«Разведчики»: охота на нло
На канале «ТВ Центр» стартовала одна из самых масштабных лент последнего времени. И… самых загадочных.
Готовясь к съемкам фильма «Разведчики. Последний бой», режиссер Александр Замятин специально занимался расшифровкой секретных чертежей Гитлера, чтобы наиболее достоверно воплотить на экране тайные замыслы фюрера.
Особое внимание режиссера было посвящено «дисколетам» — если верить найденным в секретных архивах Третьего рейха документам, – дисковым летательным аппаратам, по виду напоминающих примитивные НЛО.
По слухам, они были способны развивать фантастическую для того времени скорость – до 2000 километров в час! Факт о существовании дисколетов и стал основой сценария военного эпоса Замятина.
– По одной из теорий, – рассказывает режиссер «Разведчиков» Александр Замятин, – эти летающие тарелки находятся до сих пор на секретной базе во льдах Антарктиды, а по другой версии – их «прибрали к рукам» наши спецслужбы. Именно эту последнюю идею мы и взяли за основу фильма. «Разведчики» – гипотеза на тему дисколетов.
Тайна Третьего рейха
По некоторым источникам, в конце войны Гитлер заставлял своих ученых создавать для него дисковые летательные аппараты. Если верить документам, подобные разработки велись в Чехии. Отыскали даже некие письма и доклады с описаниями и чертежами этого чуда техники.
И вроде бы даже несколько экспериментальных дисколетов появлялись и на территории нашей страны в 1945-м.
Специально для съемок картины изготовили два дисколета. Аппарат величиной 30 метров в диаметре был построен по имеющимся в книгах чертежам и фотографиям. Правда, сделан был дисколет из пластика и плексигласа. «Тарелка» получилась весьма внушительная, второй дисколет был более скромным по габаритам.
Во время съемок батальных сцен были задействованы тонны пиротехники — взрывали дома, автомобили, грузовики. На съемочной площадке даже дежурили несколько нарядов пожарных.
На протяжении четырех месяцев работы над сериалом на съемочной площадке дежурил военный консультант Евгений Сокуров. Со слов режиссера, он помог избежать многих ляпов.
Хотя кое-какие неточности в ленте были сделаны режиссером сознательно. например, полевые разведчики должны были надевать маскировочный комбинезон с капюшоном. Но когда на актеров надели эту одежду, их лица просто «исчезли» из кадра — в кустах их абсолютно не было видно.
Главный по «тарелочкам»
Роль самого главного аса разведки – полковника Кузнецова – исполнил популярный актер Борис Щербаков. Причем полковник – не простой разведчик, он – охотник за немецкими «летающими тарелками»!
Впрочем, Щербакову съемки «Разведчиков» запомнились больше не мистической составляющей, а запредельной жарой. Съемки фильма велись в течение четырех месяцев в Одессе. Природа южного города прекрасно имитировала чешские ландшафты.
Кроме того, знаменитый украинский город, по отзывам кинематографистов, не сильно изменился со времен войны. По крайней мере окраины Одессы требовали лишь минимального декорирования для воссоздания атмосферы полувековой давности.
– Фильм снимали не в Чехии, а в Одессе. И температура воздуха была 45–50 градусов! – вспоминает Борис Щербаков. – Помню, что мы все время пытались найти хоть какую-то тень. Но она не находилась… К сожалению, у нас в контракте не было пункта: «При жаре в 45 градусов съемки прекращаются».
Поэтому работали, несмотря ни на что.Во время съемок одной из сцен Борис Щербаков даже упал в обморок.– Мы снимали сцену на чердаке, под крышей, которая раскалилась до предела на солнце, – рассказывает исполнитель одной из главных ролей актер Максим Заусалин. – Борис Щербаков в шерстяной одежде, в сапогах. А вместе с ним немец, который должен был его душить… И во время одного из дублей Борис неожиданно для всех потерял сознание. Когда я уже после всего сел на его место, все понял.
С одной стороны софит стоит, снизу софит, это все жара такая, что я через 10 секунд поспешил на воздух. Кстати, Борису Щербакову в этом фильме как настоящему матерому разведчику пришлось разговаривать сразу на нескольких языках – помимо русского, еще на чешском и немецком.
Все по-настоящему!
Оружие в фильме киношники использовали не стандартное – «на все случаи жизни», а «шмайссеры» и «фауст-патроны» — именно те модели, что появились у немцев в конце войны.
– В «Разведчиках» всем заведовал продюсер Сергей Кучков. К сожалению, он умер, не дождавшись премьеры фильма. Настоящий профессионал был, – рассказывает Борис Щербаков. – Учитывал каждую деталь. У него на Одесской киностудии оказалось пять штук настоящих немецких грузовиков времен войны. На ходу! Плюс немецкие джипы, правда, сделанные на базе «Запорожцев». Но один в один, как те, на которых катались фашисты.
Сергей Федорович внимательно следил за тем, чтобы все выглядело достоверно. Поэтому у нас в фильме исторически выверенное обмундирование, патронташи, саперные лопатки и даже чехлы для саперных лопаток!
В фильме активно используется компьютерная графика. Но виновник приключений – дисколет – предстал настоящим макетом в натуральную величину.
Во время масштабного взрыва секретного завода была задействована целая группа пиротехников.
Молодой актер Максим Заусалин так старался добиться максимальной достоверности, что напугал всю съемочную бригаду.
– Один эпизод я немножко не рассчитал, – вспоминает актер Максим Заусалин. – И пламя полыхнуло прямо передо мной! Выбегаю на улицу, чтобы отдышаться, вроде бы все нормально, а съемочная группа на меня смотрит – у меня нет бровей.– Наши фильмы о войне нельзя воспринимать как боевики, реализованные в «подходящих декорациях», – уверен режиссер Александр Замятин. – Для нас война – это не история из книжек, а живая память, к которой невозможно относиться отстраненно.
Поэтому мы все делали по-настоящему — и горели, и падали в обмороки…Эфир сериала «Разведчики. Последний бой» на канале «ТВ Центр» с 21 июня в 21.05.