Почему «левиафан» остался без «оскара» и другие вопросы к американским киноакадемикам
Итак, в минувшее воскресенье отгремела 87-я церемония вручения премии «Оскар». Заветные статуэтки разошлись по рукам. Американские киноакадемики свой выбор сделали.
Главный вопрос к ним у российских зрителей очевиден: почему «Левиафан» остался без «Оскара»?
Конечно, как только был объявлен победитель в категории «Лучший фильм на иностранном языке» — польский фильм «Ида», церемония потеряла для нас всякий смысл. Это как смотреть чемпионат мира по футболу, куда вдруг попала российская сборная, причем, на наше счастье, не в самую сильную группу, и вроде до последнего у нее есть шансы выйти в 1/8 финала… Но что-то пошло не так — и разочарование болельщиков не знает границ. Все тут же начинают ругать нашу сборную, в которую верили еще 90 минут назад, до финального свистка арбитра.
В ночь с воскресенья на понедельник «Левиафан» остался без «Оскара». Конечно, нашему разочарованию не было предела. Статуэтки продолжали раздавать, победители читали свои речи, кто-то пел, кто-то шутил, но мы были уже чужими на этом празднике жизни — краски церемонии для нас померкли. Американских киноакадемиков не раз и не два обвиняли в ангажированности. Но не будем заходить на чужую территорию. Как говорится, мухи отдельно, а котлеты отдельно.
Политика отдельно, шоу отдельно. Мы все-так про шоу. Не могу не отметить лишь тот забавный факт, что, согласно опубликованным на страницах американского журнала The Hollywood Reporter результатам опроса членов Академии кинематографических искусств и наук, которые ежегодно решают, кто будет награжден премией «Оскар», 5,5 % из них вообще не смотрели ни один из восьми фильмов, номинированных на приз в категории «Лучший фильм года».
Говорить сейчас, что «Левиафан» слабее остальных работ Звягинцева и что стоило бы выдвинуть от России на соискание «Оскара» какую-то другую картину, — это все равно что перестать любить сборную в следующую же минуту после того, как она не вышла из группы. Поэтому опустим все эти «бла-бла-бла» и переливание из пустого в порожнее. И перейдем к прочим итогам «Оскара».
Во-первых, не могу не порадоваться за Джулианну Мур, которая наконец-то получила свой первый «Оскар». К своим 54 года актриса не раз, а вернее трижды, была номинирована на премию от американских киноакадемиков и столько же раз не получала ее. Ее регулярно включали в рейтинги главных аутсайдеров «Оскара» вместе с Леонардо Ди Каприо, Брэдом Питтом, Томом Крузом, Джонни Деппом и другими актерами, которые были номинированы не единожды, но оставались без заветной статуэтки.
В общем, из рядов Лео и компании убыло: Джулианна Мур теперь с «Оскаром». Надеюсь, после такой победы фильм «Всё еще Элис» все-таки выкупит кто-то из российских прокатчиков, и у нас будет возможность посмотреть его на больших экранах.
Во-вторых, не могу не порадоваться за моего любимого актера Эдди Редмэйна. Британец, сумевший в 33 года взять «Оскар», сыграв буквально в паре-тройке серьезных голливудских фильмов, — это ого-го!
За «7 дней и ночей с Мэрилин» в 2011 году зрители его полюбили, за «Отверженных» он был номинирован как «Восходящая звезда» и «Прорыв года» в 2013 году, и вот в 2015 году уже получает «Оскара» в категории «Лучшая мужская роль», а еще и «Золотой глобус», и премию Британской академии, и Премию Гильдии актеров. Золотой мальчик!
И к тому же правильный: он из хорошей семьи, родился и вырос в Лондоне, учился в Итоне и Кембридже, с детства брал уроки актерского мастерства… На 87-й церемонии вручения премии «Оскар» он появился с женой. О свадьбе Эдди Редмэйна и его давней возлюбленной Ханны Бэгшоу стало известно в декабре прошлого года. Церемония была скромной: присутствовали только самые близкие люди.
В общем, не к чему придраться. А теперь еще и «Оскар» есть!
Конкурентом Эдди Редмэйна в борьбе за заветную статуэтку в номинации «Лучшая мужская роль» был Брэдли Купер. Он уже в третий раз был номинирован на «Оскар» и в третий раз не получил его. Похоже, актер присоединится к Лео и компании в рейтингах главных неудачников премии.
Еще одним соперником Эдди Редмэйна статуэтку в категории «Лучшая мужская роль» был его соотечественник 38-летний Бенедикт Камбербэтч. Он снискал большую зрительскую любовь за своего Шерлока, взбудоражил всех фанатов своей пергидрольной шевелюрой в роли Джулиана Ассанжа в «Пятой власти», сыграл, как и Эдди Редмэйн, в биографической ленте «Игра в имитацию», но «Оскара» не получил. К радости кинокритиков, которые именно такой исход и предсказывали.
Но Американская киноакадемия любит принимать неожиданные решения. Они могли бы это сделать и на этот раз, например, отдав при всей моей любви к Джулианне Мур «Оскар» за лучшую женскую роль Розамунд Пайк. Но сразу два британских актера со статуэткой — это, видимо, уже чересчур для американских киноакадемиков.
Еще одной ожидаемой неожиданностью стала победа Патриции Аркетт в категории «Лучшая женская роль второго плана». Ее конкурентками были Эмма Стоун, Кира Найтли и, в конце концов, Мэрил Стрип. Но несмотря на наличие сильных соперниц, у кинокритиков сомнений насчет победы Патриции Аркетт не было.
Наконец, не могу не порадоваться победе мультфильма Disney «Город героев», который удостоился награды в категории «Лучший анимационный фильм». К слову, Disney взял еще одну статуэтку: премия «Оскар» досталась также короткометражному анимационному фильму «Меню».
Триумф «Бёрдмэна» довольно скучен оттого, что был вполне ожидаем. «Отель «Гранд Будапешт» взял статуэтки в категориях «Лучшие костюмы», «Лучший грим и прически», «Лучший саундтрек», «Лучшая работа художника-постановщика». Художественности ленте на самом деле не занимать. Это, пожалуй, действительно один из красивейших фильмов в истории кинематографа.
Ну и да, «Интерстеллар» взял «Оскара» за лучшие спецэффекты, что вполне логично.
Вообще, надо отдать должное, в Америке умеют делать шоу. В прошлом году была пицца и грандиозное звездное селфи, в этом году Нил Патрик Харрис в неглиже, Леди Гага в костюме Беймакса и сделанная из Lego статуэтка в руках Опры Уинфри. Все эти штучки или, если угодно, фишки, неизменно делают «Оскар» одним из самых обсуждаемых событий. Это те вкусные детали, которые так удобно посмаковать.
Правда, американские телезрители остались недовольны музыкальной частью церемонии, назвав ее худшей за всю историю премии.
В общем, 87-я церемония вручения премии «Оскар» была в меру неожиданной и в меру ожидаемой, как обычно. Красная ковровая дорожка была яркой, вечеринка — громкой. «Голые» платья были, эпатажные образы тоже. Всё в рамках формата. И вроде американские киноакадемики продолжают играть по ими же установленным правилам. И вроде шоу продолжается. Но как будто бы что-то не то… Это как из года в год есть любимое блюдо в любимом ресторане.
Вроде место то же самое, готовит тот же шеф-повар, интерьеры у заведения не изменились, а любимое блюдо почему-то уже не такое вкусное, каким казалось раньше. В таких случаях говорят: приелось…
Алина Бавина