Москва увидела брестскую крепость
В военной драме, снятой по заказу Телерадиовещательной организации Союзного государства режиссером фильма Ехали два шофера и сериала Герой нашего времени, повествуется о самых первых днях начала Великой Отечественной войны — о героической обороне Брестской крепости. В центре сюжета — 15-летний Сашка Акимов, оказывающийся в самой гуще страшных событий. Они, к слову сказать, были воспроизведены с документальной точностью: работа над лентой шла в окрестностях мемориального комплекса Брестская крепость-герой, а его сотрудники консультировали кинематографистов, знакомили их с архивами и хроникой.
Такой серьезный подход и почти двухлетняя подготовка к фильму — исключение в современном российском кино. Так что неудивительно, что посмотреть на плоды стараний коллег вчера пришли многие актеры и деятели шоу-бизнеса. Тем более, что о Брестской крепости уже пошла народная молва — как о достойной картине в лучших традициях советского военного кино.
Одним из первых в Пушкинском, в небе над которым, настраивая на нужный лад, блуждали лучи прожекторов, появился Марат Башаров. Он поспешил в кафе на втором этаже кинотеатра, куда был заказан доступ простой публике. Позднее за ним последовали Алексей Серебряков, Агния Дитковските с мамой Татьяной Лютаевой, Екатерина Климова и расставшийся с усами Федор Бондарчук.
Многие задерживались внизу, чтобы ответить на вопросы журналистов, но общаться в экстремальных условиях — небольшое фойе было буквально запружено народом — было сложно. Участников проекта пройти это испытание обязывал долг, так что они мужественно рассекали толпу, перемещаясь от одной группы журналистов к другой, и старались говорить громче, чтобы их расслышали за звуками мелодий военных и предвоенных лет.
Режиссер Александр Котт признался, что испытывает чувство огромной ответственности, и рассказал, что перед началом съемок для актеров проводили специальные экскурсии по Брестской крепости, после которых они выходили другими людьми.
Исполнитель одной из главных ролей (наряду с дебютантом Алексеем Капашовым, Павлом Деревянко, Александром Коршуновым, Евгением Цыгановым, Яной Есипович, Мадлен Джабраиловой) Андрей Мерзликин подтвердил слова режиссера:
Это была не просто экскурсия, конечно. Мы узнали очень страшные исторические факты. Если бы мы эти факты сняли в кино, оно бы получилось практически документальным, и мы бы вышли за рамки жанра. Если бы мы показали весь ад, который там происходил… Очень многие пытались нас обвинить, что в картине много крови. Ребята, да там нет практически крови! Мы показали лишь маленькую толику того, что происходило в Брестской крепости.
Немецкие историки после Великой Отечественной писали, что самое страшная артподготовка, которая была за всю историю Второй мировой — это была Брестская крепость. Они так и писали: Мы воссоздали ад на земле.
Также Андрей согласился, что такой проект — это огромная ответственность перед множеством людей:
Это так непросто. Ведь съемки были связаны с архивами, и мы чувствовали ответственность перед огромным количеством людей, а также сталкивались с ажиотажем лжеисториков, которые постоянно пытаются ставить под сомнение героизм нашего народа. Это меня печалит.
Я со своими товарищами делал все возможное, чтобы доказать: правда на нашей стороне.
Автор идеи и генеральный продюсер Бресткой крепости Игорь Угольников признался, что осуществилась его детская мечта:
В детстве отец дал мне книгу Сергея Смирнова Брестская крепость, которая запала мне в душу. Я всегда хотел сделать по ней кино. И вот моя мечта осуществилась — теперь я счастливый и очень усталый человек.
Дольше всех с журналистами общался Валерий Сюткин. Он, например, рассказал, что одним из первых услышал заглавную песню фильма — ему ее наиграл автор Леонид Агутин, когда музыканты работали в одной студии:
А лента, я надеюсь, настоящая, интересная и сделана с чувством.
Вскоре, наконец, открылись двери в зал, и когда гости заняли свои места, на сцене появилась съемочная группа. После того как Угольников и Котт представили участников проекта, они пожелали зрителям приятного просмотра. Причем, Игорь отметил, что надеется, что фильм посмотрит большое количество, прежде всего, молодых зрителей, а режиссер сказал:
Это труд, труд — смотреть это кино. Я хочу, чтобы вы настроились на просмотр этого фильма.
Подтверждаем — труд очищающий и благородный.
Завтра создатели представят Брестскую крепость в Минске и у этого нерядового фильма появятся новые зрители.