Обсудим понятную «чужую жизнь», забыв о своей
Доброго дня вам, уважаемые читатели. Отныне (вряд ли «присно и во веки веков») в этом разделе я буду делиться с вами своими соображениями о разных телепродуктах. Не всегда это будут умильные панегирики и хвалебные оды. Не ждите от меня детальных телеобзоров всех новинок и «старинок».
Цель моя — остановиться детально на одном экранном событии, привлекшем внимание массовой аудитории. А массовость эта, увы, не всегда совпадает с вашими личными вкусами и пристрастиями. Но статистика знает всё.
Можно сетовать на то, что новый прекрасный фильм Леонида Парфенова «Цвет нации» не переиграл футбольных болельщиков, а «Школа злословия» после хаотичных движений по эфирной сетке и вовсе закрылась, но результаты измерения зрительской аудитории (а есть и такие) свидетельствуют об интересе совсем к другим телевизионным явлениям. Хорошо ли, плохо ли, но безжалостные цифры говорят о неугасающей любви зрителя к сериальному жанру. И на предпраздничной неделе особый интерес вызвала «Чужая жизнь».
Леонид Парфенов расскажет про «Цвет нации»
Не успели отшуметь бурные словесные баталии вокруг «Куприна», разделившие народ, изголодавшийся по добротным, не приправленным «мылом» телепродуктам, на два непримиримых лагеря адептов и противников, как «Россия-1» метнула привычную мелодраматическую сериальную кость в любителей сказок о поселковых Золушках, которым суждено вынести на щуплых плечах все мировое зло. Это вам не «Сладкая жизнь» с постельными метаниями московских мажоров, мало знакомая большинству.
Здесь снова приятная возможность прильнуть к замочной скважине и обсудить понятную чужую жизнь, забыв о своей. Где герои так же в словах лаконичны, не позволяют себе словесных излишеств, используя лексикон и интонации «Дома-2» (типа «Руки убра-а-а-ал!» и «Уйди, я сказала!») в минуты максимальной душевной экспрессии.
А то — «Куприн»! Безнадежная всепоглощающая любовь, офицерская честь, немодное благородство и душевные терзания… Ни ребенка тебе украсть, ни поджогов с убийствами — хоть и постарались разновеликие режиссеры подкорректировать и сгустить классика для пущей удобоваримости. Не всё удалось.
Но хотя бы не вспоминаешь ежесекундно гениального Жванецкого: «Сохранились костюмы и обувь, но, когда мы над старинной дворянской одеждой видим лицо и всю голову буфетчицы современного зенитного училища, что-то мешает нам поверить в ее латынь». И привычный обоз кочующих по экрану знаменитостей не стал их бенефисом. При всех огрехах и неровностях сериал всколыхнул стоячее телевизионное болото.
Одно появление Никиты Ефремова в «Поединке», как глоток свежего воздуха, когда интересно следить за лицом героя, а не отслеживать его перемещения в пространстве в угоду режиссерскому замыслу.
Но вернемся к предмету обсуждения. Заглянем в «Чужую жизнь». Модельной внешности блондинка Янина Студилина приятна глазу во всех отношениях. Это вам не асексуальная героиня «Позднего раскаяния» в мешковатых одеждах. Студилина способна отвлечь своим декольте от любых недоработок сценария. Хотя смотреть, как она руководит транспортной компанией, смешно и неловко.
Зато очень привлекательно и органично в ее исполнении выходят страдания об утраченном пентхаусе посреди Москвы, отобранном бизнесе и напряженные раздумья, где взять недостающий миллион. Здесь ее обиженная нижняя губа как нельзя кстати. «Одной лишь губой маленькая женщина выражает сотни оттенков недовольства. В диапазоне от «какой-то ты нелепый в этих джинсах» до «я поняла, эти розы отравлены». (Это Слава Сэ, почитайте — здоровый смех обеспечен.)
«Чужая жизнь»: Янина Студилина уедет в Березовку
Не найдя искомый «мильон», наигравшаяся бизнес-леди отбывает в сельскую местность, неся под сердцем ребенка от подлеца — партнера по грузоперевозкам. А дальше — как по маслу. В забытой богом Березовке, откуда до райцентра можно добраться только пешком, ожидают ее патриархальные родители, охочие до сплетен кумушки и, конечно, пара рыцарей, готовых сцепиться рогами в вечной битве самцов. У одного есть миллион, и не один, а другой гол как сокол и безработен по случаю выхода из тюрьмы.
У одного темные делишки, но достаток, у другого — чихающий жигуль и странный союз с отставленным мужем имеющейся жены. «Хоботов, я оценила!» Эта побочная шведская семья вызывает живой интерес у односельчан, а обладатель отечественного автопрома тем временем толерантно дружит с соседом-предшественником.
Янина Студилина в сериале «Турецкий транзит»: одно лицо — две судьбы
Линия странная, тем более что экс-сиделец норовит в память о школьной любви вступить в тесную связь с успешно разродившейся главной героиней. И что характерно, вступает и даже норовит узаконить отношения. Голоногая его жена с прозрачными глазами и вовсе тянется к тормозному следователю, приехавшему распутывать темные деревенские истории.
Декольте ее спорит с обнаженными статями городской товарки, ноги столь же длинны, а наряды зазывно откровенны даже для местного сельпо. Мужа (второго из тройки) держит цепко, несмотря на тягу последнего в сторону красноречивой нижней губы несостоявшейся бизнес-леди, которую (видимо, путем голосования бабок на лавке) делают председателем. Председателем чего — неясно.
Зато теперь она будет радеть о селянах и проверять удои, заселится в кабинет с секретаршей и губу будет оттопыривать в задумчивости о пропаже прошлого председателя, жесткого диска и существующей на бумаге дороге, деньги на которую осели в чьих-то карманах.
Деревенскую лирику сменяют кровавые драки, убийство некстати приехавшего подлого бизнес-партнера, похищение ребенка… Кетчуп к финалу льется рекой.
Проживая в комфорте с сельским мафиози (параллельно привечая свою школьную любовь), наша приятная во всех отношения председательша затеет собственное расследование под семейной крышей. Невзирая на крупные суммы, которые он выдал ей для покрытия ее прошлых долгов. Результаты своих исследований она со всей искренностью блондинки выложит прямо в лицо подозреваемому в убийствах и прочих жульничествах мужу. Держа, правда, как щит перед собой ребенка.
Дальновидно. А что? В бизнес играла, поселком руководила — теперь прямая дорога в пинкертоны. В общем, сердце телезрителя замирает и проваливается в пропасть. Адреналин зашкаливает.
Это вам не Бетховена слушать в «Куприне» — здесь свои злодеи за печкой. Деревенскую лирику сменяют кровавые драки, убийство некстати приехавшего подлого бизнес-партнера, похищение ребенка… Кетчуп к финалу льется рекой. И пожар под занавес. Куда без него. Обычная жизнь среднестатистического села, не знающего смены времен года. В любой серии — все призывно обнажены, колосится трава, лыжи у печки стоят. Валенки там же.
Прямо курорт Большие Грязи.
В общем, как в «Покровских воротах»: «Искусство все еще в долгу перед народом». Лекала и кирпичи для этих сериалов надежны и, похоже, вечны. Пирожки пекутся быстро, народ послушно глотает, заедая порцией рекламы.
Только не надо лицемерно сокрушаться о падении вкуса населения и низком рейтинге приличных фильмов. Привыкнув к фастфуду, нелегко оценить высокую кухню мишленовского заведения.
Пойду «Куприна» пересмотрю.
Ксения Маевская