Рецензия на фильм «знаешь, мама, где я был?»: гениальная анимация про сталина, лягушку и немцев

Резо Габриадзе, 81-летний художник, скульптор, писатель, драматург, сценарист и режиссёр уже давно признан всеми как гениальный рассказчик и фантазер. В его голове живут странные миры, в которых жесткая реальность соседствует с волшебством, слезы со смехом, печаль с радостью. Содержимое этой самой головы многие сравнивают с шампанским: там что-то «постоянно бурлит, пенится и что-то рождает».

Резо ироничен, остроумен, у него уникальное чувство стиля и вкуса к русскому языку. Все это мы успели узнать, прочувствовать и полюбить в фильмах Георгия Данелия – Резо Габриадзе был соавтором «Мимино», «Не горюй!», «Кин-дза-зы». Данелия, увы, больше не снимает, а Резо Леванович теперь иногда иллюстрирует книги (они тут же становятся библиографической редкостью), пишет пьесы для тбилисского Театра миниатюр, которым руководит вот уже около сорока лет и предается воспоминаниям…

Сын мастера Леван, которого мы помним по роли скрипача Гедевана в «Кин-дза-дзе», решил, что воспоминания отца пора уже снять – и не просто снять, а экранизировать их, сохраняя иронию и даже дурашливость рассказчика. А как это сделать? Только при помощи анимации с элементами документалистики.

В итоге получился мультик-шедевр. Это без преувеличений.

Рецензия на фильм «знаешь, мама, где я был?»: гениальная анимация про сталина, лягушку и немцев

Кадр из фильма «Знаешь, мама, где я был?»

В основу анимации положены около 500 оцифрованных рисунков самого Резо Габриадзе: кривоватенькие домишки, угловатые люди, похожие на животных, животные похожие на людей, – стиль, Пиросмани, Шагала – при этом такой конкретный, реалистичный, дышаший… Главный герой – похожий на Пушкина, только более носатый, 10-летний Резо рассказывает о своей мальчишеской жизни, полной переживаний, драм и приключений: «Грузия, Кутаиси. Только что кончилась война, радостей было мало. Нервы у всех были на пределе, беспризорные ходили стайками. Я жил партизаном в родном городе, и единственным островом, где было мне хорошо, была Библиотека №6»…

В этой Библиотеке он дружил с обваренной кипятком крысой, которая терпеть не могла книжки Толстого; подглядывал за библиотекаршами, которые грелись, широко расставляя ноги над керосинкой… Мальчишка все время опаздывал в школу, учительница все время его выгоняла, а висящие на стене портреты Сталина и Ленина в такие моменты оживали и укоризненно глядели на Резо. Ленин, по балетному выпархивая из портрета, требовал немедленно расстрелять мальчишку. Сталин же, тяжело выходя из своего портрета, спускался по лестнице, дымя трубкой, задумывался и предлагал сослать негодника в Сибирь.

Кадр из фильма «Знаешь, мама, где я был?»

Сны, фантазии, причудливо переплетаясь с реалиями послевоенной Грузии, создавали пленительный мир, в котором ребенок приучался любить и находить красоту в мелочах. К примеру, после того, как Резо заболевал (а делал он это регулярно – после общения со Сталиным и Лениным), его отправляли в деревню к бабушке и дедушке.

Там перед Резо разворачивались картины дикой природы – горы, реки, леса — те, которые он потом будет угадывать в декорациях «Лебединого озера» и «Жизели»…  Дед с бабушкой были погорельцами. И у них были „незабор, некорыто, неведро – все, что принес ветер“. У них были и четыре вишневых дерева, одно из которых было «ничего, второе иногда ничего, а два остальных – непонятно почему».  Игры в этом «недворе» были соответсвующие: в  условиях дикой природы можно было окунуться в яму с водой, понаблюдать за жизнью микроорганизмов, поболтать, наконец, с лягушкой, курящей «Казбек»…

К дому бабушки с дедушкой  был прикреплен военнопленный немец – прямо напротив кривенького домика стариков располагался лагерь, и маленький Резо наблюдал, как день за днем немцы обустраивали местность, на которой жили, высаживали там розы. Вечерами они садились и играли на скрипках и контрабасах концерты Гайдна – и мальчишка удивлялся, видя и слыша эту красоту: кто же на самом деле находится за колючей проволокой?

Кадр из фильма «Знаешь, мама, где я был?»

«Прикрепленный» немец пытался помочь старикам по хозяйству, например, построить туалет в доме. Вся деревня сооружала сортиры на вершинах холмов, дедушкин клозет не имел задней стенки, ее функции выполнял … плащ геолога. Заседая в этом заведении, можно было видеть горы Аджарии и Мегрелии, «видеть весь тот античный мир, каким его видели Одиссей и Геродот».

Было красиво, но жутко холодно, однако дедушка, потерявший на войне сына-летчика, противился любой помощи немца. Сам Резо в своих снах гонялся за Гитлером на танке и неизменно побеждал его, мстил за дядю. И все-таки лед в отношении к экс-фашисту постепенно растапливался; «милость к падшим», прощение, сочувствие  — всему этому мальчишка тоже научился в своем детстве.

А еще он научился разгонять облака старым дедовским способом (очень неприличным), мыть окна уксусом и писать любовные письма Маргарите – вдове директора комиссионного магазина, женщине с кожей цвета слоновой кости. Письма писались от лица страшного бандита Адрахни – человека с одним профилем, без фаса… Придумал этуисторию Резо или так и происходило на самом деле — неизвестно, все рассказанное подозрительно смахивает на легенду о Нико Пиросмани, бедном художнике, который продал свой дом и на все деньги купил возлюбленной — тоже Маргарите — миллион алых роз…

Кадр из фильма «Знаешь, мама, где я был?»

«Я вырос на этих рассказах. Никогда нельзя было понять, что есть правда, а что – вымысел, —  комментирует снятый фильм режиссер Лео Габриадзе. — Но в этих историях было столько любви и юмора, а персонажи были настолько трогательны, что это было неважно. Резо никогда их не записывал, а мне хотелось поделиться ими с другими людьми.

Больше двадцати лет я мечтал сделать этот фильм. Это доброе, душевное и лиричное кино, которым, как я надеюсь, людям захочется делиться друг с другом. Это моя связь с корнями и с будущими поколениями.

Дань уважения близким и дорогим мне людям»…

Первое, что хочется сделать после просмотра этого гениального фильма – не только поделиться с друзьями, а сесть и попытаться вот так же воссоздать картины своего детства. Смешные и трогательные истории есть у всех, но вот чтобы так их рассказывать… В череду анимационных картинок этого фильма врываются черно-белые документальные кадры, в которых Резо Габриадзе, сидя в своем кабинете, заставленном красками-кисточками-книгами, тонко улыбаясь, с обаятельным акцентом, смешно интонируя, говорит: «И мое сЭрдце упало… в сандалии… с дырочками», «лЯгушка закурила «Казбек»… От этой вот «лЯгушки» — а именно так, педалируя звук «Я», произносят это слово все, выросшие в Закавказье, — мое полуармянское сЭрдце заходится и тоже падает, правда, не в сандалии с дырочками, а туфли-лодочки…

Трейлер фильма «Знаешь, мама, где я был?»

Я рекомендую посмотреть фильм «Знаешь, мама, где я был?» каждому, кому дорог мир собственного детства, кто ностальгирует и видит цветные сны. Кстати, в название картины взята первая строчка грузинской детской песенки в переводе Валентина Берестова. Резо Габриадзе спел ее специально для фильма вместе с народным ансамблем «Швидкаца» — и слушая незатейливые слова, ты смахиваешь украдкой слезу и вспоминаешь что-то похожее, простое из своих юных лет.

Любопытно, что продюсирует этот мультик Тимур Бекмамбетов — а это шанс, что фильм смогут увидеть в широком прокате.

Тимур Бекмамбетов

Смотрите фильм «Знаешь, мама, где я был?» в кино с 26 апреля

Валериус

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: