Рецензия на фильм «тренер»: данила козловский снял правильное кино на больную тему
Фильм Данилы Козловского «Тренер» оказался в эпицентре скандала за пару недель до выхода на большие экраны. Мощный общественный резонанс вызвала реакция кинематографиста на критику трейлера его первого режиссерского проекта. Данила, который и раньше отличался вспыльчивостью, на недовольство россиян видеороликом отреагировал резко: заявил, что в стране «сплошная ненависть и хамство».
Чем, разумеется, оскорбил всех тех, кто еще не отошел от примерно таких же слов Серебрякова.
Премьера фильма «Тренер» в Москве
Справедливости ради отметим, что говорил актер и режиссер только о трейлере: мол, отреагировали отечественные зрители не на сам ролик, а оскорбления в основном летели либо в сторону российского футбола, либо в адрес самого Козловского. Сам материал, в который Данила, больше года жизни потративший на работу над спортивной драмой, вложил сердце, душу, нервы и деньги, зрители предпочли проигнорировать.
Так что реакция у него была вполне здравая – задаться вопросом, а что не так, когда, собственно, саму работу не заметили из-за не слишком позитивного контекста? Все-таки отечественный футбол – тема для россиян довольно болезненная.
Впрочем, этот неожиданно вспыхнувший скандал, похоже, оказался не слишком большой помехой для Козловского и его дебюта. «Тренера» хвалят за рубежом еще со времен выпуска многострадального трейлера (недавно к похвалам добавилась практически вся сборная «Челси» – картину презентовали в Лондоне), не отстают и российские звезды, посмотревшие ленту на премьере в Москве. А что касается болезненности тематики, Данила, похоже, предусмотрел все возможные триггеры для публики еще на этапе написания сценария и вполне в своем духе на них отреагировал.
Кадр из фильма «Тренер»
Потому что никакими другими причинами объяснить происходящее на экране не представляется возможным. «Тренер», несмотря на очевидную вторичность сценария, является тем редким примером, когда кино говорит само за себя и не нуждается при этом в каких-то сторонних комментариях от своих создателей. Это абсолютно авторский и, что немаловажно, самостоятельный проект, не требующий никаких расшифровок и интерпретаций; фильм, которым действительно живут и горят, и который зеркально отражает натуру своего автора – им в данном случае выступил Данила Козловский. Он, напомним, написал сценарий к «Тренеру», выступил продюсером, исполнителем и режиссером, буквально по кусочкам собравшим этот уникальный проект.
Уникальный – по многим причинам. И здесь в первую очередь в глаза бросаются не технические ноу-хау, которым фильм переполнен, и которым создатели могут гордиться по праву. Самое главное, «Тренер» умудряется совмещать в себе лучшие черты массового кино, при этом не теряя своеобразной авторской нотки.
Кадр из фильма «Тренер»
Пожалуй, это тот самый случай, когда произведение на финальном этапе отделяется от автора и обретает способность существовать независимо от него. В фильме Козловского в каждом кадре сквозит верность своим принципам и идеалам, а в уста героев вложено то, во что верят сами создатели. Именно это сочетание иронии (персонаж возлюбленной актера Ольги Зуевой, например, произносит речь о том, что, если ты встречаешься с тем, с кем работаешь, это могут неправильно понять), искренности, резкости (той самой, которую продемонстрировал сам Данила в последние недели) и смелости признавать свои ошибки, делает «Тренера» не только страстно сделанным, но и очень честным фильмом.
Так или иначе, констатировать можно следующее: Данила Козловский снял во всех смыслах правильное кино.
Своеобразный пролог и мизансцены поначалу отдают формальностью и некой внутренней скованностью, но кино быстро увлекает: «Тренер» представляет собой водоворот событий и в первую очередь эмоций. Это масштабное, одновременно ностальгически мудрое, веселое и грустное кино. Иногда «Тренер» – грубый и даже огрызающийся, иногда – отдающий лоском, свойственным, например, «Духless» (немалую роль при этом играют популярные треки от Imagine Dragons и Kaleo).
Находится здесь место и душевности, подкрепляемой кавером незабвенной «Последней поэмы» из «Вам и не снилось» в исполнении Ильина-младшего и его группы и «Это всё что останется после меня» Юрия Шевчука.
«Тренер», сотканный сразу из нескольких важных тем, постоянно апеллирует к эмоциям: это и отношения между игроками, и уровень их сплоченности, и гордость болельщиков, беспокойство и переживания тренера, романтические и дружеские отношения, редко безболезненная, но почти всегда крепкая связь с родителями. И во все это Козловский как автор, страстно увлеченный тем, что он делает, привносит надлом: его собственный перформанс в «Тренере» – один из самых мощных за последние несколько лет.
Кадр из фильма «Тренер»
Если говорить об актерской игре в целом, то здесь, как нигде, применимо правило о том, что короля делает свита. От мантии и короны, впрочем, Данила скромно отказывается, что не мешает его окружению блистать на экране. Мощными работами и характерными ролями здесь могут похвастаться такие титаны, как Андрей Смоляков, Владимир Ильин и Виктор Вержбицкий. Не отстает и молодое поколение: Александр Ильин-младший, который чуть менее пронзителен, чем дядя, но не менее важен для сюжета, Ирина Горбачева, Ольга Зуева…
Говорить о мотивационном компоненте в контексте спортивной драмы, пожалуй, банально, но «Тренер» и здесь держится молодцом. При условии, что картина выходит в преддверии чемпионата мира по футболу, экшен-драма не позиционируется как сугубо спортивное кино.
Это заметно и во время просмотра: несмотря на все технические навороты и идеально выверенные кадры (перфекционизм как он есть – изматывающий и победоносный одновременно), на первый план все равно выходят люди и мысль о том, что чудеса возможны, и что всегда стоит делать то, что считаешь нужным, если по-настоящему веришь. Вроде бы банальные слова, но произнесены они здесь с такой прямотой, честностью, страстью и самоотдачей, что им безоговорочно веришь. Ну и, конечно, свои слова Козловский подкрепляет делом – и, глядя на его пример, хочется не только мечтать, но брать и делать.
Трейлер фильма «Тренер»
Смотрите фильм «Тренер» в кинотеатрах с 19 апреля.