Рецензия на фильм «со дна вершины»: не спортивная, а общечеловеческая история о борьбе с собой

Фильм «Со дна вершины», который выходит сегодня в российский прокат, рассказывает историю юного спортсмена-горнолыжника Алексея Царева, по вине друга получившего серьезную травму ног. Дорога в спорт для юноши закрыта, большие надежды рухнули, а впереди маячит беспросветная жизнь инвалида-колясочника. Смириться с такими обстоятельствами парень не может, а потому при поддержке родных и друзей учится жить заново: сначала ходить с помощью протезов, а затем и кататься на лыжах.

Рецензия на фильм «со дна вершины»: не спортивная, а общечеловеческая история о борьбе с собой

Кадр из фильма «Со дна вершины»

Сценарий «Со дна вершины» основан сразу на нескольких реальных историях. Несмотря на опасения, что финальный результат при такой сумме слагаемых мог бы выглядеть, как монстр Франкенштейна, сюжет оказывается на удивление стройным. Разумеется, здесь есть и художественный вымысел, и излишняя патетика, но это отчасти уравновешивается внятной мотивацией героев.

Их поступки можно понять, даже если за кадром остались какие-либо диалоги или целые эпизоды, либо вырезанные в угоду оптимизации хронометража, либо полностью переснятые.

Обусловленность решений героев, конечно, по большей части эмоциональная – каждый справляется с ситуацией как может. К тому же не стоит забывать, что в центре сюжета оказываются подростки, которые впервые в жизни сталкиваются со «взрослыми» проблемами: окончанием школы, выбором университета, первой влюбленностью. В этом возрасте любая мелочь кажется беспросветной трагедией, и неудивительно, что, когда случается настоящая трагедия, руки опускаются.

Кадр из фильма «Со дна вершины»

За что создателей «Со дна вершины» действительно можно похвалить, так это за горячее желание говорить об острой проблеме. Вообще картина, которую задумывали больше пяти лет назад, оказывается на удивление актуальной. Здесь и тема Олимпиады и Паралимпиады, и лишение российских атлетов права выступать под собственным флагом, и открытый вопрос о людях с ограниченными возможностями здоровья.

Показателен, например, момент, когда герой Владимира Вдовиченкова делает специальные деревянные настилы, потому что в доме нет ни лифта, ни специального пандуса для инвалидной коляски. Или сам выплавляет детали для протеза, потому что старый сломался, а на новый попросту нет денег.

«Со дна вершины» вообще затрагивает многие болезненные точки, причем касающиеся как собственно инвалидности («Зачем жить таким обрубком, да кому я такой нужен?!» – в отчаянии обращается к отцу главный герой), так и силы духа, необходимой не только в спорте, но и в жизни – особенно в жизни! Именно эта искренность отчасти искупает излишнюю идеализированность «Со дна вершины».

Иногда все действительно складывается слишком ладно: сюжет двигается вперед, нигде особенно не тормозя, и одна сцена плавно перетекает в следующую. Но у этой истории есть эмоциональное ядро (катарсисис, кстати, очень неплохо передан актерами – отметить стоит и Павла Шевандо, и Владимира Вдовиченкова, который очень органично вписался в эту картину), а главные идеи, которые создатели вложили в проект, настолько правильны и нерушимы, что что-либо возразить против них представляется просто невозможным.

Кадр из фильма «Со дна вершины»

В фильме «Со дна вершины» есть какая-то удивительная, абсолютно несгибаемая вера в лучшее. «Борись и не сдавайся, несмотря на обстоятельства», – читается буквально в каждом кадре. Герои делают все, чтобы их заметили и, даже если их мотивация порой идет вразрез с планами и целями других людей (чаще всего, кстати, этими «посторонними» персонажами движет корысть), желаемое все же достигается. Огромный плюс в том, что не все это дается героям легко: конечно, есть здесь и воля случая, но сказать о том, что на каждом повороте стоит спрятанный в кустах рояль нельзя (хотя один раз музыкальное сопровождение заставляет поверить в это утверждение).

Вообще, «Со дна вершины» не очень правильно называть спортивной драмой. Это, скорее, более глобальная, общечеловеческая история. Хотя акцент здесь, конечно, на спорте и привязка к паралимпийцам очевидна, упор сделан и на эмоции, то есть на то, что обычно объединяет людей.

В целом это картина о борьбе с собой и принятии каких-то вещей (но, что важно, далеко не о смирении), в которой место находится и глупости, и патетике, но которая в итоге может достучаться хоть до кого-то. А это уже победа.

Кадр из фильма «Со дна вершины»

Трейлер фильма «Со дна вершины»

Со дна вершины — Трейлер (2018)

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: