«Осколки»: игры разума алисы хазановой на английском языке с русскими субтитрами

Я люблю Алису Хазанову со времен  фильма Николая Хомерики «Сказка про темноту» и сериала Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни». В актерской манере дочери Геннадия Хазанова нет никакой манерности, она играет как дышит. И да – у нее лицо, которое хочется рассматривать, а голос, который хочется слышать. А еще подкупает ее смелость и способность окунаться в эксперименты.

Девушка из «интеллигентной семьи», в прошлом балерина — и вдруг роли изнывающих от нелюбви и одиночества современниц. Да что там, в ее творческом багаже значится участие в музыкальной постановке по песням лидера «Гражданской обороны» Егора Летова! Естественно, новость о том, что Алиса пробует себя на ниве режиссуры не могла не заинтриговать.

«Осколки» — фильм, снятый в Нью-Йорке на английском языке (с русскими субтитрами). Когда Хазанову спрашивают, почему именно в Нью-Йорке и именно на английском, она отвечает: потому что смогла. В самом деле, Алиса владеет английским и французским языками, немного – итальянским. Она человек, несомненно, европейской культуры, начитанная и насмотренная. Много вы знаете в нашем Отечестве таких режиссеров (Андрей Кончаловский не в счет)?

Сценарий к фильму Алиса Хазанова написала вместе с американцем Майклом Куписком, и, если честно, вся эта история ментально как бы не наша. Если представить, что актеры в кадре говорят по-русски, а действие происходит где-нибудь в Москве — все развалится, никакой правды не получится.

Пересказывать сюжет этого фильма  — занятие неблагодарное. Ну вот хотя бы так. Живет на свете женщина с красивыми ногами и унылым лицом.

Очевидно, в ее жизни  произошли некие драматические события, на которые мозг отреагировал своеобразно: он заблокировал воспоминания. И весь фильм мы вместе с героиней пытаемся понять, что же произошло, пытаемся  замкнуть эту разорванную цепь, опираясь на какие-то ассоциации, звуки, фразы…

«Осколки»: игры разума алисы хазановой на английском языке с русскими субтитрами

Ной Хантли и Алиса Хазанова в фильме «Осколки»

Действие все время повторяется. Ресторан, за столиком двое — муж (Крис Битем) и жена (Алиса Хазанова). У них нет имен, это просто мужчина и женщина.

Он ее изощренно третирует: и курит она в салоне автомобиля, и о важном звонке партнеру забывает напомнить… С каждой высказанной претензией ее лицо становится все отстраненней и печальней — ее будто выключают. Камера фиксирует треснувший бокал с красным вином — яркая иллюстрация разбитой жизни. Затем муж уходит, а к женщине подсаживается привлекательный незнакомец (Ной Хантли), однако ведет он себя так, словно между ними давние любовные отношения… Несчастная в замешательстве: он обознался, он псих, он так к ней подкатывает или она не может вспомнить чего-то важного из своей жизни?

Сюжет с рестораном повторяется несколько раз – только меняется количество людей за столом… Муж ссорится с женой в присутствии своих коллег, друзей. И всегда фигурирует треснувший бокал. И всегда появляется привлекательный незнакомец. Это не воспроизведение одной и той же ситуации, это движение по спирали.

Именно так, по мнению Хазановой, работает мозг человека, переживающего стресс – он раз за разом прокручивает одно и то же, обращая внимание на разные детали. Именно так мозг ищет какой-то выход…

В картину все время вторгаются флэшбеки, сны, в которых героиня гуляет, смеется и целуется с кем-то, кто ей дорог и кто ее очень любит. А эти странные встречи в коридорах гостиницы?

С колоритной старушкой в инвалидном кресле, произносящей «пророческие слова»; со странной горничной, которая с упоением устраивает хаос в подсобном помещении… Все это игры разума героини — ее подавленные эмоции, скрытые желания, обрывки воспоминаний, осколки ее жизни — вот мы и вырулили в сторону названия фильма. Кстати, по-английски оно звучит совсем по-другому — Middleground.

Кадр из фильма Алисы Хазановой «Осколки»

Из описания понятно, что это кино можно смело загонять в артхаусное гетто. Между тем оно не лишено юмора и нуарного изящества. А нарядная бабуля в инвалидной коляске, цитирующая стихи, — вообще словно героиня из абсурдов Ренаты Литвиновой. Впрочем, сама Хазанова, отвечая на вопрос о том, чем она вместе со своей съемочной группой вдохновлялась, называет картину «Прошлым летом в Мариенбаде» француза Алена Рене и фильмы американца Джона Кассаветиса…

Вообще каждый показ «Осколков» я бы предваряла встречей с Алисой Хазановой. Она так обаятельно, умно и весело препарирует свое кино… Алисе непременно нужно снимать дальше: она тонкий рассказчик, хороший психолог, эстет. А уж какое у нее чувство меры — хронометраж фильма составляет 74 минуты — и это в век выспренных, «глубокомысленных» киновысказываний несомненный козырь.

Компания «ПРОвзгляд», конечно, рискнула, расписав этот авторский фильм в количестве 40 копий. И все-таки интеллектуалы оценят «Осколки». Ведь по существу про что это кино?

Про людей, которые где-то посередине жизненного пути вдруг осознали, что сделали не тот выбор, не тех впустили в свою судьбу, не тем открыли свою душу… Вы никогда не встречали этих людей — ушедших глубоко в себя, замкнутых, с потухшим взглядом, считающих, что они не использовали важных шансов, уверенных, что они упустили самое главное, не так распорядились возможностями? Да и сами вы — никогда не прокручивали свою жизнь вспять, думая, ах если бы можно было все вернуть?

Никогда не выстраивали в голове параллельную реальность, в которой вас обнимал тот, кто вас достоин, вам близок и дорог? То-то же. А на «Осколки» сходите — не бойтесь пораниться, иногда пустить немного крови бывает полезно.

Смотрите фильм «Осколки» в кино с 2 ноября.

Илона Егиазарова

Gentlemen Of Fortune

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: