Анна тихомирова: в своей профессии я прошла огонь, воду и медные трубы
Балерина Большого театра Анна Тихомирова к своему нынешнему успеху шла долгие годы. Восемь лет учебы в хореографическом училище. Потом, после приглашения в главный театр страны, — пять лет в кордебалете.
Но сама она считает, что трудности только закаляют.
Аня, ваша мама — певица, папа — артист балета. Сложно было выбрать, по чьим стопам идти?
Я с детства любила повторять за своей старшей сестрой. Она занималась балетом, а я вслед за ней учила все ее танцы. Это, конечно, смешно выглядело: у нас сохранились видеозаписи, где я, трехлетняя, танцую умирающего лебедя или Кармен! И, конечно, певицей я тоже хотела стать. Поскольку мама — исполнительница русских народных песен, то я знала (и пела!) весь фольклор и романсы!Однако все изменилось, когда в шесть лет я впервые вышла на сцену Кремлевского дворца съездов в Щелкунчике.
Наверное, после этого балета я и решила, что буду балериной. Но к пению, кстати, я так до сих пор и не охладела. Мы с моим любимым часто ходим в караоке — правда, он, скажу честно, поет лучше меня.
Еще учась в хореографическом училище, вы стали лауреатом на Международном конкурсе артистов балета и хореографов в Москве и получили приглашение в Большой театр. Но там почти пять лет танцевали в кордебалете. Не было обиды, разочарования?
На самом деле, хотя я уже много танцевала в Большом театре, учась вучилище, у меня не было полной уверенности, что меня туда возьмут. Так совпало, что именно в тот год, когда я выпускалась (с красным дипломом, к слову), началась реконструкция исторического здания Большого театра. Вся труппа оставалась на новой, малой сцене. Поэтому не было гарантии, что в Большой будут кого-то распределять.
Но мне повезло: на конкурсе меня заметили педагоги и директор театра.Ну а по поводу разочарований: нас сразу предупреждали, что первое время мы будем стоять в кордебалете, все через это проходят. И это очень правильная школа — и физическая, а главное — психологическая. Понятно, что даже в первые годы я танцевала уже сольные партии, участвовала много в современной хореографии и готовила балеты.
Но параллельно танцевала в кордебалете. Поэтому все спектакли знаю. Знаю, как это сложно. И восхищаюсь девочками, которые посвящают этому всю свою жизнь. А про себя могу сказать, что в своей профессии прошла огонь, воду и медные трубы.
И думаю, что стала из-за этого сильнее.
Вообще, балетный мир со стороны выглядит очень жестоким. Не бывает обидно: в шоу-бизнесе какие-то девочки попадают на очередную Фабрику звезд и уже через месяц становятся знаменитостями, а вам приходится годами стоять в кордебалете, не зная, будет ли какой-то результат?
А до этого еще — восемь лет учебы в хореографическом училище… Я считаю, что это огромный труд. Поэтому мне жалко людей, которые бросают профессию.
Очень многие мои подруги ушли из балета сразу после выпуска, потому что у них не было работы. Действительно, ситуация такая, что тебя не ждут во всех театрах. Талантливых людей выпускается много, и здесь важно как-то проявить себя, показать. Мне повезло, что мой педагог Наталья Архипова подготовила меня на конкурс, и меня заметили. Это был сложнейший период в моей жизни — выпускные экзамены и сразу конкурс.
Помню, весила тогда 45 килограммов! Конечно, помогала поддержка родителей, которые не отходили ни на шаг в трудные моменты.Я считаю, что в любом успехе заложено 90 процентов трудоголизма и 10 процентов удачи. И последняя составляющая очень важна.
Но как заставить себя спокойно ждать этого счастливого случая, когда на тебя обратят внимание?
Могу признаться: первые годы в Большом театре были сложными. Потому что ты каждый свой выход на сцену что-то доказываешь. Было много стрессов, слез. А потом в какой-то момент я поняла: не надо никому ничего доказывать, надо просто быть самой собой. Не следует стучаться в закрытые двери.
А вот если дверь хотя бы немного приоткрыта, то надо смело входить. И ничего не бояться. Мне очень помог мой педагог в театре Надежда Грачева (она — народная артистка и прима Большого театра), которая лепила из меня балерину, и я старалась перенимать каждое ее движение и слово. И в какой-то момент, когда я перестала бороться, расслабилась, то все изменилось. Я считаю, что каждый день к тебе приходят шансы. Даже шаг из дома — это шанс. И главное — увидеть такой шанс и не бояться им воспользоваться.
А для женщины, я считаю, очень важно — наслаждаться тем, чем ты занимаешься. Мне повезло: последние семь лет жизни рядом со мной любимый человек, который является для меня источником вдохновения. Это — мой муж Тема (Артем Овчаренко, премьер Большого театра. — прим. ред.).
У нас как раз совсем недавно было 7 лет совместной жизни.
Вы ведь познакомились еще в училище и только позже приняли решение жить вместе…
Да, так получилось, я была его первой партнершей в Москве. Когда он приехал из Днепропетровска к нам в Академию хореографии, нас сразу поставили в пару. И на выпускном отчетном концерте мы танцевали вместе. Тогда же Тема начал ухаживать за мной. Но поскольку тогда я была нацелена только на карьеру, то никак не отреагировала на его знаки внимания. А потом мы уже встретились в Большом театре…
Словом, нам понадобился всего год, чтобы понять, что мы не можем друг без друга.
Всего год! За это время некоторые пары успевают начать жить вместе, развестись и завести новые семьи.
Это время необходимо было, чтобы понять: Артем — мой человек. Хотя мы постоянно общались, все это время у меня были свои увлечения. Помню, я влюбилась на два дня в одного актера (не будем называть имен, потому что сейчас он уже знаменит) и плакалась в жилетку Артему, а он меня выслушивал, бедный.
Мне казалось, что мы просто дружим!
А когда стало понятно, что вы — не просто друзья?
Артем — очень терпеливый и терпимый человек. Но в какой-то момент он пошел на решительные шаги. Сразу же предупредил: Я предлагаю тебе руку и сердце, хочу, чтобы это было на всю жизнь. Мне было непросто. Ведь это — первые мои серьезные отношения.
Для меня было сложно перебороть себя и разрешить ему взять меня за руку на людях. Поэтому я первое время стеснялась, никому ничего не рассказывала.
Обычно в театральных балетных кругах не очень любят служебные романы, а супругов стараются не ставить в пару. Тем не менее, вы танцуете вместе…
Мы не так часто танцуем вместе, как хотелось бы. Я могу поблагодарить проект Большой балет, который выходил на канале Культура, который нас открыл как пару, и мы взяли Гран-при. Нас там неожиданно поставили вместе, и это был шок — мне казалось, что мы не успеем подготовить шесть абсолютно для нас новых постановок! Я поначалу даже не представляла, какой репертуар нам танцевать. Да еще и Тема тогда подвернул ногу, поэтому я ходила на репетиции одна, учила и за себя, и за него.
Сложный был период. Но безумно интересный. Он дал понять, что человеческие возможности безграничны, можно не спать, ночами репетировать, справляться с болью и недомоганием, но результат в итоге говорит сам за себя.
Но было непросто.
Не очень просто еще и в том плане, что вы могли ведь разругаться?
Но этот проект, наоборот, нас очень сблизил. Если раньше нам и в голову не приходило, что нам надо танцевать вместе — не хотелось смешивать сцену и личную жизнь, то здесь мы поняли: работать вместе можно и нужно!
А вы готовы ради семьи забыть о своей карьере? Или, как Плисецкая или Уланова, для вас важна, в первую очередь, именно сцена?
Нет, так я не готова. Для меня семья все-таки будет всегда на первом месте. С другой стороны, я смотрю, с какой легкостью сейчас возвращаются балерины из декретного отпуска, рожая и двоих, и троих детей. И они, наоборот, танцуют еще лучше — как-то спокойней, осознанней.
Поэтому нет страха, что нужно делать такой серьезный выбор.А так, сейчас я — абсолютно счастливый человек с большими планами на будущее, но я не ставлю себе каких-то невероятных целей, а просто пытаюсь наслаждаться каждым моментом жизни, ведь она прекрасна, когда вокруг есть родные, друзья и просто добрые люди!