Календарь сплетника: день рождения алексея балабанова
25 февраля 1959-го года родился человек, без которого современное российское кино представить довольно сложно. Сегодня день рождения у Алексея Октябриновича Балабанова.
Балабанов появился на свет в Свердловске (Екатеринбурге). Он окончил Горьковский педагогический институт, затем отслужил в армии. И только потом устроился на работу ассистента режиссера на Свердловскую киностудию.
В 31 год Алексей Октябринович окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров. В этом же году он переехал в Санкт-Петербург — с тех пор он живет и работает именно там.
Карьеру Балабанов начал с сотрудничества с Алексеем Германом в 1990-х. Но вообще любительское кино он снимал еще с тех пор, как работал на Свердловской киностудии. Его первый фильм — полудокументальная история Егор и Настя — вышла в свет в 1990-м.
Это картина о рок-группе Настя. Помимо ее участников Егора Белкина и Насти Полевой, в картине засветились и видные деятели свердловского рок-клуба тех времен — Вячеслав Бутусов, Леонид Порохня и другие.
В 1991-м Балабанов снял свой первый полнометражный художественный фильм Счастливые дни. В качестве директора картины как раз-таки выступил Алексей Герман. Главную роль же исполнил в будущем талисман и муза Алексея Октябриновича, будущая звезда многих его лент Виктор Сухоруков.
Счастливые дни — драма об одиноком человеке, ищущем жилье в сером, пустынном и неуютном Петербурге. Он бредет по городу в поисках комнаты и встречается с разными людьми, которые всегда называют его разными именами. Его путь пересекается даже с девушкой, которая признается, что ждет от него ребенка.
Балабанов в своем творчестве всерьез увлекся сюрреализмом и авангардом. Следом за Счастливыми днями он снял фильм Замок по мотивам одноименного произведения Франца Кафки. А в 1995-м режиссера пригласили снять новеллу для киноальманаха Прибытие поезда.
Наряду с Алексеем картиной занимались Владимир Хотиненко, Александр Хван и другие мастера.
Замок
После участия в этом проекте Балабанов создал фильм, который сделал его имя известным широкой аудитории. В 1997-м он выпустил в кинотеатры легендарного Данилу Багрова — главного героя картины Брат. Затраты на этот культовый фильм были минимальны — даже свитер, в котором ходил герой Сергея Бодрова-младшего, костюмер купила за 35 рублей в знаменитом питерском секонд-хэнде, что на станции метро Удельная.
Брат
Бодров и Балабанов на съемках Брата
Через год после Брата Балабанов снял фильм, который многие кинокритики до сих пор называют лучшим в его творческой биографии — Про уродов и людей. Главные роли исполнили Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков. Актеры воплотили в жизнь загадочную историю о владельце фотостудии по имени Иоганн, человеке, который мог докопаться до мерзкой сути вещей, разглядеть в обычных людях и целых семьях самые порочные начала.
Про уродов и людей
Про уродов и людей
Картина произвела настоящий фурор, правда, много наград не получила — разве что Ники за лучший фильм и лучшую режиссуру.
После Про уродов и людей Балабанов вновь решил от эстетики декаденса перейти к чему-то более реальному и вернул зрителям столь полюбившегося Данилу Багрова. На этот раз он отправил своего героя не в Петербург, а в Чикаго.
Брат-2
Брат-2
Брат-2 собрал огромную кассу, сделал режиссера Балабанова и продюсера Сергея Сельянова легендами при жизни. Но такое везение сменила настоящая полоса неудач. После второго Брата Алексей Октябринович задумал масштабный проект Река, который так и не был до конца отснят — актриса Туйара Свинобоева, исполнявшая главную роль, погибла в аварии.
В этой же аварии серьезно пострадал и сам Балабанов.
Производство Реки заморозили, и режиссер приступил к съемкам нового фильма — о первой чеченской кампании Война. Фильм на крупные кинофестивали не попал, но был номинирован в нескольких категориях на Золотого орла. А актер-дебютант Алексей Чадов получил приз за лучшую мужскую роль на МКФ в Монреале.
Сергей Бодров-младший и Ингеборга Дапкунайте в картине Война
После Войны Балабанов решился доделать Реку — и в 2002-м картина вышла-таки на экраны. Недостающие моменты режиссер заполнил собственными комментариями.
Река
До 2004-го Балабанов работал над фильмом Американец с Алексеем Чадовым в главной роли, но проект так и не был окончен.
В 2005-м году Балабанов создал насквозь саркастическую комедию Жмурки — получился своего рода антипамятник 1990-м и реакция на перемены в социальной жизни уже в 2000-х (в нем, к слову, снимался мэтр российского кино Никита Михалков; он сыграет также эпизодическую роль и в следующей ленте Балабанова).
В 2006-м Балабанов, склонный к авангарду, иногда экшну и антибуржуазным высказываниям, неожиданно для всех снял нежную и трогательную мелодраму Мне не больно. В картине нет ни капли сарказма — даже герой Никиты Михалкова получился не злым, а, скорее, по-доброму карикатурным. Но, судя по всему, Мне не больно был затишьем перед уничтожающим все на своем пути (психику слабых зрителей — уж точно) Грузом 200.
Мне не больно
Груз 200 — провокация, потрясшая отечественный кинематограф. А что еще можно сказать о фильме, где одна из самых мягких сцен — эпизод, где мимо выгружаемых с самолета цинковых гробов бодрым шагом проходят новобранцы, отправляющиеся на войну? Эта картина официально не рекомендована к показу на российских телеканалах.
А от главных ролей в ней после прочтения сценария отказались Евгений Миронов и Сергей Маковецкий, под которых эти роли, собственно, и писались. Маковецкий и вовсе советовал Балабанову отказаться от идеи снимать этот фильм.
Груз 200
Но Алексей Октябринович не просто не отказался, а даже следующий проект снял в том же духе. В 2008-м он выпустил экранизацию произведения Михаила Булгакова Морфий. В истории уездного доктора немало кровавых, откровенных сцен, но этот фильм получился гораздо менее скандальным — хотя бы из-за того, что сценарий основан на повести классика.
В общем, Морфий не вызвал столь яростного отклика общественности, был номинирован на несколько премий (например, на Золотой орел за монтаж) и широкого зрителя особенно не затронул, оставшись на суд ценителей кино.
Что в планах Балабанова дальше — неизвестно. Возможно, от него стоит ждать еще одной разрывающей сознание картины, а, быть может, он вновь попробует себя в драме; возможно, он опять откроет нам новые лица (как это было с Чадовым и исполнительницей главной женской роли в Грузе 200 Агнией Кузнецовой) или воспользуется услугами своей старой гвардии — Маковецкого или Сухорукова. Поживем — увидим.
К слову, было бы здорово, если бы Алексей Октябринович взялся за экранизацию какого-то из произведений другого родившегося 25-го февраля человека — легендарного писателя Энтони Берджесса.