Календарь сплетника: начало эры звукового кино
Шестого октября 1927 года на экраны вышел фильм Певец джаза (The Jazz Singer), в котором Эл Джолсон произнес фразу: Подождите, вы еще ничего не слышали!. Именно с нее началась эра звукового кино.
Днем рождения кино традиционно считается 28 декабря 1895 года. Именно в этот день в Париже в подвале Гран Кафе, что на бульваре Капуцинов, был показан первый в мире короткометражный фильм, получивший название Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота. Первых зрителей необычайно поразило зрелище приближающегося поезда: они в ужасе прятались и пытались от него увернуться.
Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота
Аппаратура братьев Люмьер Синематограф позволяла достаточно легко снимать и демонстрировать фильмы и была, к тому же, не очень дорогостоящей, потому стала быстро распространяться.
К началу 1900-х годов по всему миру открылись первые кинотеатры — в том числе, и в царской России. В нашей стране первое кино было показано четвертого мая 1896 года в Санкт-Петербурге в саду Аквариум, а уже потом в Москве и на Нижегородской Всероссийской ярмарке.
Сами братья Люмьер видели основную задачу своего детища в создании хроник, которые будут иметь историческую ценность для будущих поколений. Новую жизнь в кино вдохнул директор парижских театров Жорж Мельес. Он впервые стал снимать фильмы по сценариям, с использованием всевозможных спецэффектов.
Самой известной картиной Мельеса стала Путешествие на Луну 1902 года.
Жорж Мельес
Путешествие на Луну
В первые годы XX века продолжительность фильмов составляла около 15 минут. К 1910 году она увеличилась до часа. В 1915 году американец Дэвид Уорк Гриффит снял военную драму Рождение нации, длительность которой достаточно велика даже для наших дней — 187 минут.
Картина стала очень успешной в коммерческом отношении: ее посмотрело около 100 миллионов человек.
Рождение нации
В 1920-х годах в США уже была сформирована настоящая индустрия кино.Наибольшим успехом пользовались комедии, в особенности те, где играл легендарный Чарли Чаплин.
Чарли Чаплин
Исторический переход от немого к звуковому кино произошел в середине 1920-х годов. Конкретного изобретателя звукового кино — то есть такого, в котором демонстрация видеоряда сопровождается речью, звуком, идущим синхронно с изображением — назвать трудно: многие внесли свой вклад в его появление.
Первые попытки создания прибора, воспроизводящего изображение и звук одновременно, предпринимались Т.Эдисоном и У.Диксоном еще в 1889 году. Новая победа на пути к звуковому кино была одержана в 1912 году, когда был изобретен усилитель низкой частоты. Однако, к тому времени отсутствие звука в кино не воспринималось как существенный недостаток, потому кинокомпании, не обращая внимания на новые возможности, продолжали снимать немые фильмы.
Но в 1925 году компания Warner Brothers, которая к тому времени была на грани разорения, объединив усилия с Western Electric и Vitaphone Corp, решилась наконец снять первый полнометражный звуковой фильм.
Это был успех. Шестого октября 1927 года был представлен фильм Алана Кросленда Певец джаза (The Jazz Singer), который вызвал настоящий фурор и возвестил завершение эпохи немого кино. Нужно отметить, что звук в кино присутствовал и раньше — в виде музыки и эффектов (как правило, во время показа фильмов таперы играли на фортепиано).
Но именно в этой картине впервые заговорили актеры. Эл Джолсон произнес фразу: Подождите, вы еще ничего не слышали!.
тапер
Фильм Певец джаза был снят по мотивам пьесы Самсона Рафаэльсона. Лента рассказывает о сыне певчего в церкви, мечтающего исполнять джаз. Ради этого он порывает с отцом и едет в Нью-Йорк покорять шоу-бизнес.
Фильм Певец джаза был удостоен Почетного Оскара за создание первой звуковой картины, произведшей революцию в отрасли.
Певец джаза
Премьера фильма Певец джаза
В скором времени, звуковые фильмы стали стандартом. Многие режиссеры и актеры, в том числе, Чарли Чаплин, выступали против звука в кино, поскольку с его появлением уменьшалась роль художественной выразительности, которая была призвана компенсировать отсутствие диалогов.
Тем не менее, к началу 1930-х годов, звуковые фильмы стали уже международным феноменом. Их внедрение в разных странах проходило по-разному.
Так, в США они закрепляли позиции Голливуда как одной из самых влиятельных культурных и коммерческих систем. В Европе кинематографисты и критики относились к новому изобретению с настороженностью, поскольку они беспокоились, что внимание к диалогам разрушит уникальную эстетику немого кино. В Японии, где немое кино традиционно соединялось с живыми вокальными выступлениями, фильмы, где присутствовали диалоги, долго не могли прижиться.
Звук внес сильные изменения в индийское кино: благодаря ему началась стремительная экспансия национальной киноиндустрии, ставшей с начала 1960-х годов одной из наиболее продуктивных в мире.
В России первые звуковые фильмы зрители увидели в октябре 1929 года в Ленинграде в кинозале на Невском проспекте. Первыми отечественными звуковыми фильмами были документальные картины. Первым же игровой отечественной кинолентой стала Путевка в жизнь Николая Экка, которая была показана в марте 1931 года. Картина получила международное признание.
В 1932 году она была удостоена приза Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру и была закуплена 26-ю странами.