Рецензия на фильм «от семьи не убежишь»: остроумное французское переложение притчи о блудном сыне с пьером ришаром
Впервые имя Дэни Буна, автора запоминающихся национальных комедий, прогремело на всю Францию ровно десять лет назад. Именно тогда этот вдумчивый режиссер и прекрасный комик снял кассовый хит «Бобро поржаловать», сумевший захватить и рассмешить публику по всему миру. История о непутевом служащем почтового отделения, которому в наказание за подлог пришлось перебраться с средиземноморского побережья на «дикий» север Франции, нашла поклонников в разных странах и практически обзавелась итальянским ремейком.
Кстати, деталь, которая много говорит о Буне: он не просто продал права на собственный сценарий дистрибьюторам, а поставил непременное условие: согласие на съемки остается за ним лишь в том случае, если сюжетная линия будет адекватно адаптирована на другой язык и встроена в культуру. Именно поэтому, например, свет пока не увидела американская версия, в которой должны были сыграть Стив Карелл и Уилл Смит – Дэни не устраивают сценарии, а бокс-офис для него – нечто из разряда несущественного.
Кадр из фильма «От семьи не убежишь»
«Бобро поржаловать» мягко, но невероятно остроумно высмеивающий стереотипы и сочетающий в себе душевную теплоту с серьезностью, задал невероятно высокую планку для режиссера. Следующие фильмы Буна, вполне знакомые отечественному зрителю – «Таможня дает добро», «Любовь от всех болезней» и «Возьми меня штурмом» – неизменно сочетали в себе превосходный актерский состав, презабавные шутки и довольно глубокие для комедийного жанра диалоги.
Те же самые черты прослеживаются и в новом творении Буна «От семьи не убежишь». Разве что в этой картине добавилось сентиментальности, внимание на которой акцентируется на универсальных – семейных, а потому дорогих каждому сердцу мелочах. По сюжету главный герой фильма дизайнер Валентин, всю жизнь твердивший окружающим, что он сирота, достиг успеха, к которому стремился всю жизнь.
Но на пороге заключения многомиллионного контракта к нему и его красавице-супруге в Париж вдруг приезжает вся его «деревенская» семейка, от одного вида которой запросто можно прийти в ужас. И с этим надо что-то срочно делать, при этом пытаясь не обидеть ни инвесторов, ни родную маму, приехавшую отметить день рождения в компании блудного сына, не стремящегося возвращаться к своим корням.
Кадр из фильма «От семьи не убежишь»
По сути своей, «От семьи не убежишь» представляет собой настолько многогранный опус, что при желании его можно анализировать очень и очень долго. С одной стороны, это история о том, что человек может буквально «сделать себя сам», пойдя на нечеловеческие жертвы. С другой – о том, что семья всегда остается семьей, какой бы ужасной она ни казалась. С третьей – история о прощении, принятии и доверии, с четвертой – о том, как легко забыть про любовь в круговороте рутинной суеты.
С пятой – о том, как важно иногда оставаться в душе детьми и признавать, что и взрослые могут иногда ошибаться. Наконец (и об этом неоднократно говорил сам Бун), это картина, открыто заявляющая о необходимости в какой-то момент оторваться от семьи, чтобы потом быть способным вернуться к родным людям – повзрослевшим и изменившимся.
Бун, писавший и переписывавший сценарий на протяжении нескольких лет, вложил в это кино столько собственных принципов, мыслей и переживаний, что «От семьи не убежишь» кажется каким-то камерным проектом, показывающим лишь небольшой отрезок истории отдельно взятых людей – вся их остальная жизнь, весь контекст легко достраивается по диалогам героев и случайно брошенным фразам.
Кадр из фильма «От семьи не убежишь»
Кажется, что Дэни иногда специально делает эту сюжетную конструкцию более легковесной, разбавляет происходящее ежесекундными гэгами (при этом соблюдая прекрасный баланс трагичного и комичного и эмоционально не перегружая зрителя), чтобы остаться в жанре именно комедии, но ему это не нужно – он давно отточил свое умение подмечать забавные (а иногда – и вовсе не смешные) тонкости и вплетать их в сценарий. А он на этот раз снова полон более пронзительных и драматичных моментов, чем может показаться на первый взгляд: в тесно переплетенные сюжетные линии изначально было заложено гораздо больше смыслов и эмоций, чем потом будет видно на экране.
Бун высмеивает современную моду, доводя ее до абсурда: сюда можно отнести и безупречную, но жутко неудобную мебель и севшие брюки, постиранные в горячей воде, и миллион шкафчиков на кухне, которой ты практически никогда не пользуешься. В этой благородной миссии ему немало помогают актеры: в картине собран очень колоритный состав, добавляющий разворачивающимся на экране баталиям – как словесным, так и вполне физическим – самого настоящего перца. А зрителю – бонусом – отличных впечатлений.
Лоранс Арне здесь неотразима, Дэни Бун демонстрирует все грани комедийного таланта, а у Пьера Ришара по-прежнему невероятно яркие глаза.
Кадр из фильма «От семьи не убежишь»
В какой-то момент возникает опасение, что у нового фильма Буна есть риск уйти в сторону «Бобро поржаловать» чуть дальше положенного, но в итоге все оказывается уместным реверансом, а не повторением пройденного – тонкую грань между позерством и здоровой самоиронией Дэни чувствует, как никто другой. А авторы дубляжа прекрасно передают все эти интонации на русском языке, что также добавляет фильму очарования.
В картине хватает приятных мелочей, милых сердцу видов Парижа и утрированных, но очень трогательных моментов. Не обошлось ни без черного юмора, ни без сентиментальной концовки, но в итоге «От семьи не убежишь» представляет собой тот пример сбалансированной комедии, которая не боится показаться дурацкой и выигрывает при этом по всем фронтам. Кстати, не уходите с финальных титров – там припрятана отличная нарезка неудавшихся дублей.
Трейлер фильма «От семьи не убежишь»