Рецензия на фильм «мстители: война бесконечности»: грандиозный финал 10-летней истории, от которого захватывает дух
В 2008 году в мировой прокат вышел «Железный человек» – на тот момент рискованный проект, призванный запустить целую киновселенную супергероев. Объективные причины для беспокойства у продюсеров и боссов студии тогда действительно существовали: фильмы про персонажей комиксов выходили редко и чаще становились кассовыми провалами. Кроме того, практически всю картину на себе должен был тянуть Роберт Дауни-младший, который в середине нулевых почти попрощался с карьерой из-за тюремного заключения и многочисленных скандалов.
Но за первым «Железным человеком» последовал второй (между ними чуть затерялся «Невероятный Халк», которому через несколько лет устроили небольшую перезагрузку). Затем на больших экранах появились Тор и Капитан Америка. А еще пару лет спустя вышел командный боевик «Мстители», создателям которого удалось не только объединить сразу нескольких супергероев и полноценно раскрыть их характеры, но и создать запоминающуюся историю, которая до сих пор является образцовым примером супергеройского фильма.
Кадр из фильма «Мстители: Война бесконечности»
Один за другим следовали всевозможные сиквелы и триквелы, новые сольники… Но главной задачей киновселенной по-прежнему было объединение героев. И если на экран выходил сольный фильм, то с огромной долей вероятности в нем мелькали уже знакомые или совсем новые герои (и даже не всегда в сценах после титров). Мир «Мстителей» и других супергероев оживал на глазах и становился практически неотделимым от реального – настолько прочно поп-культура вошла в современный кинематограф, да и в жизнь в целом.
К финалу этих десяти лет студия подходит с масштабнейшим блокбастером «Мстители: Война бесконечности». На протяжении последних лет от фильма к фильму режиссеры постепенно наращивали мощь: добавляли в сюжет большее количество героев, повышали уровень драматизма, делали персонажей человечней и с каждым новым проектом добавляли им объема. В результате они подвели киновселенную к некоей финальной точке, в которой эта грандиозная история подойдет к концу и начнется заново.
Кадр из фильма «Мстители: Война бесконечности»
Столь долгое вступление должно было подвести к выводу о том, что, по сути, существует два типа отношения к фильмам Marvel. В первом случае речь идет о тех, кто наблюдает за развитием киновселенной с самого начала и может оценить буквально все ее составляющие: эволюцию героев, мельчайшие сюжетные детали, отсылки и даже юмор, свойственный каждому из персонажей.
Во втором – о тех, кто видел несколько рандомных фильмов и примерно понимает, о чем идет речь, но при этом находится в довольно поверхностном контакте с фильмами (неважно, эмоциональном или логическом). Пропуск любой информации здесь подобен если не смерти, то как минимум тотальному непониманию происходящего.
В случае с «Войной бесконечности» работает та же самая схема. Братья Руссо проделали невероятной сложности работу, объединив на экране несколько десятков супергероев, многие из которых сталкиваются друг с другом впервые.
Сама эта идея породила необходимость прописать многочисленные сцены знакомств героев, варианты их реакции друг на друга, включающие оценку способностей потенциального противника и демонстрацию собственной силы, – эпизоды почти всегда, кстати, сопряженные с шутками. И это не говоря о необходимости вписать в повествование обязательные фишки каждого из героев и о степени драматизма, которого требует эта история, имеющая статус завершающей части.
Кадр из фильма «Мстители: Война бесконечности»
Разбитое на эпизоды повествование крепко и тесно связано между собой, при этом каждая сцена снята в особом ключе, так или иначе раскрывающем характеры персонажей. Свои микрофильмы, которые в «Мстителях» ужаты до размера одного или двух эпизодов, получает большая часть героев, хотя, конечно, есть и те, кто остается совсем за бортом истории, и те, кому достается всего несколько реплик. И это то, что может разочаровать, если идти на фильм с мыслью об одном или двух любимых героях.
Претензия, впрочем, лишается оснований, если учесть, что именно такой подход предполагает командный блокбастер.
Каждая сцена в «Мстителях» – отдельный микрофильм. Зритель с первых же секунд понимает, кто именно сейчас появится на экране: благодаря музыке, цветовой гамме или общему оформлению пространства.
Еще одна причина, по которой практически каждый из героев получает минимум времени (важно то, что все-таки получает) на раскрытие, – Танос. Безумный титан, задумавший собрать шесть артефактов, позволяющих менять реальность буквально по щелчку пальцев, и установить во вселенной свои собственные порядки, – ломает давно устоявшийся шаблон о том, как должен выглядеть злодей, которого невозможно победить. Танос здесь – глубокий и противоречивый персонаж, идущий, несмотря ни на что, к своей собственной цели.
Кадр из фильма «Мстители: Война бесконечности»
Подобная интенция отчасти роднит его с самими Мстителями, и отчасти делает его центральной фигурой повествования. Да, Танос и раньше существовал во вселенной, но постоянно находился где-то на периферии истории. Сейчас же действительно пришло его время: о своих амбициях, подкрепленных грубой силой, он говорит открыто и не боится действовать, даже если это будет стоить ему абсолютно всего.
Что примечательно, «Война бесконечности» возвращает зрителя и к некоторым старым антагонистам, предлагая взглянуть на них по-новому.
Извечная проблема со всевозможными изменениями времени и пространства – тактикой, обычно развязывающей сценаристам руки и дающей им право делать все, что захочется, – в «Войне бесконечности» тоже решается выведением ситуации на качественно новый уровень. Без спойлеров обойтись нельзя, но проделанная братьями Руссо работа действительно впечатляет. Особенно если учесть, что им пришлось распространять и держать в голове условия фальшивых сценариев к фильму – как раз-таки чтобы избежать любых спойлеров.
Кадр из фильма «Мстители: Война бесконечности»
Для того чтобы получить удовольствие от новых «Мстителей», необходимо с самого начала нырнуть в этот мир, включиться в происходящее всем сердцем и душой, а затем на протяжении двух с половиной часов переходить от сцены к сцене и от персонажа к персонажу, сохраняя эту эмоциональную связь с героями и происходящим. В противном случае сведение персонажей может показаться затянутым вступлением к чему-то большему, а отсылки – остаться незамеченными. Впрочем, создатели «Войны бесконечности» сделали все возможное, чтобы это погружение прошло, может, не так безболезненно, как того бы хотелось, но точно захватило дух.
Трейлер фильма «Мстители: Война бесконечности»
Итоги Каннского фестиваля, премьера «Дэдпула-2», обвинение Люка Бессона в домогательствах и другие с
Темы которые будут Вам интересны:
-
Фильм «мстители: война бесконечности» бьет рекорды по предпродажам билетов
-
«Мстители: война бесконечности», «остров собак», «собибор» и другие киноновинки недели
-
Рецензия на фильм «со дна вершины»: не спортивная, а общечеловеческая история о борьбе с собой
-
Рецензия на фильм «дэдпул-2»: поубавили огонька и добавили брэда питта