Дуня смирнова врезала креативному классу, собчак спасает остатки репутации, малышева жжет
Егиазарова Илона, главный редактор «Вокруг ТВ»
glavred@vokrug.tv
Обзор телесобытий с 4 по 10 июня.
Прошедшую неделю я провела на «Кинотавре», поэтому телевизор получалось смотреть урывками. Поделюсь всего лишь несколькими впечатлениями. Конечно, все события из эфира вытеснил футбол. Чемпионат Европы сейчас приковал к себе внимание всех — и болельщиков, и не болельщиков, и женщин, и мужчин.
Потому что первенства подобного рода — это всегда больше чем спорт. Это немного политики, немного бизнеса и, конечно, очень много шоу. Душераздирающие драмы, иногда комедии, яркие особенности характеров — все это проявляется на соревнованиях подобного рода, потому что для кого-то они станут венцом карьеры, а для кого-то — закатом…
Матч сборных России — Чехии мы смотрели всем «Кинотавром». Конечно, радовались, гордились и ликовали. Правда, у меня возникло острое ощущение, что в игре наших не было никакой особенной стратегии, тактики. Да и особенно красивой игры не было.
Уж извините меня, фанаты, но моментами казалось, что фортуна просто на нашей стороне и что все голы забивались как бы случайно. Меня поразили выступления наших спортсменов и тренера сборной перед вылетом на чемпионат. Дик Адвокат прямо назвал нашу команду аутсайдером первенства.
Причем на уточняющий вопрос: «Аутсайдером среди фаворитов?» Дик Адвокат честно ответил: «Нет, аутсайдером среди аутсайдеров». Ну а игроки, все как один, говорили, что абсолютно не волнуются… Настрой, конечно, удивительный. Они будто живут в параллельном мире и не подозревают, что от их игры пьет валокордин вся страна.
Отдельная песня — наши комментаторы. То, что они позволяют себе в телеэфире, — за гранью добра и зла. Этот снобизм по отношению к соперникам, это возвеличивание наших игроков, будто каждый из них — Месси… Патриотизм патриотизмом, но адекватность все же должна быть хоть какая-то.
Кому уж точно несказанно перепало от футбола — это Ивану Урганту. Из-за чемпионата его программа отправлена в отпуск. Есть время накопить сил и как-то сконцентрироваться на концепции. В последнее время программа вырулила в сторону передачи-афиши: в гости приходили люди, у которых премьеры в театре, кино, у которых вышли книжки и альбомы. Ничего плохого в таком формате не вижу, тем более что людей Ургант приглашает действительно любопытных.
Просто хотелосьбы, чтобы Иван научился слушать людей, а не себя, и перестал перебивать их на самом интересном месте.
На прошедшей неделе в гости к Урганту пришла Елена Малышева. Удивляешься этому человеку: уж и пародии на нее делают, и весь Интернет кипит ехидством по поводу увлеченности телеврача сексуальными и кишечными темами, а она и в ус не дует. Пришла к Урганту с каким-то оранжевым шаром, изображающим микроб, и предложила Ване сесть на него и поскакать — чтобы показать, как микроб входит в … кишечник.
Это ж какой фантазией надо обладать, чтобы до такого додуматься?! Ваня скакать отказался, за него это сделал музыкант группы «Фрукты», и, надо сказать, картинка проникновения микробов в кишечник получилась наглядной.
Малышева еще пыталась говорить об оргазме и на примере взорвавшегося арбуза показывала, что в этот момент происходит в голове мужчины (с этим номером она уже выступала в своей программе), но Урганту явно было некомфортно поддерживать эти темы и, как Малышева ни пыталась перебить Ивана и завершить свою мысль об оргазме, он ее все-таки интеллигентно выпроводил. Правда, оранжевого кишечного паразита телеврач любезно подарила детям Ивана.
Мне очень любопытно: Малышева — она действительно такая или это искусная игра?
В одном из предыдущих обзоров я анализировала результаты награждения ТЭФИ. В частности, мое недоумение вызвала очередная статуэтка Владимиру Познеру как «лучшему интервьюеру». Интервью, которое он провел с экс-президентом Медведевым, получилось таким же официозным, как и все, что делает Познер. Медведев держался уверенно и даже весело, было видно, что у человека недавно целая гора с плеч свалилась. Познеру взять бы и уцепиться за это, раскрыть Медведева как человека.
Нет — опять болтовня про митинги, про оппозицию…
А вот кто заслуживает ТЭФИ как лучшие интервьюеры, так это Борис Берман и Ильдар Жандарев. Их судьба в телеэфире вообще загадочна. При высочайшем профессионализме и неизменном уровне персон, приглашаемых в программу «На ночь глядя», телеведущих все время загоняют в какое-то эфирное гетто. Их программу показывают запредельно поздно, в непонятно какие дни — то четыре раза в неделю, то один. Такое впечатление, что Первый затыкает ими дыры. На мой взгляд, это безумное расточительство.
А между тем то, как они «препарировали» на прошлой неделе в своей программе Максима Аверина, — было настоящим мастер-классом. Актера не то что удалось расшевелить (у Познера такое редко получается) — его удалось разозлить. Обвинив Максима в том, что, снимаясь несколько лет в «Глухаре», он девальвировал себя как театрального актера (в райкинском «Сатириконе» у него теперь всего три роли, на него больше не ставят), Берман с Жандаревым, очевидно, наступили на больную мозоль Аверина.
Всю программу он то отбивался, то нападал. И получилась живая беседа очень заинтересованных людей.
Знаю, что многих на прошлой неделе зацепил очередной выпуск программы «Собчак живьем» на канале «Дождь». Мне удалось ее посмотреть в Интернете. И знаете, какое ощущение сложилось? Собчак испугалась!
Впервые в жизни она испугалась за свою репутацию, потому что после того скандала, который она учинила на премии «Ника», от нее отвернулись даже те, кто был с ней по одну сторону баррикад. Заработки опять же стала терять, от ведения ряда церемоний была отстранена… Срочно спасать свою карьеру изобретательная Ксения кинулась за счет Чулпан Хаматовой, к чьему великодушию и всепрощению она воззвала. Чулпан, добрая душа, поняла, как ее прощение важно для Собчак, и пришла в эфир.
Я очень не люблю, когда травят людей даже мне не симпатичных, но и эта программа, увы, показала: нет в Ксении искреннего раскаяния (даже извиняется она, как выразился Гусман, «со свойственной ей грацией и тактом»), есть желание доказать свою правоту, убедить всех, что только она одна честна и неподкупна, и есть серьезная озабоченность своим будущим…
Вообще много размышлений на счет так назваемого креативного класса подарил именно «Кинотавр», на котором я работала всю прошлую неделю. Я всегда знала, что талантливые художники обладают способностью предугадывать какие-то общественные явления. Удивительным образом в программу «Кинотавра» попали фильмы, показывающие во всей красе нашу интеллигенцию.
Большинство из режиссеров признавались потом, что, когда они снимали, не было еще выборов, не было Болотной, Поклонной. Однако все так или иначе продемонстрировали в своих фильмах характер, устремления и возможности креативного класса.
В фильме Сергея Мокрицкого «День учителя» показали героя, который, утратив способность себя адекватно оценивать, мнит себя талантливым писателем. Его раздражает несовершенный мир, не понимающий его. Он способен читать школьному классу вдохновенные лекции о Есенине, но, выйдя на улицу, может спокойно пнуть собаку.
Не правда ли, узнаваемый портрет современного интеллигента, который часами разглагольствует об отмене смертной казни и гуманизме и может запросто причинить боль живому существу? Он может с пафосом говорить о чистоте русской речи, но может не смыть за собой в туалете.
Смешно, но Мокрицкий в кулуарах признался, что, когда показывал плодовитось своего героя-писателя, держал в голове Дмитрия Быкова…
А вот Дуня Смирнова пошла еще дальше и в своем фильме «Кококо» показала интеллигенцию, которая «точно знает, как надо жить». «Они готовы осчастливить вас насильно, — говорила Дуня, — и не могут себе представить, что у вас иные устремления… Мои симпатии в ходе митингов были на стороне Болотной. Но я не пойду туда. Особенно теперь.
Мы обсуждали это с моим другом Шнуром, и он потрясающе сформулировал, почему. Потому что люди с Болотной стремительно стали утрачивать чувство самоиронии. Потому что они готовы разорвать любого, кто не согласен с ними, потому что не согласных с ними они считают быдлом. А я людей на быдло и не быдло не делю…»
Потрясающие слова. Нечего добавить.