Наталия антонова: «пусковым механизмом» моего желания быть артисткой стал дима марьянов»
Сегодня на канале «Россия 1» стартует 9-серийная шпионская драма «Операция «Мухаббат», действие которой разворачивается в середине 80-х годов – непростом времени для СССР. Назревала перестройка, в самом разгаре была холодная война, и уже несколько лет наша страна принимала участие в военном конфликте в Афганистане. На фоне этих событий разыгрывается драма в семье генерала ГРУ Федора Савельева.
Американская разведка решает дискредитировать его через сына, который влюблен в эмигрировавшую в США вместе с отцом-диссидентом Аню.
Жену генерала Риту Савельеву, которая обеспечивает надежный тыл своим любимым мужчинам, сыграла 44-летняя Наталия Антонова. Она призналась, что согласилась на участие в проекте «Операция «Мухаббат» из-за возможности поработать с Сергеем Пускепалисом и Дмитрием Марьяновым, для которого роль в сериале стала последней. Актер сыграл Михаила Горбачева, но в короткую, 9-серийную версию, которую покажут на канале «Россия 1», эти эпизоды не вошли.
Полная, 12-серийная версия появится позже на канале Star Media в YouTube.
– Наталия, как Вы себя ощущали в роли генеральши? «Муж» не огорчал?
– Я так рада, что мне удалось поработать с Сережей Пускепалисом! Он замечательный актер, человек, режиссер. С ним очень комфортно как с партнером – не нужно бороться с собой.
Мы с ним придумывали сцены, предлагали их режиссеру, и всё принималось. Было так здорово!
Наталия Антонова и Сергей Пускепалис в сериале «Операция «Мухаббат»
– Вам легко было примерить на себя образ женщины из другой эпохи?
– Это было интересно. У меня здесь сложный грим, сложные прически, одежда того времени. Перламутровые губы, перламутровые ногти, накрученные волосы – тогда же кудри были в моде… Художники по гриму и костюму очень постарались.
Мне очень нравится.
Я поймала себя на мысли, что смотрю на себя в зеркало и вижу в отражении свою маму: она выглядела точно так же, когда я была маленькой. Вот так же одевалась, такие же прически у нее были, такие же бусы носила. Очень точный образ создали художники, молодцы!
Я до такой степени входила в этот образ, что приходила домой и не могла никак отделаться от мысли, что я уже Наташа Антонова, а не генеральская жена. Вела себя дома, как генеральская жена. Хотя уже и грим смыла, и костюм сняла, а всё еще там, на площадке, и в голове прокручиваю сыгранные сцены.
Ловила себя на мысли, что и говорю, как Рита Савельева, и даже голову поворачиваю, как она (смеется). Настолько глубоко погружалась в роль.
Я помню то время, хотя была еще маленькой, помню разговоры взрослых о войне в Афганистане, помню их отношение к этой войне. И это хорошо, потому что я знала, про что играть.
– И сыночка было жалко отпускать в Афганистан?
– Конечно, жалко. И мое материнское «Не пущу!» очень искреннее.
– Как Вам работалось с молодыми актерами Ильей Малаковым и Аглаей Тарасовой?
– Мне с ними было очень интересно. Они совсем другие. Такие смелые, такие талантливые!
Актеры моего поколения не такие раскованные: мы все чего-то боимся, чего-то стесняемся. Наверное, ритм жизни такой сейчас, и я была счастлива с такими ребятами поработать, играть маму главного героя.
С Аглаей на этом проекте у нас не было общих сцен, и мы с ней по этому поводу много шутили. Потому что в другом проекте для канала «Россия 1» – «Осколки», работу над которым мы закончили недавно, – Аглая играла мою старшую дочь, и за время съемок мы с ней очень подружились. И случайно узнали, что в «Операции «Мухаббат» снимаемся вместе.
А «сыночек» у меня прекрасный – очень талантливый Илья Малаков. Мы с ним даже внешне немного похожи.
Наталия Антонова (справа) с Аглаей Тарасовой в сериале «Осколки»
– В этом сериале у Вас не очень большая роль, но вы все равно согласились сниматься, хотя режиссеры давно приглашают Вас только на главные роли. Были какие-то причины, по которым Вы дали согласие?
– Прежде всего я согласилась потому, что роль моего мужа играет Сергей Пускепалис. Мне очень нравятся его актерские работы, и, конечно, я была рада познакомиться с ним и поработать вместе на площадке. Подвести партнера ты не имеешь права, поэтому себя проверяешь: а на что ты способен?
Это такое испытание каждый раз для нас – новая работа, новые партнеры.
– А Вы с детства хотели быть актрисой?
– Нет, вообще не собиралась, хотя в школьной самодеятельности участвовала. Это просто случайное попадание профессию. Я, когда была маленькой, хотела быть балериной.
Но в детстве была пухленькой, и мама мне сказала: «Балерины из тебя не получится. К тому же у тебя не будет детей, а для женщины главное – семья». И я ей благодарна за это, потому что она оказалась права. (Наталия Антонова – многодетная мама, у нее трое детей. – Прим. ред.).
А с выбором профессии у меня связана одна интересная история. «Пусковым механизмом» моего желания быть артисткой стал Дима Марьянов, но он даже не подозревал об этом. А дело было так. Мы с подругой пошли в «Ленком» на спектакль «Поминальная молитва». И вот я сижу, а на сцену выходят мэтры: Евгений Леонов, Александр Абдулов, Татьяна Пельтцер… А под конец первого акта выскакивают на сцену Дима Марьянов и Наташа Щукина и начинают отплясывать, да так здорово!
И на меня как озарение снизошло, как столб из неба энергетический: «Я тоже так могу! Хочу быть артисткой!»
И вот проходит много лет, и я встречаю Диму Марьянова здесь, на съемочной площадке «Операции «Мухаббат». Мы с ним в кадре, я – жена генерала, он – Михаил Горбачев. И мы общаемся, смеемся, а я смотрю на него, улыбаюсь про себя и думаю: «Вот сказать Диме, что, если бы не он тогда в спектакле?..» Я не решилась ему это сказать: работали, и как-то времени не было, и не к месту.
Но тогда, много лет назад, они действительно меня потрясли своей легкостью и артистизмом. Вот такая история.
Конечно, я видела Диму в Щукинском институте. Я была первокурсницей, а он приходил туда уже как выпускник, тогда он уже был известным актером, и мы, девчонки, прямо замирали: «Ой, смотрите, Дима Марьянов идет, «Выше радуги»!» Ну не буду же я ему сейчас об этом говорить? Но сердце радовалось с ним в одном кадре побыть.
Так что Дима Марьянов – тоже одна из причин, из-за которой я согласилась сниматься в этом проекте.
Наталия Антонова (справа) с Дмитрием Марьяновым на съемках сериала «Операция «Мухаббат»
– Когда Вы решили быть актрисой, что мама сказала?
– Родители были против категорически. У меня вообще не актерская семья. И все мне сказали: «Да не поступишь ты! Там один блат.
Ты дурочка совсем? Лучше поехали на дачу».
Когда я собралась поступать в Театральный институт им. Щукина, была студенткой второго курса другого вуза, где училась на продюсера. Да-да, у меня есть второе высшее образование. И когда с первой попытки поступила «на артистку», папа категорически сказал, что я должна окончить первый институт: «Ты мне вот диплом положи, что ты продюсер, и делай что хочешь». А вы понимаете, что такое поступить в театральное?
Марина Александровна Пантелеева, руководитель нашего курса, сразу сказала: «24 часа вы будете здесь». Так оно и было. И пришлось мне в первом институте перевестись на очно-заочное отделение. Света белого не видела: было очень сложно учиться параллельно в двух вузах.
И все-таки диплом продюсера я получила, пришла домой, бросила диплом вот так вот: пи-и-у-у! (показывает, как бросила диплом). Папа его поймал, в ящик спрятал – так диплом там и лежит все эти годы.
Когда друзья-актеры узнают, что я по образованию еще и продюсер, часто говорят: «Наташка, хватит уже сниматься – давай что-нибудь спродюсируем». Но это не мое, я другого склада человек. Я все знаю, все понимаю, все вижу, но лезть в продюсирование не хочу.
Я хочу заниматься той профессией, в которой мне комфортно.
– Мы привыкли видеть Вас в мелодрамах, где ваши героини переживают разные любовные истории, что неудивительно при том, как замечательно Вы выглядите. А тут у Вас роль мамы взрослого сына, заботливой матери семейства… Эта «возрастная» роль Вас не смущает? Илья Малаков, между прочим, когда увидел вас перед съемками, решил, что именно Вы будете играть его девушку.
– У меня такая роль не первая. Конечно, самое обидное для актера, когда тебя просто «по году рождения» автоматически отправляют на роли героинь старшей возрастной категории, даже несмотря на то, что ты не выглядишь на свой возраст. В европейском кино много звезд, которые и в 50 лет продолжают играть молодых героинь, и никто их не спрашивает, сколько им лет. Главное – они могут это сыграть.
Но я копаться в этом не стала, а просто стала получать удовольствие от новых ролей. И всё. Потому что я сама мама, и мне всё это знакомо и близко: у меня у самой сыну 20 лет – почему я не могу сыграть в кино маму взрослого сына? Да могу! Сегодняшние мамы – это необязательно толстые тетеньки.
Очень много женщин, которые молодо выглядят и в возрасте за 40.
На «Мухаббате» меня специально сделали более взрослой – за счет прически, одежды, грима. Но вот если меня пытаются искусственно взрослить, например свет ставят плохо, я с этим борюсь, стараюсь находить общий язык и с режиссером, и с оператором. И конечно, для меня важно, чтобы истории были интересные. «Операция «Мухаббат» – это интересная история.
–- Вам в основном предлагают играть роли в мелодрамах, а хотелось бы выйти за рамки этого амплуа?
– Конечно. И наконец-то это произошло. Однажды зимой мне прислали сценарий, прочитав который я сказала себе: «Не пойду. Я не могу больше. Опять четыре месяца надо будет рыдать, переживать, спасать, быть самой доброй». Но мой директор сказала мне: не отказывайся, сходи, познакомься с режиссером.
Я пошла, честно «отпробовалась», втайне надеясь, что меня не утвердят. Хоть бы для разнообразия предложили какую-нибудь характерную роль, например, роковой женщины… И тут спустя время мне сообщают: «Тебя утвердили, но только не на ту роль, на которую ты пробовалась, а на «противоположную». А там такая роль! Богатая женщина с характером.
Она и смешная, и глупая, и жалкая. Я как узнала, даже не поверила сначала. Наконец-то я дождалась.
– Мама с папой теперь гордятся дочерью?
– Это была тяжелая дорога к пониманию, но сейчас они с этим уже смирились. Они смотрят фильмы с моим участием, даже что-то в интернете скачивают, радуются… Я на них не обижаюсь – понимаю, что у них было определенное отношение к актерской профессии и поменять его им было не так просто.
– А теперь и Ваш старший сын Артем пошел по вашим стопам…
– Да, он окончил Колледж О.П. Табакова и уже активно снимается. Репетирует, спектакли играет, но не в театре, а в независимых проектах.
Наталия Антонова с сыном от первого брака Артемом Вершининым на церемонии закрытия 38-го ММКФ в июне 2016 года
– То есть Вы не такая мама, которая говорит своему ребенку: «Актером?! Ни за что!»?
– Я именно такая мама. Я сказала ему: «Ни за что!». Но потом наступило такое время, когда он попросил: «Помоги мне сделать программу». Ну как я могу ребенку отказать? Помогла ему сделать программу и сказала: иди поступай. У него другая, папина фамилия – Вершинин, поэтому я никому не говорила, что Артем поступает в театральное, хотя у меня полным-полно друзей.
Но сама думала: вдруг не поступит? А он проходит этапы творческого конкурса один за другим, и его не срезают! Да что ж это такое, думаю я, так еще и поступит! И вдруг перед самым последним конкурсом Артем неудачно падает и ломает ногу – перелом тяжелый, всё лето пролежал в гипсе.
На последнем конкурсе смотрят как раз хореографические и вокальные данные, а он на костылях.
Что делать? Я звоню в колледж, говорю: «Я мама Артема Вершинина. Он на конкурс не придет – ногу сломал».
В ответ: «Как не придет?! Мы его брать хотим! Ну придите как-нибудь на костылях. Можете?» «Можем, – говорю. – Что, в гипсе на проверку сценических данных?» – «Мы будем вас ждать!»
И вот в конце лета, когда Артему еще гипс не сняли, я его привезла в Театральную школу Табакова. Его приняли, 30 августа сняли гипс, и он пошел учиться.
– Откройте секрет, как Вам удается поддерживать такую хорошую форму при довольно плотном графике съемок и при большой семье?
– Я себе высокую планку изначально поставила. Если я занимаюсь этой профессией, то должна хорошо выглядеть, хорошо себя чувствовать и развивать себя все время. Актер – это профессия, которая развивает тебя каждый день.
– Фитнес-клуб? Спорт? Диеты?
– Всего по чуть-чуть. Но я нашла секреты для себя лично и для своего организма. Знаете, как Коко Шанель говорила? Если женщина после 30 лет не красавица, то она дура. Понимаете, да? Каждая из нас красавица – просто мы должны найти для себя секреты своей красоты и молодости. По-другому никак.
Я этих секретов подобрала огромное множество. Всё собираюсь книгу начать писать, только времени нет. Но я обязательно ее напишу! К сожалению, быть красивой, сильной и здоровой – это очень скучное занятие и очень тяжелый труд. У меня есть свои табу, которые приносят результаты. Я уже привыкла, что мне говорят: «Как, вам 44?!
Не может быть!» (смеется).
Но ведь есть такое слово – «лень». Вот стоит только впустить ее в себя – и всё, и ты расслабляешься, у тебя какая-то депрессия, и всё – хоп! — и ты бабушка! С женщинами это очень быстро происходит.
Это мужчины с возрастом только лучше становятся. А мы не имеем права терять дар быть Женщиной с большой буквы, не имеем права махнуть на себя рукой в 50 лет, мы все время должны быть в тонусе.
Наталия Антонова в сериале «Операция «Мухаббат»
– А как Вы любите отдыхать?
– Так как у меня многодетная семья, приходится очень много работать. У нас три сына: старшему 20, среднему 12, младшему 11 лет. Самый старший, сын мужа от первого брака, уже взрослый и живет сейчас отдельно. По сути, четверо мальчиков у нас. Поэтому у меня так: работа – дом – работа – дом… Но, так как младшие детки у нас погодки, мы с мужем приняли решение переехать за город. У нас большой участок, мы живем в лесу, и нам всегда есть чем заняться.
Конечно, кур и коз у нас нет (смеется), но занятия мы себе всегда находим. Мы постоянно на свежем воздухе. И раз в год мы стараемся выезжать на море с детьми.
– Наверное, ваши сыновья – ваши самые преданные зрители?
– Я стараюсь дома особо-то про свою профессию не рассказывать. Дома я просто мама. О том, что их мама, оказывается, артистка, они узнали, когда пошли в школу, им там об стали говорить.
Я им обычно говорила, что «я поехала на работу», рассказы про театральную жизнь им были неинтересны, их вообще в театр сложно затащить.
– Как все современные дети, Ваши сыновья, наверное, любят поиграть в компьютерные игры? Как вы к этому относитесь?
– У меня своя методика воспитания. Политика такая: полчаса айпада – полчаса книги. Хотите еще полчасика поиграть – столько же надо читать. Так я их приучила к чтению – теперь они читают книги с удовольствием, обсуждают их.
Книга ведь и нужна для того, чтобы развивать воображение. А современные дети ничего не читают, ничего не представляют – воспринимают только картинки мелькающие.
Мне одна знакомая рассказала такую историю. Она была в кафе и увидела маленькую девочку. Девочка сидела у окна, с другой стороны к стеклу подлетела бабочка и села на него.
И девочка, увидев бабочку, сделала пальчиками вот так (показывает, как раздвигают пальцами картинки на телефоне. – Прим. ред.). Понимаете, живую бабочку на стекле она пыталась увеличить, как в айпаде…
Смотрите сериал «Операция «Мухаббат» с 23 апреля, с понедельника по четверг в 21:00 на канале «Россия 1».