Женщина в арт-среде: звезда перформанса марина абрамович
В честь 8 марта SPLETNIK.RU подготовил уникальный спецпроект: в течение недели мы рассказываем о самых выдающихся и успешных женщинах в спорте, моде, искусстве и других областях. Всего их символично восемь.
Узнав пути успеха 17-летней звезды Олимпиады в Сочи фигуристки Аделины Сотниковой, а также актрисы, режиссера и продюсера Лены Данэм, представляем историю жизни легендарной художницы Марины Абрамович.
Марина Абрамович — сербская королева перформансов, выставляющаяся в Нью-Йорке. Она начала карьеру в начале 1970-х годов. Саму себя художница называет не иначе как бабушкой искусства перформанса.
Ее работы исследуют отношения между арт-деятелем и аудиторией, а также границы возможностей тела и духа.
Отметим, перформанс — форма современного искусства — любая ситуация, которая включает в себя четыре элемента: время, место, тело художника и отношение художника со зрителем.
Как же Марина нашла себя в этом мире и стала широко известной? Она родилась в Белграде 30 ноября 1946 года. И мама, и папа Абрамович стали членами партизанского движения во время Второй мировой войны.
В 1960-х мать Марины Даника была директором музея революции и искусства в столице Сербии.
В 1964 отец Марины бросил семью. В интервью 1998 года художница описывала, как ее мать установила дома военные порядки и держала ее с братом под полным контролем. Как в армии.
Она не могла выходить из дома после десяти часов вечера до 29-летнего возраста. Поэтому все перформансы ей приходилось исполнять до этого времени.
Абрамович рассказывает дикие вещи:
Это полное безумие, но я резала, стегала себя плеткой, поджигала себя — все это до десяти часов вечера.
Когда ей было 14, она играла в русскую рулетку с пистолетом своей матери, что отражено в пьесе Роберта Уилсона Жизнь и смерть Марины Абрамович, где ее трудные отношения с матерью представлены во всех подробностях. По иронии судьбы, на премьере пьесы в 2011 году Абрамович сыграла свою мать.
В юности она пробовала сломать себе нос, для того чтобы вынудить родителей заплатить за пластическую операцию. Об этом также рассказано в пьесе Жизнь и смерть Марины Абрамович, подтверждая как пыл Марины, так и ее сложные отношения с родителями. Этот эпизод предзнаменовал ее побег из Белграда в Амстердам в 29 лет.
Чтобы как-то выжить, Абрамович вязала свитеры.
Марина Абрамович экспериментировала с вовлечением зрителя в процесс перформанса с самого начала карьеры. В 1974 году впервые состоялся её перформанс Ритм 0: Марина разложила перед собой 72 предмета вроде цветов, помады, ножа и ружья, и позволила зрителям выбрать один из них для взаимодействия с нею. Шестичасовой перформанс закончился, когда один из гостей экспозиции попробовал выстрелить в художницу.
В 1975 году Марина исполнила перформанс Губы Томаса: сначала она вырезала бритвой на животе пятиконечную коммунистическую звезду, потом выпорола себя, а затем легла на полчаса на кусок льда в виде креста, стоявший под обогревателем.
В 1976 году Абрамович сошлась с западногерманским перформансистом Уве Лайсипена, выступавшим под псевдонимом Улай. Пара решила создать коллективное существо — другое — и говорить о себе как о частях двухголового тела. Они вели себя как близнецы и не имели друг от друга секретов.
Для перформанса Смерть себя художники соединили свои рты особым агрегатом и вдыхали выдохи друг друга, до тех пор пока не закончился кислород. Через семнадцать минут после начала перформанса оба рухнули на пол без сознания. Этот перформанс исследовал способность человека поглощать жизнь другой личности, обменивая и уничтожая её.
В 1988 году Абрамович и Улай отправились в духовное путешествие, которое окончило их связь. Они двинулись в путь с противоположных концов Великой китайской стены и встретились посередине.
В 1997 году она сделала перформанс Балканское барокко:чистила щеткой полторы тысячи коровьих костей по шесть часов в день. Работа была сделана для Венецианской биеннале. Во время перформанса она также пела и рассказывала истории о Белграде.
Первая ретроспективная выставка Марины Абрамович состоялась в 2010 году в Нью-Йорке. Марина Абрамович представила новый перформанс — В присутствии художника: она могла обменяться взглядом с любым желающим посетителем выставки. Этот момент фиксировался фотографом.
Перформанс длился 716 часов и 30 минут, художница посмотрела в глаза 1500 зрителям.
Марина Абрамович
А как же Россия? В октябре 2011 года в московском Центре современной культуры Гараж Даши Жуковой открылась крупнейшая ретроспектива Марины Абрамович под названием В присутствии художника, которую курировал директор центра Музея современного искусства Нью-Йорка Клаус Бизенбах. Посетители смогли оценить около 50 работ Абрамович, созданных на протяжении сорока лет.
Четыре работы были показаны в формате реперформанса специально отобранными и обученными художницей перформерами. Сама Марина провела в Гараже пятидневный мастер-класс, в ходе которого обучала будущих участников её реперформансов авторской методике.
В одном из интервью Абрамович призналась:
Я никогда не была у психолога. И всегда считала, что чем твое детство было труднее, тем лучшим артистом ты станешь. Потому что у тебя есть много материала, с которым можно работать. Не думаю, что будучи счастливым, можно что-то создать.
Счастье — отличное состояние, при котором творчество не нужно. Ты становишься креативным, когда несчастен и в депрессии — находишь способ преображать вещи, трансформировать.
Мое прошлое было трудным, поэтому я использовала этот опыт на протяжении всего периода творчества. Но когда мой муж меня покинул и мы разводились, я не смогла с этим справиться. Я по-настоящему хотела понять, что пошло не так и отправилась к психоаналитику.
Это было крайне болезненно, это было ужасно. Надо признаться, что, возможно, это помогло.
Позже я оказалась в Бразилии и встретилась с двумя шаманами, а потом провела с ними пять дней в лесу. Эти дни принесли мне намного больше, чем три года психоанализа. Америка им одержима. Когда я туда приехала, меня все спрашивали: Кто ваш психоаналитик?
Это вроде Кто ваш зубной врач?
Возможно, я самый счастливый человек на земле, потому что я никогда ни в чем не сомневаюсь. Искусство перформанса для меня свято. Во-первых, чтобы этим заниматься, надо выкладываться на сто процентов. А потом — что случится, то случится. Я никогда не притворяюсь.
Как сказал Брюс Науман, искусство — вопрос жизни и смерти. Я в это верю: надо отдаваться полностью и все. Примут это люди либо нет, будут ли они тебя критиковать — неважно, потому что ты и так сделала все на сто процентов.
Сейчас так много плохих перформансов. Я и сама несколько раз такие исполняла. Помню, в 1970-х годах во время одного из них я вдруг поняла, что творю большую нелепость. Это было невероятно. Мне стало ужасно плохо, поднялась температура, меня тошнило. Физически я была уничтожена. Но этот опыт важен, потому что неудача — значимая часть жизни художника. В работе всегда надо рисковать.
А если рискуешь, вступаешь на совершенно неведомую территорию и можешь потерпеть фиаско. Если же этого не делать, становишься скучным и постоянно повторяешься. Я ненавижу однообразие. Даже когда я иду за молоком, каждый раз выбираю разную дорогу до магазина, чтобы не превратить что-либо в привычку.
Привычки ужасны. Очень важно находиться в промежуточных местах — автобучных станциях, поездах, такси, залах ожидания в аэропорте: ты открыт судьбе, ты открыт абсолютно всему, поэтому с тобой может произойти все, что угодно. Главное — выбраться из защитного слоя, которые мы вокруг себя обычно создаем.
Я ненавижу студии. Надо просто жить — идеи появляются неожиданно, например, во время нарезки лука, похода в ванную или прогулке по улице.
Искусство должно включать в себя политические, духовные и неожиданные элементы.
Многие люди критикуют меня за любовь к моде. Знаете, в 1970-х если ты красила губы помадой или ногти лаком, то считалась не хорошей артисткой, а просто потаскухой. Всегда одно и то же — уродливая одежда, дырявые сапоги и кожаные куртки. Когда мне исполнилось сорок лет, я прошла по Великой китайской стене и попрощалась с прошлым.
Я чувствовала себя страшной, толстой и никому не нужной. Это было настолько ужасно, что я решила: Тебе не нужно доказывать самой себе, что ты нормальная художница. Я пошла к парикмахеру и сменила имидж. Купила первые модные вещи на первую зарплату.
Это был бренд Yamamoto — у меня до сих пор есть этот костюм. Да, это тщеславие, но почему бы и нет?
Все люди многогранны, но большинство предпочитает показывать какую-то одну сторону своей личности, а остальные прятать — от наркозависимости до чего угодно. Я никогда не пью алкоголь, я не принимаю наркотики — мне это не интересно. Я ненавижу вечеринки и никогда не выхожу в клубы и рестораны. Но мне нравится мода. Я люблю есть шоколад тоннами — дайте мне любое количество, и я его весь съем. Мне нравится плохое кино, вульгарные истории — как и всем.
Когда я исполняю перформанс, дохожу до крайнего напряжения, поэтому после надо его снять. Съесть мороженое, например.
Кстати, одна из ее работ легла в основу серии Секса в большом городе. В 12-м эпизоде шестого сезона Кэрри Брэдшоу знакомится с Александром Петровским на выставке-перформансе, во время которого художница живет в галерее без еды и воды. Этот эпизод был инспирирован аналогичным проектом Абрамович Дом с видом на океан.
В августе 2012 года Абрамович снялась в видео группы Antony and the Johnsons на песню Cut the World, поставленным Набилем Элдеркином. Помимо Абрамович в съемках приняли участие Уиллем Дефо и Карис ван Хаутен. Клип повествует о женщинах, которые отвоевывают мир у мужчин.
Летом 2013 Марина Абрамович обучала Леди Гагу собственному Методу и помогала ей в работе над альбомом ARTPOP. В течение трех дней художница учила певицу особым упражнениям, цель которых — повысить физический и умственный потенциал. Дамы сидели в воде на высоком стуле, наслаждались природой, лежали на полу комнаты в обнимку с камнем и бродили по лесу неглиже.
С закрытыми глазами.
Марина Абрамович и Леди Гага
Марина — хорошая подруга креативного директора Givenchy Рикардо Тиши и считает его частью своей арт-семьи. Она продала ему один из своих трех лофтов в Сохо более чем за три миллиона долларов. Помимо этого, вместе с Кейт Мосс Марина снялась в весенне-летней рекламной кампании прошлого года.
Рикардо Тиши и Марина Абрамович
Марина Абрамович в рекламе Givenchy
Абрамович также дружит с актером Джеймсом Франко и снимает фильм о его жизни. Он предоставил ей много материалов и дал полную свободу действий. Марина любит его за рискованный характер и преодоление всевозможных рамок.
В августе 2013 года Марина появилась на одной сцене с рэпером Джей-Зи во время перформанса Picasso Baby в Pace Gallery.
Сейчас она создает собственный институт Марины Абрамович (MAI) в Нью-Йорке. Посетители испытают на себе упражнения по очищению духа и тела.
На протяжении всей своей карьеры Марина Абрамович целиком и полностью посвящала себя своему делу, часто рискуя жизнью ради искусства. Успешная, влиятельная и настоящий образец женской силы.
Марина Абрамович
The Story of Marina AbramovićUlay (interview)
Темы которые будут Вам интересны:
-
Звезда «дома-2» марина африкантова пожаловалась, что после чуева ни с кем не может строить отношения
-
Актриса сериала «улица» леля баранова и звезда «дома-2» марина африкантова стали ведущими
-
30-Летняя звезда «дома-2» марина африкантова готовится к свадьбе
-
Марина александрова: до встречи с андреем я никогда не любила