О пороховщиковых, пугачевой и петренко. о любви настоящей и фальшивой
Егиазарова Илона, главный редактор «Вокруг ТВ»
glavred@vokrug.tv
Обзор теленедели с 9 по 15 апреля.
Ну вот и случилось: умер Александр Пороховщиков. Человек с мистическим сознанием ушел из жизни на Пасху. Несомненно, для него такое совпадение много значило бы.
А еще его уход избавил от необходимости сообщать ему о смерти жены Ирины. Долгое время гадали, как это лучше сделать: позвать священника, наделить этой печальной миссией докторов… Пороховщиков все решил за всех. Закончилась история яркой, неординарной любви.
Чего только не вылилось в течение последних дней на эту пару! И на нашем сайте люди писали разное, осуждая, вынося приговоры и даже словесно расстреливая… Думаю, большинству судивших даже в мыслях неведома та сила любви, которая связывала эту пару.
На прошедшей неделе «Человек и закон» посвятил Ирине свой выпуск, и я не могу не выразить своей признательность Алексею Пиманову, который показал Иру такой, какой она была на самом деле: деловой, талантливой, креативой и, конечно, невероятно любящей. Те, с позволения сказать, журналисты, которые писали статьи под заголовками «Иру надо было спасать не от петли, а от мужа», конечно, никогда не примут образ ТАКОЙ Ирины и будут беззастенчиво врать, называя ее «бомжихой, алкоголичкой и психически больной женщиной, зацикленной на муже и собаках».
Бог им судья. Если у них поворачивается язык ради собственного пиара так писать о светлом и чистом человеке — пусть пишут, в конце концов они ТАК видят мир. А к Ире грязь не прилипнет…
Иную любовь нам на этой неделе с великим рвением демонстрировало телевидение — любовь в семействе Пугачевой. Вообще ощущение, что клан живет в режиме реалити-шоу, являя всем нам этакий «примадонский» «Дом-2». Сначала в «Пусть говорят» нам устраивают сеанс почти космической связи с родов Кристины Орбакайте.
Потом Филипп Киркоров в той же передаче демонстрирует миру «суррогатную» доченьку. Репортаж с крестин шокировал: по церкви разгуливали наряженные, как павлины, люди, сверкая стразами, сам счастливый папаша отчего-то облачился в гусарский ментик с золотой вышивкой. Басков, хихикая, в той же церкви говорил о том, что женится через 20 лет на дочери Фили, а потом все бодро решали, что Киркоров обязан еще родить сына.
Никакого ощущения святости совершаемого таинства — фарс и снова самопиар. Имя, данное ребенку в честь бывшей жены, попытка переодеть малышку из крестильного платьица в гламуро-розовое… Жаль, что девочка, которая ТАК входит в мир, будет жить с ощущением нормы от всего, творимого ее отцом…
Ну а потом нам в программе «Познер» продемонстрировали ту, в честь которой называют младенцев, — Аллу Борисовну. Познер рассыпался перед певицей в комплиментах и не задал ни одного неудобного вопроса. Пугачева явно робела перед телемэтром и потому выглядела глупее, чем обычно. А ведь когда-то (например, в программе Диброва и Губина «Временно доступен») Пугачевой удавалось показаться интеллектуалкой, человеком начитанным и «насмотренным». Каков тележурналист — таков и его герой.
Познер по свойственной ему привычке задавал певице вопросы: «А вот в 1983 году вы сказали…» (я бы наказывала за этот примитивный журналисткий прием!) — Пугачевой приходилось подтверждать когда-то сказанное, неинтересное и банальное. Эфир получился на редкость скучным. Лишь однажды нам удалось подглядеть настоящую Пугачеву, когда она предупредила: «Щас ляпну». И ляпнула.
Про Путина и его окружение. Искренне получилось, хотя слова эти дались Пугачевой не без внутренней борьбы…
Ну а апофеозом «примадонского» «Дома-2» стала «Прямая линия» на НТВ. Уж как анонсировали это событие! У самой Пасхи Пугачева рейтинги отбила. С самим Господом Богом отважилась соревноваться «женщина, которая не поет».
И зрительские ожидания не были обмануты. Мы увидели жилище Примадонны, узнали, что в интимной своей жизни она живет под кличкой Буля, что занимается сексом три раза в неделю с 16.00 по 17.15, услышали вдохновенную речь ее молодого мужа Максима Галкина… по поводу гомосексуализма. «Старый» муж Филипп Киркоров при этом сидел рядом и радостно внимал счастливой чете. Незабываемый по пошлости эфир!.. И ведь все это нам пытались преподнести как историю великой и невероятной любви…
Слова любви много раз произносили и в программе «Пусть говорят», посвященной ситуации в семье актера Алексей Петренко. На протяжении двух вечеров Андрей Малахов истошным голосом кричал: «Дочь великого актера моет унитазы богатым русским в Германии! Отец 13 лет не признает родных дочь и внучку, посвятив себя третьей жене и ее многочисленным детям!» Потом следовали кадры, в которых дочь Петренко на камеру действительно мыла унитаз, а затем готовила борщ Малахову.
Андрей увлеченно уминал борщец и после делал убийственный вывод: «Вот видите, борщ постный — женщина она верующая, положительная…» Ну а дальше следовал подробнейший обзор списка грехов Алексея Петренко. Выдав очередную порцию негатива, участники этой душераздирающей и явно проплаченной драмы говорили: «Но мы хотим помириться с папой и дедушкой.
Мы хотим, чтобы он нас простил…» Я не знаю, где Малахов выискивает героев для своей программы, но жить в постояном общении с такими людьми, наверное, очень сложно. А еще сложно постоянно подменивать понятия. Кричать о необходимости отцовской любви и прощения — и все делать для того, чтобы вызвать к себе ненависть.
Говорить о справедливости — а являть миру хамство.
У нас в стране есть целый отряд таких профессиональных подменщиков понятий. Не хотелось об этом писать, но воскресное участие Ксении Собчак в программе Марианны Максимовской на РЕНе все-таки вынудило. Снова обсуждали скандал, устроенный Собчак на церемонии «Ника». Снова Ксения невинно, будто действительно не понимая собственной бестактности, вещала: «Я просто задала вопрос.
Чулпан надо было просто на него ответить». Зачем, почему Чулпан должна отвечать Ксении?! Может, ей противно вступать в диалог с подобным человеком? Это в голову Собчак не приходило? Марианна Максимовская показала нарезку из церемоний награждения «Оскаром», на которых американские звезды тоже себе позволяли острые высказывания. Подтекст был такой: есть такая традиция — портить праздники.
Но когда подобные высказывания допускают, скажем, представители индейцев, говорящие о своей ущемленности, — это одно. А когда Собчак ради самопира — это другое.
На прошлой неделе Ксения объявила в своем блоге, что покупает билеты всем, кто хочет поддержать акцию голодающих в Астрахани. Действительно, купила и повезла туда людей. Подумалось: скольким бы больным детям могли пригодиться эти деньги. Но на больных детях политическую карьеру не построить — это Собчак твердо знает…
Мне глубоко чужды взгляды российских либералов, но у меня среди них много приятелей — порядочных и честных людей. Знаете, что они говорят? «Мы уже опасаемся высказывать свои идеи и устраивать акции, потому что к ним обязательно примажется Собчак и дискредитирует всю нашу деятельность…» Помните, царя Мидаса, который одним прикосновением превращал все в золото? У Собчак почти такой же дар: в чем бы она не участвовала, все превращается в клоунаду…
Хотела сказать пару слов и о кинопоказе. «Дирижер» на канале «Россия 1» — это безусловная попытка призвать нас задуматься о любви и прощении, об истинном. Режиссер Павел Лунгин продолжает свои духовные поиски, и хотя ничего сильнее «Острова» он, конечно, уже не снимет, но само стремление говорить сегодня о таких «немодных», но вечных понятиях, очень важно.
А вот фильм «Дом ветра», продемонстрированный в «Закрытом показе» Гордона, оставил неприятное ощущение. Вроде и история душещипательная — о женщине, которая пытается спасти смертельно больного ребенка, и дивная Кутепова там играет… А впечатление такое, что из тебя насильно вышибают слезу, когда плакать совсем не хочется. Искусственное, просчитанное, фарисейское кино, манипулирующее нашими чувствами.
Но Гордон, который громил фильм, был чрезвычайно неприятен и даже превзошел Сергея Кургиняна: Александр картинно падал на пол, говорил слова «жуткое говно», «жопой чувствую» и «на хрена мне такое кино»… Орал в лицо режиссеру: Вы тупой! Признавался, что хотел уволиться, чтобы не смотреть и не обсуждать этот фильм. Со всем этим можно было бы согласиться, если бы дискуссия проходила где-нибудь на «Перце». И если бы сам Гордон снимал хорошее кино…
А еще всю неделю нас учили самообороняться. Гиган Саркисян, который, защищая свою семью, убил троих бандитов и ранил четвертого, подавался как национальный герой. В программе Соловьева «Поединок» кто-то говорил о том, что Саркисяна надо наградить за беспримерное мужество… Соловьев выступал в защиту ношения оружия.
Жириновский кричал, что у него пять стволов, и что он никому не рекомендует связываться с ним… И все бы хорошо, только история самообороны оказалась с душком: сын Саркисяна, человек криминальных наклонностей, фактически подставил свою семью под удар — отцу пришлось расплачиваться за грехи отпрыска… Можно ли называть национальным героем человека, так воспитавшего собственного сына? Не знаю. Наверное, в век подмен понятий все можно.
И самое последнее: идет пасхальная неделя. На церковь в последнее время вылилось много потоков грязи: и патриарх со своими часами и квартирами «не свят», и храм Христа Спасителя, как выяснилось, отличное место для так называемых панк-молебнов… Так вот, в программу канала «Россия 1» «Профилактика» (чудесный, надо сказать, проект, только идет в запредельно безумное время) приходил компьютерный ас, занимающийся аналитикой интернетовских запросов.
Рисуя графики, он показывал и доказывал, как рождается в Сети новость, как к ней выражают интерес пользователи, как этот интерес иссякает… Новость, которая рождается естественно, на графике выглядит, как большая прописная буква «Л»: доходит до пика обсуждений и умирает. Новость, которая рождается искусственно (попросту вбрасывается в Сеть определенными силами) графически выглядит, как буква «П»: рождается, долго держится на пиковой точке (есть даже термин соответствующий — «держится на полочке») и затем угасает.
Так вот все новости, связанные с дискредитацией церкви в последнее время, графически отображаются именно буквой «П». А вот кому выгодно вбрасывать в общество эту тему и держать ее на плаву — думайте сами.