Календарь сплетника: 10 шедевров бернардо бертолуччи
Живому классику европейского кино Бернардо Бертолуччи сегодня исполняется 75 лет. В честь юбилея мастера освежим в памяти его шедевры.
Бертолуччи родился в семье, тесно связанной с миром искусства. Его отец был поэтом, профессором истории искусств, писал критические статьи. Так что интерес сына к кинематографу он поддерживал.
В 1960-х Бертолуччи впервые экспериментирова, снимая короткометражки. Затем ассистировал Пазолини на съемках картины Аккатоне. В 1970-х он начал создавать самостоятельные полнометражные работы, которые принесли ему первый серьезный успех.
Именно в 1970-м вышла его лента Конформист. 30-летний режиссер сумел очень глубоко погрузиться — и, соответственно, погрузить зрителей — в саму природу зарождения равнодушия, конформизма, а впоследствии и фашизма. Многослойная, сложная лента с Жаном-Луи Трентиньяном в главной роли получила два приза на Берлинском кинофестивале, а также была номинирована на Золотой глобус, Оскар и другие престижные награды.
Но это, конечно, отнюдь не единственный показатель художественной ценности картины. Примечательно, что в советском прокате Конформист шел в сокращенной (более, чем на полчаса!) перемонтированной черно-белой (хотя цветовая палитра Бертолуччи очень важна) версии.
Кадр из фильма Конформист
1972-й год ознаменовался выходом, пожалуй, самой скандальной картины Бертолуччи Последнее танго в Париже. Режиссер полностью раскрыл идею того, что многое в жизни человека основано на чувственности и страсти. Работа над лентой шла своеобразно и непросто. Жан-Луи Трентиньян и Доминик Санда отказались играть главные роли. Марлон Брандо, которого было решено взять вместо Трентиньяна, импровизировал большую часть реплик, так как ему не нравился сценарий.
Во время съемок, пожалуй, самой откровенной сцены картины Марию Шнайдер довели до слез… После премьеры режиссера, исполнителей главных ролей и продюсера обвинили в распространении порнографии. Тем не менее, Последнее танго… — истинный шедевр своего времени, который с течением лет становится все ценнее.
Кадр из фильма Последнее танго в Париже
В 1976-м Бертолуччи вновь взялся за историю — на этот раз, его темой стала Первая мировая война. Он создал картину Двадцатый век с Робертом Де Ниро и Жераром Депардье в главных ролях. Они сыграли двух очень разных героев — парня из крестьянской семьи и сына богачей, все-таки сумевших подружиться и пронести дружбу через всю жизнь и кровавые для Европы годы.
Кадр из фильма Двадцатый век
В 1981-м режиссер отчасти вернулся к теме конформизма, невозможности сделать тот или иной выбор. Именно мучения выбора терзают главного героя ленты Трагедия смешного человека. Он должен решить — спасать ему собственного сына, страдающего, в том числе, от собственного легкомыслия, либо — дело всей своей жизни, от которого зависят сотни людей.
Финал не может быть счастливым — и режиссер намекает, что в принципе не верит в то, что счастливые финалы существуют.
Кадр из фильма Трагедия смешного человека
В конце 1980-х у Бертолуччи возник конфликт восприятия западного мира и, в частности, Европы. Тогда он решил самоустраниться с континента и отправился в Китай. Там он работал над своей новой картиной — Последний император. Это самая масштабная лента итальянского мастера. Своим героем Бертолуччи сделал последнего императора Китая Пу И. Он рассказал о его непростой судьбе — судьбе марионетки в руках безжалостной Истории. И о его примирении с этой самой судьбой.
Лента удостоилась всемирного признания не через время, как это бывало с другими фильмами этого режиссера, а сразу. И девять Оскаров — весомое тому подтверждение.
Кадр из фильма Последний император
В 1990-м Бертолуччи исследовал причины и последствия бегства жителей запада (в частности — Америки) от цивилизации и, возможно, от самих себя (или все-таки к себе?). Прославленный итальянец экранизировал роман Под покровом небес — историю о путешествии семейной пары и их нового знакомого по Африке. И хоть автор романа Пол Боулз не был доволен работой Бертолуччи, критики приняли ее неплохо.
Зрители, правда, распробовали перелесть ленты отнюдь не сразу — сборы в прокате оказались совсем не большими.
Кадр из фильма Под покровом небес
Картины Последний император, Под покровом небес и Маленький Будда 1993 года составили, по словам самого Бернардо Бертолуччи, своеобразную восточную трилогию. Ее последняя часть оказалась, по мнению критиков, наименее удачной — отсюда, скажем, и номинация за одну из актерских работ на Золотую малину. Тем не менее, это очень серьезная работа на серьезную тему. Бертолуччи еще будучи совсем молодым человеком увлекся идеями буддизма, поиска срединного пути.
Свое ощущение этой философии режиссер и попытался донести до зрителей этой своей лентой. И, надо сказать, можно со многим спорить, но киноязык Бертолуччи остался изящным и понятным.
Кадр из фильма Маленький Будда
В 1995-м Бертолуччи после многолетнего перерыва вернулся на Родину, в Италию. Да не один, а с юной Лив Тайлер — именно он по-настоящему открыл миру чудесную дочь Стивена Тайлера. Как минимум в том, что сама Лив узнала о том, кто ее отец, лишь в зрелом возрасте, ее судьба пересекается с судьбой героини.
Возвращение маэстро домой оказалось неоднозначным — кто-то картину Ускользающая красота хвалил, другие ругали, третьи иронизировали над стареющим мастером, вменяя ему в вину желание экранизировать Лолиту на свой лад. И все же в конкурсе Каннского фестиваля фильм участвовал.
Кадр из фильма Ускользающая красота
1990-е закончились для Бертолуччи драмой Осажденные. В центре картины — отношения африканской женщины и английского пианиста. В Европе она скрывается от наказания, он — скрывает ее, она за это работает на него служанкой.
Но, конечно, этим отношения двоих так непохожих друг на друга людей не ограничиваются.
Кадр из фильма Осажденные
Настало новое тысячелетие и, фактически, первое, что сделал Бертолуччи — поделился со своими зрителями тоской по прошлому. Именно таким получился его нежный, но, в то же время, дерзкий фильм Мечтатели с массой аллюзий на другие киношедевры. Главные герои в исполнении Евы Грин, Луи Гарреля и Майкла Питта довольно скоро стали любимчиками киноманов.
Особых наград картина не удостоилась, но любви публики — сполна.
Кадр из фильма Мечтатели
Несмотря на почтенный возраст, Бернардо Бертолуччи продолжает работать. В 2012-м вышел его последний фильм Ты и я, в котором он смело нырнул в исследование первой юношеской любви. Надеемся, Бертолуччи не утратит свежести взглядов и еще удивит нас своими картинами.