Телевидение забыло о подростках, а «департамент» вспомнил

Телевидение забыло о подростках, а «департамент» вспомнил

Как обычно, летом телевизор отдыхает от новых проектов, приберегая новинки и премьеры до возвращения благодарного массового зрителя с заслуженных вакаций. Благо в запасниках лежит много мультисерийного добра, уже однажды собравшего высокие рейтинги.

И если покопаться на телеантресолях и сдуть нафталин, можно позабавить нас апокалиптическим «Кораблем», витиевато-восточным  «Клоном», сельской долгоиграющей драмой «Вчера закончилась война», сказочной «Не родись красивой» и любимым «Женским доктором». Безошибочно по цифрам и не затратно по исполнению. Ну и периодические всплески адреналина уготованы футбольным болельщикам в ночные часы: оплакать разнос Бразилии Германией или сделать ставки на мирового чемпиона.

В застойную эпоху телевизионное лето выглядело немного иначе. Скинувшие ранцы с пудовыми учебниками школьники прилипали к телевизору, где начинались парады любимых мультиков, в сотый раз повторяли «Бронзовую птицу», «Кортик», «Приключения Электроника», «Неуловимых мстителей», «Гостью из будущего», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Не болит голова у дятла», «Денискины рассказы» и прочую детско-юношескую классику.

Кружочками в программе отмечали время показа, чтобы  не пропустить. Тогда телевидение помнило о школьных каникулах и делало бескорыстные подарки племени младому не только в ночные часы. Теперь мультяшные герои мельтешат по экрану в предрассветной дымке, причем по всем каналам.

В то самое время, когда дети досматривают третий сон. С точки зрения бизнеса —  понятно, по-человечески — жаль. Можно снимать сиквелы и приквелы любимых фильмов, раскрашивать «Штирлица» с «Золушкой», осовременивать и усовершенствовать формы, но, боюсь, программная политика каналов уже сделала свое черное дело, и фарш невозможно провернуть назад.

Юного чистого зрителя, с восторгом усаживающегося у экрана, чтобы соотнести свои представления о добре и зле с мнением своих любимых телеперсонажей, мы безвозвратно потеряли. Что такое хорошо, и что такое плохо, суждено ему узнать из других источников. А пока — совершенствовать понятия о жизни по бабушкиным «Спящим станицам», визгливым «Судам присяжных»  да гастрономическим экскурсам на кухню Наташи Королевой и ее бойкой мамы.

Из неожиданно свежего, не из телевизионного чулана добытого — сериал «Департамент» по Первому, оду которому я написала в прошлый раз. Похвалы назад не отзываю, но по трезвому рассуждению добавлю ложечку дегтя. При всех неоспоримых плюсах — от идеи до операторской филигранной работы — слегка провисают серии с участием подростков. Безоговорочно достоверен и свободен в экранном пространстве лишь племянник главного героя майора Жужукало Ромка (Вася Брыков).

Остальные, очевидно, стараются, но словно  зашли из другого сериала. А ведь и тема злободневная — распространение наркотиков в школьной среде, но как-то поплыла сразу плотная ткань повествования, ушла загадочность лихо закрученного триллера, сделалась плоской картинка, стали заметны огрехи грима, царапнула экзальтированная игра милицейских злодеев и небрежная плакатность сюжетных ходов. Да и психологический триллер стал вдруг перемежаться длинными сценами избиения подвешенных на крюки главных героев, сбивая набранный темпоритм.

Выбилась из общей стилистики и заключительная тягостная сцена гибели героя Павла Майкова, хотя по картинке безупречны, просто  эстетски выверены и постановочно красивы финальные планы, снятые с нескольких  камер. Видимо, объяснение кроется в сотрудничестве трех режиссеров с чуть разными представлениями о концепции детективного действа. Или продюсеры вдруг испугались, что без привычного мордобоя и всепроникающего бандитско-милицейского сленга не удержать зрительского внимания.

Как и без внедрения старательных детей, которые, по замыслу продюсеров, должны добавить к явно мужской аудитории зрителей членов их семьи. Тема распространения наркотиков, в том числе и в детской среде, действительно актуальная, страшная и криминализированная. Схемы сбыта налажены, а попытки борьбы не успевают за реальностью. Как к ней подступиться, а тем более как без ложной назидательности предостеречь хотя бы посредством художественного фильма, не всякий знает.

Задача непростая и многослойная… Но  даже сам разговор на эту тему заслуживает уважения. Попытка засчитана.

Думаю, что 16 первых серий — это только начало новой саги о поисках «кротов» под мантией Фемиды. И новый сезон принесет нам, стерпевшим летние повторы, по крайней мере, второй сезон бесстрашного «Департамента». А пока — добро пожаловать на антресоли.

Ксения Маевская

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: