назад своему приятелю, когда он завел разговор о грядущем 70-летии Победы. И, заметьте, речь тогда шла не о фильме, а именно о повести Васильева. Вот мы и занялись работой.
Дата ведь действительно большая и светлая — День победы.И потом, когда я уже втянулся, то подумал, что прошло же уже почти полвека с момента первой экранизации этого произведения. Понятно, что люди старшего поколения, собственно, как и я (я еще мальчиком увидел эту картину в кинотеатре, которая впоследствии стала одной из моих любимых лент), помнят этот фильм, но вот молодежь до 25 лет — нет.
Оказалось, что специально по запросу Давлетьярова было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что 99 процентов молодежи не видели первой экранизации, не читали самой повести и даже ничего не слышали о зорях.
С одной стороны, меня это ужаснуло — как же так? А с другой стороны, я подумал — тем более мы правы, нам нужно это снять, чтобы молодежь познакомилась с этим сюжетом. Потому что повесть-то гениальная.
И это некая возможность более молодому поколению познакомиться с историей.Вначале я думал, что прокатная фишка будет в том, что многие придут посмотреть фильм хотя бы потому, что захотят сравнить, а тут получается, что большинство все-таки придут, чтобы открыть для себя что-то новое.Напомним, что действие ленты разворачивается в самый разгар Великой Отечественной Войны вдалеке от линии фронта, где фашистские военнослужащие десантируются с целью проникнуть на Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал. Противостоять опытным диверсантам из элитных войск предстоит старшине Васкову и пятерым девушкам-зенитчицам.
Кадры из фильма А зори здесь тихие…
Вас не пугают неизбежные сравнения с работой Станислава Ростоцкого 1972 года?
Сейчас, честно говоря, уже нет… Знаете, я боюсь собак, меня в детстве покусала одна, поэтому и их побаиваюсь. А вообще по жизни не замечал за собой такого недуга. Но это не значит, что я весь такой разудалый парень.
Я отношусь к этому несколько иначе: страха у меня не было, а вот чувство ответственности — было, конечно. И, скажу больше, оно остается до сих пор, ведь фильм еще не стартовал. Одно могу сказать точно — мне не стыдно за то, что мы сделали.
Я показывал картину сыну Васильева, и он сказал, что, готовясь к нашей встрече, он репетировал речь, которая бы не обидела меня. Но после просмотра он подошел и произнес: Я так благодарен вам, что мне не пришлось искать таких слов. Да и выглядел он, в общем-то, растроганным.На самом деле, интересно, что подобный вопрос задают только у нас в стране так часто. В Голливуде, например, никто даже и не думает об этом — снимают и снимают.
На Западе как-то спокойно относятся к ремейкам, там зрителям эти проекты интересны.Не думали выбрать другое название для фильма, чтобы не было столько вопросов и сравнений?
Нет. Мы не скрывали этого. Да и было бы глупо. Но, кстати, рабочее название, когда мы писали сценарий, у нас было, но оно было как раз из Ростоцкого — Бой местного значения.
У него так называлась вторая серия. Правда, это название недолго просуществовало. Когда же сценарий был готов, то мы сознательно использовали оригинальное название повести.
Мы же основывались именно на ней.
Это ведь ваш первый фильм в подобном жанре? Расскажите об этом опыте.
Да, военное кино я снимал впервые. Это сложно и очень ответственно, не устану это повторять. Фильмы о войне — этакие святые страницы, повествующие об истории нашей страны.
Поэтому подступаться к подобному жанру стоит аккуратно, тема очень ответственная.
Технические сложности во время съемок в чем заключались?
Вы были когда-нибудь в Карелии? Это фантастически красивое место, просто потрясающее. Но есть один нюанс — погода в Карелии меняется раз двадцать за день. Начинаем, например, снимать сцену — сияет солнце, чистейшее небо, еще не успели отснять треть необходимого материала, а в это время непонятно откуда налетают облака и все… приходится начинать сначала, и тут опять та же история.
Еще один момент — знаменитая сцена на болоте. Мы нашли нужное нам болото еще в мае. Только вот когда приехали в Карелию в июле, там не было ни одного болота, они все высохли! Лесники, экскурсоводы, краеведы — все искали новое место.
Прямо-таки настоящая военная операция (смеется).
Взялись бы снова за постановку военной картины?
Вот боюсь, что теперь ничего другого снимать и не захочу (улыбается). На самом деле это все бравада, было о-о-очень тяжело. Я, конечно, предполагал, что будет непросто, но что настолько!
Хотя я все равно не изменю своего мнения, что тяжелее всего снимать комедии.
Сложно одновременно выступать и режиссером, и сценаристом, и продюсером одного проекта?
Нет, мне лично не сложно. Во многом даже проще — идти на компромиссы приходится с собой, а не с кем-то другим, кто может встать в позу.
Готовясь к съемкам фильма А зори здесь тихие…, вы уже знали, кого из актеров хотите видеть в кадре или прошло множество долгих и мучительных кастингов прежде чем вы определились?
Петра Федорова — сразу. Еще работая над предыдущей картиной, мы с ним обо всем успели договориться. А вот с девочками иначе — никто без проб не прошел. Все проходили кастинги, было много претенденток… мучительный отбор, который лично для меня всегда очень ненавистный, потому что полон сомнений…
Но это всегда важно. Кстати, именно на этих кастингах я сделал интересное открытие. Актрис пробовалось больше сотни, и каждую из них я спрашивал: Читала повесть Васильева?. Многие отвечали: Перед пробами как раз прочитала.
Но говоря о тех, кто в итоге был утвержден, — их судьбы странным образом изначально были связаны с проектом: Женя Малахова, например, поступала во ВГИК с монологом Комельковой, Соня Лебедева играла все ту же Комелькову в ТЮЗе… Все они так или иначе соприкасались с этой историей.
В итоге главные роли в картине помимо Федорова исполнили Анастасия Микульчина, Женя Малахова, Агния Кузнецова, Софья Лебедева и Кристина Асмус. Также в съемках фильма приняли участие Екатерина Вилкова, Анатолий Белый и Дарья Мороз.