Актеры и роли в сериале «березка»: у кого из героев есть реальные прототипы, а чьи персонажи – вымышленные

История легендарного хореографического ансамбля «Березка» берет свое начало в 1948 году, когда в Твери характерная солистка Большого театра Надежда Надеждина поставила хоровод для самодеятельных артистов под песню «Во поле берёзка стояла…». С тех пор на протяжении семи десятилетий каждый концерт «Березки» открывается этим танцем. Гастроли принесли ансамблю мировую известность, а «плывущий» шаг танцующих стал отдельным культурным символом, как Красная площадь или Большой театр.

Историю ансамбля, который вместе с Россией переживал как трудности, так и подъемы, кинематографисты до прошлого года не брались экранизировать. Сама «Березка» тоже практически не принимала участия в съемках, за исключением собственных концертных картин и музыкального фильма «Девичья весна» (1960). Но юбилейный, 2018 год берется исправить эту ситуацию: 9 апреля на канале «Россия 1» стартует 16-серийный проект «Березка», в котором один из самых непростых периодов для ансамбля будет показан через историю трех танцовщиц, чьи судьбы пересеклись в середине 80-х годов.

Актеры и роли в сериале «березка»: у кого из героев есть реальные прототипы, а чьи персонажи – вымышленные

Кадр из сериала «Березка»

События в сериале начинают разворачиваться в 1984 году, накануне развала СССР, а заканчиваются современностью. Главные героини сериала – дерзкая провинциалка Варя (Любовь Константинова), девушка из московской профессорской семьи Лена (Ольга Бобкова) и выросшая в Эстонии амбициозная красавица Эдита (Алена Коломина) – одержимы одной мечтой: они хотят танцевать в легендарном ансамбле. Каждой из них предстоит пройти непростой путь к успеху и большой сцене, невзирая на череду взлётов и падений, ломку характеров и разбитые сердца.

Любовь Константинова в сериале «Березка»

В художественном фильме большинство персонажей придуманы, а у некоторых героев с реальными прототипами изменены фамилии. Но несложно догадаться, кто руководил самыми знаменитыми на тот момент отечественными хореографическими коллективами – «Берёзкой» и Ансамблем народного танца Игоря Моисеева. Выдающийся советский хореограф и основательница «Берёзки» Надежда Надеждина стала прообразом главной героини Надежды Светловой (Лидия Вележева), а Игорь Моисеев – прототипом для Бориса Евсеева (Дмитрий Щербина).

Кстати, педагогом Вележевой в Щукинском институте была племянница Надеждиной Людмила Ставская. Актриса призналась, что перед ней не стояло задачи быть внешне похожей на Надеждину, так как она стараюсь воплотить на экране силу и характер этой выдающейся женщины, сердце которой за родной коллектив болело днями и ночами. «Это как играть Жукова, Королева, Гагарина», – говорит Вележева о своей роли.

Надежда Надеждина

Лидия Вележева в сериале «Березка» в образе Надежды Светловой — прототипа Надежды Надеждиной

К работе над сериалом были привлечены сотрудники Государственного академического хореографического ансамбля «Березка» имени Н.С. Надеждиной. Так, во время съемок с артистами сотрудничал хореограф и солистка коллектива Ксения Журавлева.

По ее словам, Вележева много общалась с людьми, которые знали Надеждину, собирала дополнительные штрихи, чтобы полностью раскрыть образ большого художника от мира танца. «Наверное, именно такой я себе  и представляла Надежду Сергеевну – сильной, талантливой женщиной, умеющей принимать серьёзные решения, брать на себя ответственность», – отмечает Ксения.

Дмитрию Щербине досталась роль Бориса Евсеева, руководителя танцевального ансамбля, выступающего соперником «Берёзки». Евсеев отдает дань уважения таланту Светловой, но, как и всякий творческий человек, стремится к лидерству. Точно так же, как Светлова, Борис Евсеев готов пожертвовать своей личной жизнью ради великого искусства танца.

Однако, как считает Журавлева, проработавшая в «Березке» более 20 лет, между коллективами всегда были прекрасные отношения и никакого поля для соперничества.

Игорь Моисеев

Дмитрий Щербина в сериале «Березка» в образе Бориса Евсеева — прототипа Игоря Моисеева

«Мы два разных коллектива, представляющие свою страну. Если мы воплощаем только сценические версии традиционных русских танцев, то ансамбль Моисеева – танцы трех сотен народностей. Мы разные, нам нечего делить.

Это прекрасный и суперпрофессиональный коллектив, всю жизнь мы идем рядом», – добавляет Ксения.

В процессе съемок выяснилось, что жизни многих актеров еще до съемок также пересеклись с историей знаменитого ансамбля: Мария Порошина, сыгравшая Маргариту Павловну, маму одной из главных героинь, сама танцевала в детском коллективе «Берёзки», а ее отец на протяжении десяти лет пел в ансамбле во вставных номерах, которые превращались в настоящие маленькие спектакли; теща Алексея Серебрякова, который исполнил роль близкого друга Надежды Светловой, всю жизнь проработала в ансамбле «Берёзка», а его жена Мария выросла за его кулисами.

Лидия Вележева и Алексей Серебряков в сериале «Березка»

Сериал снимался в Москве и Подмосковье, в городах Золотого кольца и на живописных берегах Волги. Но основные съемки проходили в особняке Cаввы Морозова в Леонтьевском переулке, святая святых ансамбля «Березки». Перед операторами и художниками стояла задача снять сцены в зеркальном зале так, чтобы киногруппа и все оборудование не отражалась и не попала в кадр.

Для этого соорудили специальную передвижную ширму.

По словам Ксении Журавлевой, в сериале отнялись все: не только действующие артисты ансамбля, но и их будущая смена – ребята из детской студии «Березки», а также хозяйка местного двора – кошка Фима. «Фиму очень полюбил снимать наш оператор Егор Суровцев, поэтому она была задействована аж в трех сериях и временных периодах – в 80-х, 90-х и 2018-м. У Фимы там практически прописанная роль», – рассказывает Ксения.

Кадр из сериала «Березка»

А вот у исполнителей главных ролей Петра Рыкова, Любови Константиновой, Ольги Бобковой и Алены Коломиной не было такого свободного графика, как у кошки. Актеры на протяжении всего периода практически девятимесячных съемок ходили на репетиции народного ансамбля, пытались проникнуться атмосферой: им не только надо было выучить движения и манеру танца, но и передать дух и состояние коллектива, его душу. Несмотря на плотный профессиональный график и разъезды (Люба и Оля ездили на съемки из Питера), девушки проводили все свободное время в танцзале до глубокой ночи.

Как отмечает Журавлева, и киногруппа, и артисты «Березки» очень много друг у друга научились. «Из-за отсутствия специального образования и опыта работы актерам не удавались какие-то па, движения ногами, поэтому мы, естественно, дублировали ребят. Зато душу коллектива у них определенно получилось передать», – добавляет солистка.

Кадр из сериала «Березка»

Если актерам во время съемок хореографических номеров было непросто, то для «березовцев» это было похоже на их обычные репетиции, только с немного другими людьми в зале. Даже костюмы были их собственными. Чтобы пошить наряды актрисам, костюмеры «Березки» передали художнику сериала Изольде Порхуновой оригинальные эскизы знаменитых на весь мир широких красных сарафанов из тяжелой ткани, скрывающих особый «плывущий» шаг, ставший визитной карточкой коллектива.

Киношников, конечно, больше интересовало удобство и внешний вид, поэтому для пошива сарафанов взяли более легкую ткань и немного изменили крой нижней юбки, но классическая бело-красная цветовая гамма была, естественно, сохранена.

Ксения Журавлева: «Режиссер Александр Баранов говорил, какие номера должны быть поставлены, но никогда не лез в наше творчество. Напротив, он отмечал, что в танцах нам полностью доверяет. Александр очень аккуратно ко всему этому прикасался, и когда надо было вводить актеров в номера, спрашивал наше мнение.

Если мы говорили, что «да, можно это попробовать», он соглашался, если говорили однозначное «нет», то также придерживался позиции «делайте, как вы считаете нужным».

Кадр из сериала «Березка»

Надежда Надеждина и ансамбль «Березка» на репетиции

По словам Ксении, в один момент сериал начал жить своей собственной жизнью, и какие-то сцены переписывались режиссером прямо на ходу. Так, зачастую настроение снимаемого эпизода менялось с «минуса» на «плюс», а от некоторых сюжетных поворотов отказывались прямо во время съемочного процесса. Однако, как заверяет Журавлева, несмотря на мелодраматичные моменты, сериал, прожив свою жизнь заканчивается на позитивной ноте, без минорных ацентов, и уже в наше время.

Ксения Журавлева надеется, что сериал сможет напомнить многим в нашей стране, что ансамбль «Березка» в свои 70 лет жив, в прекрасной форме, продолжает работать и гастролировать. По мнению солистки, авторам проекта удалось показать хорошие образцы последних семи десятилетий истории нашей страны, которая в коллективе также была вся прожита со всеми радостями и невзгодами.

На съемках сериала «Березка»

Ксения Журавлева: «Не хочется, чтобы сериал смотрели профессионалы как пособие по обучению, проект не про это. Хочется, чтобы в «Березке» зрители почувствовали какую-то атмосферу и душу коллективе. В сериале нет политической или военной направленности, в первую очередь это произведение про творчество: как оно менялось, какие пути искало, на чем остановилось и как сейчас поднимается все выше и выше».

Трейлер сериала «Березка»

Смотрите 16-серийный телефильм «Берёзка» с 9 апреля, с понедельника по четверг в 21:00 на канале «Россия 1».

Актеры и роли в сериале «Березка»: у кого из героев есть реальные прототипы, а чьи персонажи – вы…

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: