Кино недели: «форсаж 8», «жена смотрителя зоопарка» и «фантастическая любовь и где ее найти»
Наш критик рассказывает, кого и чем на этой неделе могут завлечь в кинотеатры новые фильмы. Во-первых, выходит очередная часть экстремального «Форсажа», на этот раз — с Шарлиз Терон в роли главной злодейки. Во-вторых, номинированная на «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм («Уверенное восхождение») Ники Каро сняла «Жену смотрителя зоопарка» с Джессикой Честейн в главной роли — новый фильм об ужасах холокоста и страданиях еврейского народа во время войны.
В-третьих, на больших экранах можно увидеть британскую драму «Фантастическая любовь и где ее найти» со звездами сериала «Аббатстве Даунтон». О том, почему «Форсаж 8» получился одной из самых слабых частей эпопеи, «Жене смотрителя зоопарка» не светит «Оскар», а «Фантастическая любовь и где ее найти» слишком похожа на «Амели» — в нашем обзоре.
«Форсаж 8»
То, что когда-то начиналось как трилогия про стритрейсеров, теперь стало настоящим киносериалом с прыжками между небоскребами и заездами по льду наперегонки с подводной лодкой. Актерский состав разросшейся франшизы с каждым новым фильмом все больше напоминает «Неудержимых». Режиссером восьмой (и не финальной!) части «Форсажа» стал Ф. Гэри Грей, когда-то давно снявший «Ограбление по-итальянски» с классно поставленными гонками на «мини-куперах» и относительно недавно отметившийся «Голосом улиц», который был высоко оценен критиками и даже номинирован на «Оскар».
Шарлиз Терон и Вин Дизель в фильме «Форсаж 8»
В новом фильме франшизы в качестве суперзлодея выступает блондинистая хакерша, которую играет Шарлиз Терон (она уже снималась у Грея в том самом «Ограблении по-итальянски»). Эта дамочка бесцеремонно прерывает медовый месяц Доминика Торетто (Вин Дизель) и убеждает здоровяка работать на нее, показав ему с экрана телефона нечто такое, от чего герой, на протяжении всех фильмов неизменно бубнивший, что семья — это главное, идет против своих и ворует у них супермощную электромагнитную бомбу (которую они сами недавно украли у плохих парней).
Конечно, зритель-то видит, что лысый громила вовсе не рад быть на побегушках у персонажа Шарлиз. Но когда сценарий сталкивает героя Вина Дизеля с кем-то из бывших партнеров по команде, тот сурово хмурится, выпячивает челюсть и всем своим видом показывает, что защищает Нечто Очень Важное (именно так — с большой буквы), вместо того чтобы просто по-человечески поговорить. Еще бы, ведь тогда «Форсаж 8» превратился бы в короткометражку, и никому не пришлось бы гоняться за русским дипломатом и совершать дерзкую вылазку в заснеженную Россию.
Крис Морган, сочиняющий сценарий уже для шестой части франшизы явно исписался и скатился в самоповторы: совсем недавно чудесным образом воскресшая Летти (Мишель Родригес), любовь всей жизни Доминика, действовала против него. Тогда в качестве мотивации персонажа была названа временная амнезия, что поставило «Форсаж 6» на одну ступеньку с мексиканскими «мыльными операми» 90-х. На этот раз обоснование примерно столь же убедительное.
Определенно, в плане сюжета «Форсаж 8» — одна из самых слабых частей эпопеи. К несчастью, по части трюков и гонок (словом, того, что поклонники серии называют «автопорно») он также уступает не только классическим первому и третьему фильмам, но даже посредственной во всех смыслах предыдущей части франшизы.
Скотт Иствуд в фильме «Форсаж 8»
На «Форсаж 8» стоит пойти, если вы жаждете увидеть, как Шарлиз Терон играет сбежавшего из бондианы суперзлодея, строящего планы по захвату мира и способного одним нажатием на кнопку взломать все автомобили в Нью-Йорке. Новая часть франшизы может понравиться вам, если вы любите смотреть, как Дуэйн Джонсон избивает людей, а Джейсон Стэйтем демонстрирует свой фирменный паркур.
Ведь эти выдающиеся герои боевиков редко пересекаются в рамках одной кинокартины, так что их совместное выступление — своего рода событие. Но фокус франшизы еще несколько фильмов назад сместился от уличных гонок к сюжетам про стритрейсеров-суперагентов, спасающих мир. Некоторое время это было интересно смотреть, но, кажется, потеряв Пола Уокера, «Форсажи» утратили что-то трудноуловимое, но очень важное.
«Жена смотрителя зоопарка»
1 сентября 1939 года немецкие войска вошли в Польшу, ознаменовав тем самым начало Второй мировой войны. Для четы Жабинских это стало концом их семейной идиллии: сброшенные с самолета бомбы, целью которых была расположенная неподалеку зенитка, попали в принадлежавший героям этого фильма зоопарк. В почти сюрреалистичной сцене, неуловимо напоминающей фильмы Кустурицы, тигры да верблюды разбегаются по улицам Варшавы.
Некоторые из экзотических животных тут же и погибнут под пулями немецких солдат, других по рекомендации нацистского ученого Лутца Хека (Даниэль Брюль, уже играл нациста у Тарантино в «Бесславных ублюдках») вывезут в Германию «для сохранности». На месте зоопарка Жабинские устроят свиноферму, мясо с которой пойдет на прокорм солдатам фашисткой армии (какой же немец не любит сочный wurst?).
Но втайне от оккупировавших Польшу нацистов и даже от живущего по соседству Лутца Жабинские будут вывозить из варшавского гетто (которое Ян (Йохан Хелденберг) посещал под предлогом сбора мусора на прокорм хрюшкам) евреев и прятать их в подвале под своим домом и в тоннелях под зоопарком. Их усилиями будут спасены более трехсот жизней.
Джессика Честейн в фильме «Жена смотрителя зоопарка»
Фильмов об ужасах холокоста и страданиях еврейского народа во время войны вышло великое множество. Историй о людях, которые нашли в себе силы и мужество противостоять злодеяниям нацистов и, рискуя собственной жизнью, спасать жизни чужие, тоже вышло немало: достаточно вспомнить оскароносный «Список Шиндлера» или номинированный на ту же премию «В темноте», рассказывающий о Леопольде Сохе, который прятал людей в канализации Львова.
В отличие от вышеназванных картин «Жене смотрителя зоопарка», также основанной на реальных событиях, «Оскар» не светит. Почему так? Прежде всего потому, что в этой картине нет ничего оригинального.
Конечно, Джессика Честейн, играющая Антонину Жабинскую (та самая жена, упомянутая в названии), изумительно хороша — как и всегда. Разумеется, сама Антонина — сущий ангел. В начале фильма она борется за жизнь новорожденного слоненка, игнорируя опасность быть растоптанной его многотонной матерью. В середине — Антонина с той же добротой выхаживает еврейскую девочку (Шира Хаас), над которой надругались солдаты.
Прекрасной души человек и абсолютно не фактурный персонаж, в разы менее интересный, чем мелкий жулик Соха (Роберт Вечкевич) или черствый делец Шиндлер (Лиам Нисон).
Джессика Честейн и Йохан Хелденберг в фильме «Жена смотрителя зоопарка»
Кроме того, помимо биографии, лежащей в основе, в фильме мало подлинного: Варшаву снимали в Праге, а режиссер Ники Каро, родившаяся и выросшая в Новой Зеландии, знает о событиях войны лишь понаслышке, из третьих рук, и явно не способна представить весь ужас тех дней — так что драматическая составляющая у нее выходит слишком уж «плюшевой». Увлеченный евгенетикой Лутц, выступающий в роли персонификации нацизма, также не слишком убедителен. Сцена в начале вышеупомянутых «Бесславных ублюдков» с проникновенным монологом Ханса Ланды (Кристоф Вальц) вызывала больше эмоций, чем все появления Лутца на экране вместе взятые.
Из «Жены смотрителя зоопарка» мог бы получиться вдохновляющий фильм о том, как сильная женщина вместе со своим мужем противостоит немецкой военной машине. Но Ники Каро почему-то предпочитает показывать нам, как Антонина флиртует с Лутцем, обнимает его, кладет ему руки на уши (чтобы он, не дай Бог, не услышал притаившихся в подполе «гостей»), льстит ему, заставляя Яна ревновать.
Таким образом, в определенные моменты кажется, что главная интрига фильма не что же случится с несчастными евреями, вынужденными жить в клетках для животных, а переспят ли Антонина и Лутц. А ведь книга Дайан Акерман, которая была переработана Анджелой Уоркмэн в сценарий к кинокартине, все же была о другом.
Даниэль Брюль в фильме «Жена смотрителя зоопарка»
«Фантастическая любовь и где ее найти»
Беллу Браун (Джессика Браун-Финдлэй, знакомая нам по роли леди Сибил Кроули в «Аббатстве Даунтон») в младенчестве подкинули на порог приюта в ящике из-под бананов (почти как Чебурашку!), так что ее воспитывали монашки. Это могло бы объяснить некоторые странности ее характера, ведь повзрослевшая Белла своей оторванностью от реальности напоминает Амели из одноименного фильма, страстью к порядку — Монику Геллер из «Друзей», а количеством милых причуд и закидонов — Шелдона Купера из «Теории Большого взрыва». Впрочем, фильм, который в нашем прокате называется «Фантастическая любовь и где ее найти», руководствуется логикой сказки, так что поведение героев не требует рационального объяснения.
Белла работает в библиотеке и к неудовольствию своей начальницы (Анна Чэнселлор играла леди Анструтер в том же «Аббатстве Даунтон») каждый день опаздывает на свою работу, вопреки своему стремлению к упорядоченности, а может быть, даже отчасти из-за него, ведь она двадцать раз проверяет, заперта ли входная дверь, прежде чем покинуть дом. По вечерам главная героиня пишет сказку — самую замечательную на свете, по ее мнению, хотя она не кажется кем-то, способным написать что-то лучше очередного фанфика к «Сумеркам».
А еще в библиотеке Белла пересекается с Билли (Джереми Ирвин, сыграл главную роль в «Больших надеждах», но с тех пор особых надежд как актер не подавал)— изобретателем, который так же оторван от реальности, как и она. Билли тоже любит книжки, Белла совершенно очарована созданной им механической птичкой, все чудесно. Но!
Джессика Браун-Финдлэй в фильме «Фантастическая любовь и где ее найти»
Любой сказке нужен антагонист, и в «Фантастической любви» в роли такового выступает сосед Беллы по дому — старикан по имени Алфи (Том Уилкинсон), который дурно обращается со своим поваром Верноном (Эндрю Скотт, которого мы знаем и любим как Мориарти из «Шерлока»). Добросердечная девушка заступается за бедолагу, и тот, расчувствовавшись, переходит под ее крыло, несмотря на то, что Белла не может позволить себе платить ему за работу.
Но у Беллы есть уязвимое место: ее страсть к наведению порядка также не распространяется на садик на заднем дворе, заросший до состояния джунглей Амазонки. А между тем поддержание упомянутого садика в надлежащем виде — одно из условий договора, по которому главная героиня снимает жилье. Этим-то и воспользуется Алфи, настучав на Беллу домохозяину. И теперь девушка должна в месячный срок привести сад в порядок, или она лишится крыши над головой.
В реальном мире она наняла бы садовника, который за пару дней сделал бы всю работу. Но сказка живет по другим законам, так что Белле придется потрудиться самой. Спойлер: один ворчливый старикашка — опытный садовод, который мог бы поделиться парой дельных советов в обмен на возможность снова насладиться вкусом стряпни покинувшего его повара.
Если весной ваше сердце жаждет любви, а душа просит чуда — фильм, который снял режиссер Саймон Эбауд, вам непременно понравится. Но ни в коем случае не берите в кинозал сладкий попкорн или сахарную вату: «Фантастическая любовь» и так слишком приторная.
Джереми Ирвин в фильме «Фантастическая любовь и где ее найти»
Леонид Кискаркин