Охота на медведей: каковы шансы «довлатова» привезти приз с берлинале-2018
Сегодня в столице Германии стартует 68-й Берлинский международный кинофестиваль, который продлится до 25 февраля. Россия на конкурсе представлена широко. Фильм Тимура Бекмамбетова «Профиль», снятый в копродукции с США, Великобританией и Кипром вошел в программу «Панорама».
В центре сюжета картины — методы террорристической вербовки в Интернете. Россиская анимация тоже в строю – на киносмотре представят мультфильм «Гофманиада». И о «золотом фонде» нашем не забыли: в секции классики покажут военную драму «Летят журавли» Михаила Калатозова.
Все же прорывать «немецкую оборону» в этом году будет байопик «Довлатов» от режиссера Алексея Германа-младшего с сербом Миланом Маричем в главной роли. Фильм вошел в основную конкурскную программу Берлинале-2018. Держим кулачки за отечественный кинопром и «раскладываем пасьянс» — каковы шансы картины привезти из Берлина «заветных медведей» и кто ее главные конкуренты.
Трейлер фильма «Довлатов»
Сколько «медведей» уехало в Россию с Берлинале
В истории новой России наши фильмы еще ни разу не побеждали на Берлинале. Гордиться можем лишь достижениями позднесоветской эпохи. Так, первым режиссером из СССР, укротившим «Золотого медведя», стала в 1977 году Лариса Шепитько драмой о событиях Великой Отечественной войны «Восхождение». Тема во все времена была «обласкана» отечественной киноиндустрией.
Но Лариса Шепитько в своей картине сделала упор не на героев, а предпочла рассказать историю о слабом и бесславном человеке – «антигерое» войны. По сюжету двое белорусских партизан – Рыбак (Владимир Гостюхин) и Сотников (Борис Плотников) оказались в немецком плену. Герой Гостюхина оказался «тряпкой» и сдал соратника и весь отряд. Более того, Рыбак по приказу немцев «повесил» Сотникова – выбил у него бревно из-под ног.
Надо сказать, что драма не могла никого оставить равнодушным: нетипичный ракурс вкупе с глубочайшим психологизмом (не последнюю роль сыграло то, что лента снята по сильному литературному источнику – повести Василя Быкова «Сотников») убедили берлинское жюри.
Кадр из фильма «Восхождение»
А вот на второй советский фильм, удостоившийся «Золотого медведя», стоит обратить особо пристальное внимание в контексте «Довлатова». В 1987 году «Золотого медведя» заполучил режиссер Глеб Панфилов с комедийной драмой «Тема». В фильме речь идет о судьбах советской творческой интеллигенции: главный герой драматург Ким Есенин. Несмотря на поэтическую фамилию, персонаж Михаила Ульянова полностью вымышленный.
Тем не менее, коллизия, в которой он оказывается, имеет много общего с реальной жизнью. Ким, конечно, не первый и не последний в творческой среде, кто устал, иссяк и находится в безвылазном «кризисе». Герой едет в Суздаль в поисках новых сюжетов и в итоге становится свидетелем настоящей провинциальной драмы, навсегда меняющей сознание писателя.
В общем, с точки зрения драматичности и глубины конфликтов фигура писателя весьма подходящая для того, чтобы быть «тараном», способным пробить надежную эмоциональную броню судей крупных кинофестивалей. Тут Алексей Герман-младший с «Довлатовым» попал в точку. Но не только сюжетные перипетии фильма «Тема» околдовали жюри Берлинале — невозможно было не оценить актерскую харизму исполнительницы главной роли Инны Чуриковой.
Посмотрим, что судьи и критики скажут об игре Хелены Суецки, Евы Герр и Светланы Ходченковой в «Довлатове».
Кадр из фильма «Тема»
Если за главным призом Берлинале нашим соотечественникам было вот уже более 30 лет не угнаться, то с «Серебряным медведем» везло больше. В 1994 году статуэтку получил Семен Агранович за лучшую режиссуру фильма «Год собаки». В 2010 году сразу двое «наших» — Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин — удостоились «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль в драме Алексея Попогребского «Как я провел этим летом».
Кстати, на этом фестивальные плюшки (в данном случае традиционные немецкие соленые брецели) для фильма не закончились: Павел Костомаров получил своего «мишку» за операторскую работу, а также ленту наградили за «Выдающийся вклад в развитие кино».
Надо сказать, что и режиссер «Довлатова» Алексей Герман-младший не новичок на Берлинале. В 2015 году режиссер приехал с одного из крупнейших европейских киносмотров не с пустыми руками: операторы фильма «Под электрическими облаками» Сергей Михальчук и Евгений Привин (нет-нет, на «Довлатове» работали не они, а Лукаш Зал — Прим. ред.) получили «Серебряного медведя» «За выдающиеся художественные достижения».
Надеемся на то, что Германа-младшего в Берлине вспомнят, ведь режиссер однажды уже нашел ключик к сердцу жюри, зрителя и критиков, что дорогого стоит. Постановщик «на волне фестиваля» и определенно не понаслышке знает его формат.
Кадр из фильма «Под электрическими облаками»
С кем будет конкурировать наш «Довлатов» в основном конкурсе Берлинале-2018
Свое новое творение «Не в себе» об угодившей в психиатрическую клинику под натиском жизненных пролем девушке представит режиссер трилогии о «друзьях Оушена» Стивен Содерберг (в российском прокате фильм стартует 29 марта 2018 года. – Прим. ред.). Кто уж на слуху, так на слуху! Не менее обсуждаемой наверняка станет и новая актерская работа Роберта Паттинсона – фильм «Девица» режиссеров Дэвида и Нэйтана Зеллнеров.
Звезда «сумеречной саги» в одном из интервью признался, что читает огромное множество сценариев и сам с особой тщательностью выбирает, где играть. Они и видно: последний фильм с участием актера «Хорошее время» в прошлом году был номинирован на главный приз Каннского кинофестиваля.
Кадр из фильма «Не в себе»
Какие темы любят на Берлинале
Принято считать, что «фишка» Берлинале – акцент на злободневности. Тем не менее, за последние пять лет победил лишь один фильм, отражающий суровые реалии дня сегодняшнего. Это итало-французская документальная драма Джанфранко Рози «Море в огне». Фильм стал триумфатором киносмотра в 2016 году.
Жюри во главе с Мэрил Стрип не устояло перед историей о том, как беженцы из Северной Африки, рискуя жизнями, порой на самодельных плотах, потоком ринулись в Европу. Действие фильма развивается на итальянском острове Лампедуза, который и по сей день служит заветным «порталом в Европу» для тысяч страждущих, бегущих от войны и бедности.
Да, в Европе только и разговоров, что о беженцах: к примеру, в 2015 году это существительное стало словом года в Германии. Но все же киноискусство шире текущей повестки для, и итоги Берлинале это доказывают. В прошлом году победила венгерская мелодрама Ильдико Эньеди «О теле и душе». Тут никакой политики, а ничем не разбавленная и неиспорченная, так сказать, «дистиллированная» психология.
Центральные персонажи – коллеги со сложными характерами, которые с трудом, но все же сближаются, благодаря странному обстоятельству -общим снам.
Кадр из фильма «Море в огне»
Отметим, что на Берлинале любят и неизведанный для европейцев национальный колорит «дальних стран». В 2015 году победила иранская комедийная драма «Такси» режиссера Джафара Панахи. Сюжет незамысловат и прекрасен в своей простоте: пассажиры такси делятся с водителем самым сокровенным за 10-15 минут, необходимых для того, чтобы попасть из точки А в точку Б. А победитель 2014 года – китайский триллер Дяо Иньаня «Черный уголь, тонкий лед» — перенес зрителя в Поднебесную 1999 года.
Все течет, все меняется, и даже Берлинале, основанный в 1951 году и имеющий за плечами целый шлейф традиций, способен удивлять. Так, впервые в этом году фильмом открытия стала анимация «Собачий остров» от Уэса Андерсона (в российском прокате с 3 мая 2018 года – Прим. ред.). За историей о дружбе мальчика и собаки скрывается антиутопия о судьбах человечества в будущем.
По сюжету всех собак японского города Мегасаки по приказу мэра сгоняют на свалку, под предлогом того, чтобы избежать эпидемий. На самом же деле речь идет о перенаселении: люди борются за место под солнцем с животными. 12-летний подросток Атари Кобаяши не страшась ничего отправляется на поиски своего любимца.
В общем, выбор для фильма-открытия нетипичный и можно судить о том, что изменениям подвергся и подход жюри. Старые схемы того «как понравиться» могут не сработать, и единственным средством покорить жюри станет искренность. То есть, «Довлатов», ваш выход.
Кадр из фильма «Собачий остров»
Чем «Довлатов» способен удивить жюри Берлинале
В итоге же «Довлатов» вполне может оказаться для судейской коллегии в Берлине этакой «темной лошадкой». Очевидно, что у отечественного зрителя просмотр способен вызвать острую ностальгию по давно ушедшим временам, а скорее даже тоску по молодости – все-таки Довлатов стал культовой фигурой на глазах тех, кому сейчас слегка за тридцать.
У иностранцев же этот «конец прекрасной эпохи» вызвать приязнь может сугубо на культурном фоне, слегка политическом, в большей степени – конечно, литературном. Но это если говорить о содержании. Форма «Довлатова» – которую, кстати, по крупицам собирали из личных архивов петербуржцев и скрупулезно воссоздавали в заброшенных домах – рискует стать и для жюри, и для иностранной публики слишком специфичным, хотя и бесспорно живописным кинематографическим опытом.
Кадр из фильма «Довлатов»
«Конечно, жюри ничего про «Довлатова» не понимает. Это слишком специфический фильм, очень питерский, советский, сложный. Но это не важно. Вот живопись устроена таким образом, что ты сразу понимаешь – живопись это или нет. Сюжет – вторичен. Это кино – живописное.
И мне кажется, отбор в основной конкурс одного из трех главный фестивалей – это уже признание», – отметил на пресс-конференции один из продюсеров фильма «Довлатов» Константин Эрнст.
Разумеется, этот фильм сам по себе – определенный риск, однако, тот факт, что картину отобрали в основную программу из несколько сотен претендентов, уже говорит о многом. Так или иначе, «Довлатов» может стать удивительным переживанием для всех причастных к Берлинале – он гарантирует новые открытия и зрителям, которые смогут либо по-новому открыть для себя прозаика, либо впервые проследить становление его гения, и самим создателям, способным отследить как именно интернациональная публика отреагирует на проблематику «Довлатова», его юмор и контекст. Главным козырем здесь, пожалуй, является то, что в «Довлатова» вложили любовь и душу, а это всегда считывается с самых первых кадров и не может не подкупать.
Смотрите фильм «Довлатов» в ограниченном прокате с 1 по 4 марта 2018 года.
Ольга Шмелева, Анна Ентякова