Календарь сплетника: сталкер андрея тарковского — 10 фактов о фильме
Анатолий Солоницын в фильме Сталкер
34 года назад в советский прокат вышла последняя картина Андрея Тарковского, снятая в СССР — Сталкер. SPLETNIK.RU в честь этой даты перечисляет 10 значимых фактов об этой ленте.
Как и у любого другого (ну, почти) фильма в Союзе, судьба у Сталкера была непростая. Однако он меньше из всех предыдущих работ Тарковского подвергся цензуре. И после закрытого просмотра на Мосфильме в мае 1980-го картину выпустили в прокат.
Премьера состоялась в кинотеатре Мир на Цветном бульваре.
Зрителей у ленты было немало. Но создатели шли к этому успеху непростым путем…
1. Братья Стругацкие, на повести которых основана картина, сами работали над сценарием. Андрей Тарковский же был кем-то вроде цензора. Режиссер вообще был известен своим крутым нравом, так что Стругацким пришлось попотеть — сценарий перерабатывался восемь или девять раз. В итоге, по словам самих писателей, конечный вариант, где проводник по Зоне — юродивый, был придуман чуть ли не от безысходности.
И именно он наконец-то устроил Тарковского. История без намека на научно-фантастическую тему, философская притча о человеческих пороках, страстях и искуплении оказалась именно тем, что он искал.
Кадр из фильма Сталкер
2. Изначально Тарковский предполагал снимать в роли жены Сталкера свою супругу Ларису (до этого она уже играла у него в Зеркале роль Надежды, женщины, которая покупает серьги у главной героини в исполнении Маргариты Тереховой). Однако пробы Алисы Фрейндлих покорили всю съемочную группу — она попала в образ буквально с первого кадра. В итоге Лариса стала вторым режиссером ленты.
К слову, говорят, особенно против съемок Тарковской в столь важной роли был оператор Георгий Рерберг. Это, возможно, стало еще одной (или последней) каплей в его конфликте с Андреем Арсеньевичем.
Алиса Фрейндлих в роли жены главного героя
Алиса Фрейндлих и Александр Кайдановский
3. О конфликте Рерберга и Тарковского говорят много, даже существует документальный фильм об их отношениях. Оба — талантливые, сильные и потому самолюбивые личности. Рерберг гениально снял Зеркало Тарковского, но вот довести Сталкера до конца ему не удалось. Режиссер и оператор ссорились не только из-за исполнительницы главной женской роли. Так, например, на Мосфильме пропала пленка с первой версией картины. Журналисты даже проводили расследование о том, как это произошло.
Но после этой истории Рерберга окончательно отстранили от работы над Сталкером, а Тарковский продолжил работу через несколько месяцев уже с новым оператором. Имя Георгия Рерберга в титрах указано не было.
Кадр из фильма Сталкер
4. Это отнюдь не единственная конфликтная ситуация на съемках. Говорят, Александр Кайдановский даже однажды подрался с Андреем Тарковским во время работы. Но эта ситуация не привела к его исключению из проекта.
Александр Кайдановский в роли Сталкера
5. Поиски натуры для Сталкера были проблемой. Изначально планировалось снимать в Таджикистане, в районе Исфары. Однако землетрясение разрушило город, так что пришлось искать новое место.
В итоге Тарковский выбрал принципиально другую натуру — окрестности Таллина, у старой разрушенной электростанции.
Кадр из фильма Сталкер
6. На трубе старой котельной электростанции сейчас висит памятная табличка — на ней сказано, что именно здесь проходили съемки легендарного Сталкера.
Кадр из фильма Сталкер
7. После выхода Сталкера Тарковский получил звание Народного артиста СССР. Тем не менее, он предпочел впоследствии остаться в Европе. Два своих последних фильма — Ностальгия и Жертвоприношение он снимал именно там.
Хоть главную роль в Ностальгии и исполнил Олег Янковский.
8. Картина была удостоена Приза экуменического (христианского) жюри в Каннах.
9. Фильм носит на себе роковой отпечаток. В нем есть сцена, которую Андрей Арсеньевич хотел принципиально оставить, но так и не смог объяснить, зачем — это сцена, в которой показан лист календаря с датой 28 декабря. Тарковский скончался через несколько лет после выхода Сталкера, 29 декабря 1989 года.
Анатолий Солоницын и Александр Кайдановский в Сталкере
Один из финальных кадров Сталкера
10. Съемки фильма проходили в небезопасном с экологической точки зрения районе. Позже многие члены команды, которая работала над Сталкером, столкнулись с болезнями легких и бронхов. Не доказано, что это связано именно со Сталкером, однако сам Андрей Арсеньевич, его супруга Лариса и исполнитель главной роли Анатолий Солоницын в разное время умерли от одной и той же болезни — рака легких.
Создание картины Сталкер (как и личность Андрея Тарковского) окутано множестов слухов и легенд. Работа шла трудно, бюджет был значительно перерасходован, тем не менее, с уверенностью можно сказать, что оно того стоило. Фильм стал, без сомнения, одним из важнейших произведений мирового кинематографа.
Андрей Тарковский