Уйти, чтобы вернуться… с iq-маркером
Здравствуйте, приверженцы телевизионного зазеркалья! Голубой экран, ставший для многих другом, соратником, поводырем и собеседником, продолжает развлекательно-воспитательный процесс, ориентируясь на вкусы и предпочтения большинства.
Иногда даже интересно, как нас, телезрителей, представляют себе в кулуарах телевизионной кухни. Среднестатистический поглотитель телеконтента, сдобренного горластой рекламой, перед телевизором любит отдохнуть от трудового дня и сытного ужина, поэтому не надо перегружать его философскими аллегориями и неясными аллюзиями.
Здесь каналы четко заняли свои ниши. НТВ — непревзойденные Несторы тюремного бытописательства, первые по части погонь с мордобоем и прочих увечий со смертельным исходом. «Россия», щедрая душа, лидер по многосерийным концентрированным страданиям, обильно разбавляющая мелодраматические коллизии острым криминальным соусом, чтобы зритель не прикорнул под девичьи грезы и горькие слезы.
СТС с ТНТ охватили жеребячьим ржанием молодежь, оседлав ситкомы и овладев современным тинейджеровским лексиконом. Первый канал, пожалуй, стоит несколько особняком, являя иногда миру и граду шедевральные проекты типа «Голоса» или «Ледникового периода», фильмы вроде «Оттепели», который и сериалом-то назвать язык не поворачивается, закрытые показы и непутевые заметки. Но общая тенденция наполнения телевизионного пространства делает из коллективного пропагандиста, агитатора и воспитателя умов услужливого дворецкого, исправно угадывающего запросы среднеарифметического зрителя.
А чего изволит хотеть натрудившийся от души товарищ, потискавшись в метро, собрав детей из детсадов и продленок и спешно конструирующий ужин под аккомпанемент телевизора? Философских бесед о смысле жизни и шедевров оперной классики? Нет, хочет он незатейливых историй и простых диалогов, чтобы как в жизни, но немного пострадать за экранных любимцев, которым в разы хуже с их бесконечными напастями.
Мы хоть при памяти, при нехитрой малогабаритной недвижимости, муж какой-никакой непосредственно в шаговой доступности, а не в тюрьме или, хуже того, у разлучницы, как в сериале. Дети опять же — чумазые двоечники, но тут, у компьютера, а не украдены злодеями с целью выкупа. А там, в волшебном ящике, такие страсти кипят, что жалко даже на сон отвлекаться, не то что на пресно-привычных домочадцев.
Только отцвели страдания «Аромата шиповника» и чемпиона проката «Дома с лилиями», как подоспели перепевы «Возвращения в Эдем» на российский манер — «Уйти, чтобы вернуться». Опять предательство и членовредительство, операции на коленке, коварные соперницы и охота за чужими деньгами, многокомнатные олигархические апартаменты, потерянные дети и мешки с золотом.
Коварство и любовь в стиле Буало-Нарсежака с привлечением пластической хирургии в тени родных берез. (По мнению авторов, самая серьезная клиника этого профиля находится в Польше, а врачи там с нашими героями беседуют по-немецки. Но не будем придираться: понятно же, что импортные, басурмане).
Весь этот антураж отвлекает от плохой игры актеров, которым дано задание всеми правдами и неправдами, пустыми репликами и хлопотанием лицом тянуть время до ближайшего драматического поворота или рекламной паузы, что они и делают в рамках незамысловатого сценария. Говорить предписано медленно, слово «вернисаж» произносить в три приема с запинкой, объясняя на пальцах его смысл, чтобы на самой далекой заимке понял любой оператор машинного доения. А заодно можно в доступной форме донести основы мировой художественной культуры, адаптированные для коррекционного детского сада. «Есть такая легенда: однажды на Кипре жил скульптор Пигмалион, который создал из подручных материалов Галатею, да и влюбился в свое творение…» Так, ненароком и слово «вернисаж» народу объяснили (словно не пели на всю страну Лайма Вайкуле с Валерием Леонтьевым в «дай бог памяти, каком это году» свой шлягер), и культурно так с Пигмалионом ознакомили, не побоялись наскучить доброму зрителю.
Спасибо всем за очередное море слез и ведро развесистой клюквы: было вкусно, нервно, познавательно. Про пластическую хирургию в полевых условиях и штаб-квартиру ее в Кракове. А то раньше мы только про польские яблоки знали.
Реплики доходчивые, короткие. Артикуляция четкая. Рояль стучит клавишей в местах, где надо пугаться. Там же, где глаза зрителя должны увлажниться светлыми слезами, шумят за сценой лирические звуки. Образовательный компонент присутствует.
Шестнадцать часов жизни не потрачены зря.
У меня только есть небольшое рацпредложение — маркировать в программке телепродукты не только в соответствии с возрастным цензом, но и добавлять значок IQ. Чтобы сразу было понятно, на кого ориентирован сериал, фильм, шоу, не питая напрасных иллюзий. Тогда у многих останется время отмыть чумазых детей, рассказав им в процессе и про Пигмалиона, и про Галатею. Или даже перечитать Бернарда Шоу. Можно вслух.
Можно мужу.
Ксения Маевская