Рецензия на «все знают»: пенелопа крус переиграла в фильме своего мужа хавьера бардема
71-й Каннский фестиваль открылся фильмом «Все знают», который – редкий случай! – вошел и в основную конкурсную программу смотра. За режиссером ленты Асгаром Фархади прочно закрепилась слава мастера, препарирующего семейные отношения. За его плечами триумфальные фильмы на эту тему: «Развод Надера и Симин» («Оскар», награды Берлинского фестиваля) и «Коммивояжер» («Оскар», награды Каннского фестиваля), а также более скромные «Секреты прошлого».
Чего-то подобного – томного, восточного, местами истеричного – первые зрители картины «Все знают» готовы были ожидать и в этот раз.
Асгар Фархади на фотоколле фильма «Все знают» в Каннах
Но Асгар Фархади преподнес большой сюрприз. Всеми признанный мастер поставил себя в зону некомфорта: иранец снял кино на чужом для себя языке с ментально чужими актерами на чужой земле. Действие «Все знают» происходит в испанской провинции. Первый же кадр завораживает красотой и одновременно прямолинейностью метафоры: забившаяся под крышу колокольни голубка бьется о циферблат уличных часов и не может выбраться.
Зритель настраивается почти на древнегреческую трагедию, саспенс виртуозно нагнетается кадр за кадром. И хотя последующие кадры представляют нам традиционную испанскую свадьбу – местами бессмысленную и беспощадную, где все пьют, горланят и танцуют, – ты понимаешь: страшного не избежать.
Из Аргентины на эту самую свадьбу едет со взрослой дочерью и маленьким сыном Лаура, героиня Пенелопы Крус. 16 лет назад она вышла замуж и покинула отчий дом, но связи по-прежнему крепки и нерушимы. Объятия-поцелуи-охи-вздохи с многочисленной родней и, конечно, встреча с бывшим возлюбленным (Хавьер Бардем), который женат, успешен, занимается виноделием. В какой-то момент свадьбы хватившая лишку 16-летняя дочь Лауры Ирена почувствует себя плохо и отправится спать.
А через несколько часов Лаура обнаружит на ее постели кучу газетных вырезок о похищенной год назад незнакомой девочке. Ирена исчезнет. Лаура начнет получать телефонные сообщения с требованиями выкупа – 300 тысяч евро.
Обезумевшая женщина кинется с просьбой о помощи к бывшему возлюбленному, который, кажется, до сих пор питает к ней чувства. Но как он поступит?
Пенелопа Крус на фотоколле фильма «Все знают» в Каннах
Фильм Асгара Фархади, ювелирно сделанный на стыке жанров, то погружает в атмосферу психологического триллера, то классического детектива в стиле Агаты Кристи, когда подозреваются все, то сериального мыла, то сворачивает в сторону семейной драмы. И конечно, уходя в эту сторону, Фархади уверенно начинает раскручивать сюжет. Казалось бы, трагедия должна сплотить семью, заставить действовать слаженно и дружно, но несчастье вдруг выявляет кучу запрятанных в шкафу скелетов.
И выясняется, что семья — не такая уже крепость. Это кучка людей, которые беспардонно вламываются в чужие жизни, рушат чужие браки — и все во имя благих целей, все с полной уверенностью, что близкое родство дает им на это право. Лаура, вышедшая замуж и уехавшая в Аргентину, похоже, физически вырвалась из этой атмосферы, но ментально осталась здесь.
И эта бьющаяся под крышей колокольни голубка, по сути, она. Не сможет вырваться — увязнет, погибнет… Удушающая атмосфера родного дома лишает героев свободы выбора, воздуха. Не зря же и Лаура, и Ирена, и даже герой Хавьера Бардема то и дело либо испытывают астматические приступы, либо покашливают.
Кстати, на съемках фильма Пенелопа Крус так вжилась в роль, что на самом деле стала задыхаться. А Фархади только и рад был этому: он обожает, когда актеры начинают жить жизнью своих героев, растворяются в своих ролях. Пенелопа Крус и растворилась, играла Лауру самоотверженно, постепенно превращаясь из цветущей красавицы в убитое горем, ревущее, воющее животное.
Жена явно переиграла в этом фильме мужа: Хавьем Бардем хоть и весьма обстоятелен в кадре, но все же в каких-то моментах выглядит комично.
Съемочная группа фильма «Все знают» на фотоколле в Каннах
Можно только представить, насколько трудно далось это кино Асгару Фархади. Для съемок был нанят целый штат переводчиков: режиссер добивался от команды абсолютного понимания его идей. При этом работали быстро и напряженно. Испанские актеры, привыкшие к сиестам, противились плотному графику съемок… Спрашивается: зачем знаменитому режиссеру нужны были такие заморочки?
Почему бы эту историю не пересадить на более привычную иранскую почву? Да потому что так — сложно и непривычно — интереснее. Потому что попробовать снять кино с одними из лучших в мире актеров — это круто.
В одном из интервью Фархади признался, что замысел этого фильма пришел к нему случайно. Отдыхая с семьей в Испании, он увидел объявление о похищенной девочке. На его дочь эта история произвела сильное впечатление — она все время боялась стать жертвой киднеппинга.
Вот из такого «сора» у настоящих неравнодушных мастеров и рождаются удивительные высказывания. Помните, историю с «Тремя билбордами на границе Эббинга», которые тоже родились из увиденного режиссером Мартином МакДоной объявления на билборде в одном из южных штатов Америки?
Пенелопа Крус и Хавьер Бардем на фотоколле фильма «Все знают» в Каннах
«Все знают» — многослойный пирог. И название фильма только подчеркивает это. Все знают о подробностях твоей личной жизни, все судачат, вмешиваются, советуют, решают за тебя… Семейные узы, дарящие тепло и поддержку, подчас оборачиваются кандалами. Это кино особенно поймут и примут те, кто вырос, скажем, на юге, где по традиции любой человек должен подчинять себя клановым интересам и клановому мнению.
Кадр за кадром Фархади вскрывает острые вопросы: нужно ли близким людям говорить всю правду? как могут этой правдой распорядиться родные? где пределы личного пространства? как эти границы интегрировать в понятие «семья»?.. Вопросы режиссер задает, но и ответы внимательный зритель считывает. Асгар Фархади снял мощное кино, вполне претендующее на награду Каннского фестиваля.
Уж по части лучшей женской роли — определенно.
Илона Егиазарова, Канны
Венеция 2017 Пенелопа Крус и Хавьер Бардем на премьере фильма Любить Пабло
Темы которые будут Вам интересны:
-
Рецензия на фильм «знаешь, мама, где я был?»: гениальная анимация про сталина, лягушку и немцев
-
Рецензия на фильм «не в себе»: стивен содерберг напугал всех при помощи телефона
-
Рецензия на фильм «красотка на всю голову»: комедия с психотерапевтичесим эффектом
-
Рецензия на фильм «все деньги мира»: кевин спейси в этой истории был бы к месту