Календарь сплетника: легендарная анук эме
Сегодня, 27 апреля, 79 лет исполняется одной из красивейших женщин кинематографа, бесподобнойАнук Эме.
Франсуаза Сориа-Дрейфус — настоящее имя актрисы — родилась в Париже, в интеллигентной еврейской семье. Можно сказать, что судьба ее была предопределена заранее, ведь оба родителя девочки были актерами. С ранних лет она занималась балетом и декламацией, а свою первую роль в кино получила уже в 14 лет (в фильме Дом на море).
Впрочем, детство Анук было отнюдь не безоблачным. Период ее взросления пришелся на Вторую мировую войну. Дедушка и бабушка будущей звезды погибли в Освенциме, та же участь ждала и других ее родственников.
Как-то в интервью Эме призналась, что почти не помнит тех лет, однако ее до сих пор передергивает, стоит кому-то поднять этот болезненный вопрос…
Но вернемся к кино. Первая роль не принесла признания, зато именно тогда наша героиня задумалась о том, что неплохо бы взять псевдоним. Анук — героиня ее второго фильма. А идея назваться Эме (от французского aimee — любимая) — якобы — пришла к ней во время признаний от очередного поклонника. Впрочем, есть версия, согласно которой фамилию ей подарил поэт Жак Превер.
Как бы то ни было, с тех пор она звалась Анук Любимая…. И правда, звучит красиво!
Несмотря на довольно успешный дебют в кино (и пусть, пусть в титрах она подписана просто Анук!), слава не спешила приходить, тем более что свое будущее девушка видела скорее в балетной труппе, чем в рядах голливудских звезд. Однако артистизм преобладал, и с 25 лет она начала играть на театральных подмостках.
Удача пришла к ней годом позже, после того, как ей досталась рольЖанны Эбютерн — подруги Амедео Модильяни в байопике Монпарнас, 19. Подающую большие надежды актрису, к тому же редкую красавицу, заметил Федерико Феллини и пригласил её сниматься в свои эпохальные картины — Сладкая жизнь и Восемь с половиной. Позже он назовет ее величайшей артисткой всех времен и народов (правда, оговорится, что после Джульетты Мазины), и многие маститые критики будут с ним в этом солидарны, а она как-то скажет, что съемки в Dolce Vita — лучшее время ее жизни.
Сладкая жизнь
Восемь с половиной
Яркой драматической актрисой Анук Эме проявила себя в фильме Жака Леми Лола — ей досталась роль танцовщицы кабаре, преданной и брошенной, но продолжающей ждать своего принца. Были блистательные роли и в ленте Успех, и в Белых голосах, и в Жюстин.
Лола
Жюстин
Анук снималась у величайших режиссеров, однако мировую известность принес ей фильм тогда еще молодого романтика Клода Лелюша. Визитной карточкой госпожи Эме стала картина Мужчина и женщина, снятая в 1966 году. Роль подарила актрисе не только всемирное признание, но и несколько почетных статуэток (в том числе, Золотую пальмовую ветвь, Золотой глобус и премию BAFTA), а также номинацию на Оскар.
Правда, начиналось все не слишком радужно. Лелюш был, пусть и невероятно амбициозный, но бедный режиссер, а Эме привыкла вести себя как настоящая дива. Едва переступив порог съемочной площадки, Анук потребовала незамедлительно вызвать ей парикмахера и визажиста.
Услышав требования звезды, Клод было побледнел, но решил, что игра стоит свеч, и — как показала история — оказался прав.
Мужчина и женщина
Анук Эме на церемонии Золотой глобус 1967 года (с мужем, Пьером Бару)
Участие в этом фильме в корне изменило жизнь нашей сегодняшней именинницы. Поклонники и журналисты не давали ей покоя, а женщины в самых разных уголках планеты стали носить, как и ее героиня, тулупы из барашка. Красота Анук Эме стала иконической, и 1970-ый год был объявлен ее годом; позже журнал Empire включил ее в список 100 самых сексуальных звезд в истории кино. При этом сама она отмечает, что всегда была вне моды:
Я не уверена, что когда-либо соответствовала понятию современная женщина. Мне кажется, что я никогда не была в моде, наоборот, я всегда была вне нее.
После оглушительного успеха Мужчины и женщины, актриса вновь вернулась на площадку лишь десять лет спустя, вновь снявшись в картине Клода Лелюша. В 1980-ые годы она работала в основном с итальянскими режиссёрами Беллокккио, Бертолуччи, Товоли… В тот период игра Анук Эме в итальянском фильме Прыжок в пустоту была отмечена призом Каннского фестиваля.
Еще одна яркая работа того периода — драма Трагедия смешного человека, в которой ее партнером по площадке стал Уго Тоньяцци.
Трагедия смешного человека
2000-ые годы отмечены в карьере актрисы, прежде всего, блистательной работой для сериала Наполеон, в котором она исполняет роль Летиции Бонапарт, матери Наполеона. Кстати, как прежде, так и теперь, Анук Эме снимается лишь в тех фильмах, которые ей интересны — творчество для нее всегда приоритетнее материальных благ. При этом ей нравится просто жить.
Наверное, поэтому она не раз повторяла, что всегда делала только то, что хотела, и отдавала предпочтение жизни перед кино.
Наполеон
Анук удавалось быть настоящей женщиной не только на экране, но и в жизни. Она четыре раза была замужем (в период с 1949 по 1978 годы), но в конце 1970-ых решила, что жизнь свою может делить лишь с дочерью.
О первых двух браках Эме практически ничего не известно. Разве что имена мужей — звали их Эдуард Зэммерман и Никос Папатакис (режиссер и сценарист, именно он является отцом дочери Анук).
Со своим третьим супругом Анук познакомилась на съемочной площадке Мужчины и женщины. Им стал Пьер Бару, он играл в картине роль погибшего мужа главной героини. Служебный роман развивался стремительно, и по окончании работы над картиной Бару и Эме поженились.
Анук Эме с мужем, Пьером Бару
Ходят слухи, что в Анук в то время был безумно влюблен и режиссер фильма Клод Лелюш. Но пока он тянул с признанием, Эме уже успела сойтись с Бару. Тем не менее, Клод и Анук встретились спустя много лет, но вновь лишь как коллеги — на съемочной площадке продолжения фильма Мужчина и женщина.
Долго брак с Пьером Бару не просуществовал — Эме ушла от него к актеру Альберту Финни. С ним она прожила рекордные для самой себя шесть лет. Как-то раз, размышляя об отношениях мужчины и женщины, она отметила:
Терпеть не могу в отношениях с мужчинами фальш и профанации. Если ты живешь с человеком и не любишь его, то это пошло и подло.
Это был последний брак Эме.
Альберт Финни стал последним мужем актрисы
Больше эта холодная красавица мужчин в свою жизнь не пускала (разве что в кино). У нее есть дочь и уже взрослый внук. Но какая же из Анук бабушка?!
В этот радостный день хочется пожелать гордой француженке здоровья, душевного равновесия и понимания в семье: она давно дала понять, что это для нее — главные ценности.