Александр збруев: «иногда надо не сниматься и 10 лет, пока не найдешь того самого режиссера»

То, что Александр Збруев, который не появлялся на больших экранах последние 10 лет, вдруг согласился участвовать в фильме режиссера-новичка, уже само по себе сенсация. Для 40-летнего режиссера Михаила Сегала «Кино про Алексеева» стало всего лишь третьим по счету полнометражным фильмом в карьере (дебютировал он с фильмом «Франц + Полина» восемь лет назад, но массовый зритель больше знает Сегала по фильму «Рассказы» 2012 года).

76-летний Александр Збруев последние 10 лет целиком и полностью посвятил себя театру и от предложений в кино отказывался. И так сошлись вдруг звезды, что режиссер и актер поработали вместе над фильмом «Кино про Алексеева». У них разные точки зрения на фильм и, в принципе, разные взгляды на жизнь, что вполне логично для людей разных поколений.

Но их обоих очень волнует то произведение кинематографического жанра, над которым им довелось вместе поработать. Возможно, поэтому фильм получился каким-то по-хорошему правильным.

Новый фильм Михаила Сегала — это своеобразное путешествие во времени, путешествие по удивительной жизни Алексеева. Герой пил чай с Тарковским, попал в КГБ из-за Гагарина, конкурировал с Калашниковым и Высоцким, а закончил — жалким стариком, торгующим на обочине картошкой. Но в жизни всегда есть место сказочному финалу, даже в самой непонятной ситуации.

О том, какое чудо сотворил Сегал со своим героем, можно узнать уже завтра: «Кино про Алексеева» выходит в прокат. 

Александр Збруев о том, почему не снимался 10 лет

По словам режиссера Михаила Сегала, кастинг складывался драматически. Актёр, которого он «держал в голове», работая над сценарием, сниматься не захотел. Пришлось искать другого. Ситуация сама себе сложная, потому что тяжело менять представление об образе героя, когда все ситуации, диалоги, эмоции создавались с учётом конкретного человека, усугублялась еще и тем, что, в принципе, актёров-звёзд поколения шестидесятников сейчас уже не так много — единицы.

Возникла идея предложить главную роль Александру Збруеву, который, как никто другой, ассоциируется с героем идеалистических 60-х. Сценарий был еще не до конца написан, но Александр Викторович прочитал то, что уже было, и согласился.

Александр збруев: «иногда надо не сниматься и 10 лет, пока не найдешь того самого режиссера»

Александр Збруев — народный артист РСФСР, родился 31 марта 1938 года в Москве. Окончил Театральное училище имени Щукина (курс Владимира Этуша). После окончания училища в 1961-м был принят в труппу Театра им.

Ленинского комсомола, где служит до сих пор. В кино дебютировал в фильме Александра Зархи «Мой младший брат», после которого стал известен на всю страну. Затем была главная роль в картине «Два билета на дневной сеанс», Григорий Ганжа в «Большой перемене» и хоккеист Волгин в «Романсе о влюбленных», «Одинокая женщина желает познакомиться».

Снимался у Сергея Соловьева в фильмах «Мелодии белой ночи», «Наследница по прямой», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «О любви», а также у Дмитрия Астрахана в хитах 90-х годов: «Ты у меня одна» и «Все будет хорошо». В 1991-м сыграл Сталина в фильме Андрея Кончаловского «Ближний круг», а в 1997 году — взломщика Березкина в новогодней комедии Тиграна Кеосаяна «Бедная Саша» и майора спецслужб в фильме «Шизофрения». Всего в кино сыграл более 60 ролей.

C середины 90-х параллельно с актерской деятельностью занимается ресторанным бизнесом (ресторан ТРАМ в подвале «Ленкома»). C 2000 по 2004 год вел актерскую мастерскую в РАТИ. После первого же выпуска от преподавательской деятельности отказался. После фильма «Кожа Саламандры», снятого в 2004 году, в кино почти не появлялся.

Сценарий «Кино про Алексеева» побудил Збруева прервать 10-летние молчание в кино. 

Тот факт, что он не снимался последние 10 лет в кино, Александр Викторович объяснил так: «Ну, не нравилось мне все то, что предлагали. Сначала очень хотелось попасть во что-то, как говорится, большое, чистое и настоящее. Но его становилось все меньше и меньше. И я просто перестал ждать, целиком переключился на театр: он для меня прежде всего. У меня  есть свой родной дом — «Ленком».

Я был и сейчас остаюсь абсолютно равнодушен к кинематографу. Он для меня побочное явление. Я совершенно не жалею, что 10 лет не снимался. Было за это время, пожалуй, два или три фильма, когда я пожалел, что не принял в них участия. Не буду их называть. Скажу только, что это были картины известных режиссеров. Дважды так случилось, что я просто по техническим причинам не смог сниматься.

Но, мне кажется, иногда надо не сниматься и по 10 лет, пока не найдешь того самого режиссера, который бы соответствовал твоему я».

Режиссер Михаил Сегал поднял в своем фильме тему, которая волновала актера, и ему захотелось сняться. «У нас в театре есть спектакль-посвящение Олегу Янковскому. Это «Вишневый сад». Мы посвящаем его Янковскому, потому вместе с ним начинали репетировать Гаева. Он был только на двух репетициях, а потом случилась беда.

И Марк Анатольевич решил сделать посвящение Янковскому. Если бы я был, допустим, продюсером или режиссером картины «Кино про Алексеева», то я бы написал, что фильм посвящается Мише Кононову», — заявил Збруев.

Актер признался, что хорошо знает Михаила Кононова и его жизнь, рассказал, как тот блестяще начинал, в каких потрясающих картинах снялся и как оказался на обочине жизни торгующим картошкой. «Недавно в одной передаче появился Миша. Я ужаснулся, когда его показали. Какой он стал, как он разговаривал, какое преображение с ним произошло из-за этой картошки! Для меня он очень дорогой человек. Кононов, Даль, Соломин — это была потрясающая группа талантливых людей на курсе Анненского.

Я с ними общался, и мне были дороги эти люди», — признался Александр Викторович.

Михаил Сегал о том, почему снял фильм об оттепели

Герой Алексеева показан на протяжении всей своей жизни. Молодость его пришлась на 60–70-е годы. Он был одним из «парней с гитарами» того времени. «Человеческая, любовная, личностная история здесь намного важнее, чем эпоха. Учитывая, что сейчас мы находимся в 2014 году, я отнял нужное количество лет, чтобы показаться молодость героя, и попал в то время.

Если бы я оказался в другой эпохе, то говорил бы про нее. Так совпало, но я вижу в этом преимущество. Благодаря эпохе оттепели в фильме появилась тема развенчания идеализма.

Мы видим идеалиста того времени и то, как он прожил свою жизнь с этим идеализмом и что в результате произошло», — рассказал Михаил Сегал.

«Это время очень близко мне самому, — признался Александр Збруев. — Когда говорят о 60-х годах, я вспоминаю Васю Аксенова, которого мы называли папа Вася, когда снимались в фильме «Мой младший брат» с Олегом Далем и Андреем Мироновым. Помню последние слова, сказанные мне Аксеновым, когда я встретил его в Доме кино. Он сказал мне тогда, что собирается уезжать отсюда.

60-е годы — оттепель ли это была или что-то другое — очень многое дали нам».

О роли Тарковского в фильме

Финальной для фильма стала самая сложная и самая символичная сцена: в 1965 году Алексеев волею случая попадает на съёмочную площадку «Андрея Рублёва» Андрея Тарковского и даже общается с режиссером. Снимали этот эпизод в январе 2014-го. Это был самый холодный день зимы: минус тридцать, замерзали люди, кони, кинотехника — и современная, и та, что была в кадре, взятая напрокат в музее «Мосфильма».

Тем не менее всё получилось, а Дмитрий Гудочкин в роли Тарковского и Иван Звягинцев в роли Рублёва (Солоницына) были очень точны и искренни. «Жаль, что человек по фамилии Звягинцев сыграл Рублёва, а не Тарковского. «Звягинцев в роли Тарковского» звучало бы эффектно и по сути верно. Но у нас же не совсем комедия, так что, наверное, это ни к чему», — шутили потом создатели фильма.

«Фильм создан по форрестгамповской структуре: простой и никому не известный человек, паренек из провинциального города, встречается то с одним известным человеком, то с другим, то принимает участие в каких-то событиях, которые имеют отношение к исторической жизни государства. Мне было интересно показать, как герой соприкасается с важными в культурной и общественной жизни страны вехами. Тарковский — вполне подходящая для этого фигура.

Тем более что для каждого человека, считающего себя умным и интеллигентным, имя этого режиссера стало правильным фетишем. Я помню в начале 90-х была шутка, что если интеллигентного человека спросить о любимом композиторе, книге и режиссере, то он ответит: Бах, «Мастер и Маргарита», Тарковский. Это был джентльменский набор того времени. Он означал, что с тобой все в порядке и ты вообще очень правильный человек.

Вообще Тарковский в кадре — это прикольно. И сам факт, что мы попадаем на съемки известного эпизода известного фильма, — это еще прикольнее. И мне кажется, что, в принципе, этого достаточно, чтобы снять Тарковского», — объяснил Михаил Сегал.

О чем же все-таки кино про Алексеева

«Ошибочно полагать, что фильм рассказывает о деградации талантливого человека. Главный герой никогда не выделялся на общем фоне, можно сказать, был посредственностью. Но, несмотря на это, у него есть желание делать что-то стоящее, выделяться, творить. Он стремится проживать яркую неординарную жизнь. Но одного желания оказывается мало.

И в этом заключается трагедия героя. Соль фильма как раз в том, что он рассказывает о самой обыденной человеческой жизни, о поисках себя человека, который не выделяется талантами», — подытожил Михаил Сегал.

Смотрите с 9 октября в кинотеатрах новый фильм Михаила Сегала «Кино про Алексеева» с Александром Збруевым в главной роли. 

[BadComedian] — Gas-holder (Director cut)

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: