«Мама-детектив»: «ну это просто кошмар какой-то, и всё тут!»
У каждого уважающего себя сыщика обязательно есть коронная фраза, по которой его мгновенно узнают, и с которой он впоследствии навсегда ассоциируется. От бессмертного, уже ставшего классикой «Это элементарно, Ватсон!» от Шерлока Холмса до нашего отечественного харизматичного Давида Марковича Гоцмана (сериал «Ликвидация») с его неизменным «Картина маслом!». Вот так и здесь, в сериале Первого канала, главная героиня практически любую свою фразу начинает с нейтрализующего причитания: «Нет, ну это просто кошмар какой-то, и всё тут!» Понятно, что это тактический ход и мастерский приём «прикинуться валенком», чтобы, как говорится, «клиент поплыл».
Мама-детектив — это Лариса Ивановна Левина, которая совмещает непростую профессию «следака» с материнством и ждет уже третьего ребенка. Зритель видит исключительный по своей нелепости подход к раскрываемости убийств: внешний фасад «глубоко беременного» лучшего следователя отдела никак не вяжется с чем-то серьёзным, важным, значимым.
Поэтому убийцы не видят в ней угрозы, да и коллеги не всегда считаются с её мнением, хотя она сразу верно подмечает главное — улики, неувязки в версиях, мотивы. И это работает! Пример такого действенного подхода в стиле антипода классическому детективу-следователю открыт ещё небезызвестным лейтенантом Коломбо с его «нетленным плащиком», старым, разваливающимся на запчасти рыдваном и кончиком всюду и не к месту дымящей сигары.
Здесь же зритель видит женщину-наседку на сносях, без конца жующую, чихающую, ищущую, где бы поудобнее присесть, чтобы отдышаться, и вечно озабоченную поисками туалетной комнаты. А в результате — лучшие показатели раскрываемости убийств.
Страшно не люблю подделки: накладные ногти, ресницы, парики, фальшивый смех, натянутые улыбки, сыгранные чувства и прочее. Все это выносит восприятие за рамки реальности: просто-напросто перестаёшь верить. А ведь условностями действительность не заменишь, хотя кино, по сути, и построено на игре в предлагаемых обстоятельствах.
Даже к шестой серии я так и не смирилась с накладным животом следователя Лары. И это несмотря на то, что упрекнуть Ингу Стрелкову-Оболдину в недостоверности всех этих одышек, ахов-охов, воспроизведении утиной походки, перемен в настроении, никак язык не повернется. Сыграно мастерски, но «живот» визуально выглядит, как ватная подушка, и становится чем-то чужеродным.
И тут уж как ни старайся, а как зритель я вижу ненатуральность происходящего. Наверное, на момент создания фильма компанией Star Media в 2012 году к нам не дошли ещё последние технические новинки в области создания реалистичных животов, имитирующих беременность.
Есть и ещё один основательный повод для критики — это дилемма с определением жанра. Он заявлен как детектив, и сюжетно каждая серия действительно начинается с совершаемого убийства с последующим раскрытием этого преступления. Но при этом сами истории какие-то мелкие по масштабу, а о закрученном сюжете и говорить не приходится. Всё как бы на поверхности, не взаправду.
Складывается впечатление, что сценарий притянут. Но ведь в детективном жанре вся «соль» как раз и состоит из ювелирного хитроумного разматывания и логического сопоставления целого клубка деталей, которые ускользают от взгляда обывателя и складываются в мозаику только под пристальным прицелом профессионального сыщика.
Тогда, возможно, мы смотрим не детектив, а мелодраму? Ведь сериал пронизан различными взаимоотношениями: Лара переживает развод с мужем по причине его измены с коллегой по работе Верой, но общение всё равно надо выстраивать, ведь у них двое старших мальчишек и на подходе дочка; также отдельно выведена линия развивающихся отношений — от дружбы, личной симпатии и общего горения в работе до каких-то намёков на романтику и разделённые чувства — Ларисы с ее молодым и рьяным помощником Максом (Кирилл Плетнев). Получается, что по части мелодрамы тоже всё в наличии: обиды, слёзы, измена, ревность, надежды, мечты, прощение и прочие атрибуты этого «женского» жанра.
Но всё-таки нужно признать, что Лариса Ивановна удачно совмещает излишнюю эмоциональность с крепкой хваткой профессионала в своём деле. Она реалист, утверждающий своё главное кредо по жизни: «Я признаю только действенное раскаяние». Так увидела я, а вот что увидит зритель — детективный пассаж или мелодраматические этюды, пусть решает самостоятельно.
Наверное, по принципу «кому что ближе».
Марго Дерзкая