Календарь сплетника: 15 киношедевров лукино висконти
Сегодня исполняется 108 лет со дня рождения одного из величайших режиссеров прошлого века, основоположник итальянского неореализма Лукино Висконти. Вспомним, какие его ленты навсегда вписаны в историю кино.
Первый фильм, который снял Висконти, сын герцога и дочери богатого промышленника, вышел в 1943-м. Картина называлась Одержимость. Это адаптация романа Почтальон всегда звонит дважды.
Режиссер, который во время Второй мировой, помогал Сопротивлению и был близок с коммунистами, снимал свою дебютную ленту в обстановке строжайшей секретности и на деньги, вырученные от фамильных драгоценностей.
Кадр из фильма Одержимость
Через месяц после окончания войны Висконти снял документальную ленту Дни славы. Следующий же художественный фильм режиссера увидел свет лишь в 1948-м. Это была картина Земля дрожит. Фильм создавался на Сицилии, главные роли исполняли непрофессиональные актеры. Картина о жизни жителей побережья, которые безуспешно пытаются наладить собственное дело, имела огромный успех. Фильм должен был стать первой частью трилогии о рабочем классе.
Но трилогия не состоялась, зато в 1952-м Висконти подарил миру свой очередной шедевр — драму Самая красивая с Анной Маньяни в главной роли. Картина рассказывает о женщине, жене простого рабочего, которая во что бы то ни стало хочет сделать свою еще совсем маленькую дочь богатой и знаменитой.
Кадр из фильма Самая красивая
В 1953-м Висконти принял участие в съемках фильма Мы — женщины. Он состоит из четырех новелл. Героиня каждой — известная актриса.
Помимо Висконти, короткие истории о музах своего времени воплотили в жизнь Джанни Франчолини, Альфредо Гуарини и Роберто Росселини.
Постер фильма Мы — женщины
1954-й ознаменовался выходом фильма Чувство — истории любви венецианской графини и австрийским офицером в дни австро-венгерской оккупации (действие разворачивается в 1866 году). Это первая попытка Висконти воссоздать мир прошлого. Позднее у него будет еще немало эпических лент.
Кадр из фильма Чувство
В 1957-м Висконти взялся за экранизацию ранней повести Федора Достоевского Белые ночи. Действие одноименного фильма режиссер перенес в современную ему Италию, главного героя сделал итальянцем, но все это, кажется, нисколько не отразилось на духе произведения — Висконти удалось предельно точно передать мысли, заложенные в тексте повести. Главные роли в фильме исполнили Марчелло Мастроянни и Мария Шелл.
Картина удостоилась Серебряного льва на кинофестивале в Венеции.
Кадр из фильма Белые ночи
В 1960-м году Висконти завершил один из своих самых известных фильмов (и именно эта картина стала первым коммерческим успехом в его карьере) — Рокко и его братья. Сам режиссер считал ее своеобразным продолжением своей ранней работы Земля дрожит. В Рокко… он изучал поведение людей в неествественных условиях — главных героев, семейство Паронди, жителей сельского юга Италии он переселил в Милан, промышленную столицу.
Исследователи творчества Висконти усматривали в этом его произведении связь с роман Достоевского Идиот, с новеллами Джованни Тестори и с романом Томаса Манна Иосиф и его братья. Картина получила два приза на кинофестивале в Венеции, а также была номинирована на BAFTA.
Кадр из фильма Рокко и его братья
В 1962-м Лукино Висконти вместе с Федерико Феллини, Витторио Де Сика и Марио Моничелли попробовал воссоздать дух Декамерона через призму современности — так появился альманах Бокаччо 70. А еще спустя год Висконти подарил миру один из своих главных шедевров — ленту Леопард. Как и в картине Рокко и его братья, одну из ведущих ролей в Леопарде исполнил Ален Делон.
События в картине связаны с гражданской войной в Италии. И члены одного семейства оказываются по разные стороны баррикад. Эта великолепная экранизация романа Джузеппе Томази ди Лампедуза принесла создателям главный приз Каннского кинофестиваля.
Кадр из фильма Леопард
В 1965-м фильм Висконти наконец-то удостоился Золотого льва Венецианского кинофестиваля. Награду режиссера принесла картина Туманные звезды Большой Медведицы — драма о женщине, у которой много секретов, и эти секреты начинают понемногу раскрываться перед ее мужем.
Кадр из фильма Туманные звезды Большой Медведицы, главную роль в котором сыграла Клаудиа Кардинале
В 1967-м Висконти снял одну из новелл знаменитого альманаха Ведьмы, а также сольную ленту Посторонний — экранизацию романа Альбера Камю с Марчелло Мастроянни в главной роли. Фильм участвовал в конкурсе Венецианского кинофестиваля, а также претендовал на Золотой глобус.
Кадр из фильма Посторонний
В конце 1960-х Висконти начал работу над своей так называемой немецкой (или — германской) трилогией, которая по-прежнему считается верхом творчества режиссера. Первым фильмом легендарного триптиха стала Гибель богов — история становления нацизма в Германии. Висконти раскрывает тревожную историческую тему на примере одной семьи, члены которой в переломный момент избрали разные дороги.
Кадр из фильма Гибель богов
В 1971-м трилогия продолжилась экранизацией новеллы Томаса Манна Смерть в Венеции. Долгое время Висконти искал исполнителя одной из главных ролей. Он никак не мог отыскать юношу, который смог бы воплотить идеал красоты — то есть, Тадзио. Позже режиссер даже создал документальную ленту В поисках Тадзио. В итоге Тадзио сыграл молодой швед Бьорн Андерсен.
Его партнером по фильму (исполнителем роли Густава фон Ашенбаха) стал Дерк Богард. По-прежнему Смерть в Венеции считается одним из главных фильмов в творчестве ВИсконти. Как и Манн, в своем произведении он поднимает важнейшие вопросы жизни, смерти и вечного стремления художника к прекрасному.
Кадр из фильма Смерть в Венеции
Германскую трилогию Висконти завершил фильм Людвиг. Режиссер решил воспроизвести на экране жизнь короля Баварии Людвига II. Вопреки традиционной трактовке, Висконти называет Людвига не безумцем, романтиком и идеалистом, опоздавшим родиться на пару столетий.
Кадр из фильма Людвиг
Людвиг стал последним фильмом легендарного итальянского мастера, который он создал будучи здоровым человеком — позже он перенес инсульт. Но все же он успел создать еще две великих ленты: Семейный портрет в интерьере и Невинный. Первая вышла в 1974-м году.
На съемках Висконти был прикован к инвалидному креслу. Фильм о профессоре, который находится в добровольном заточении в собственной квартире, стал искренним размышлением режиссера о смысле жизни вообще и жизни в искусстве. Не зря же критики усматривают в этой работе Висконти автобиографические мотивы.
Кадр из фильма Семейный портрет в интерьере
Изначально главная роль в экранизации романа Габриэле д’Аннуцио — фильме Невинный — предназначалась Алену Делону. Но переговоры с ним не сложились, несмотря на давнее сотрудничество актера с Висконти, так что Туллио сыграл Джанкарло Джаннини. Невинный стал последней работой Висконти. Легендарный режиссер еще надеялся экранизировать Волшебную гору Томаса Манна, но, увы, этим планам не суждено было осуществиться. Лукино Висконти не дожил даже до премьеры Невинного.
Он умер 17 марта 1976 года от осложнений после сильнейшей простуды.
Кадр из фильма Невинный — последней работы Лукино Висконти
Второго ноября 1906 года родился легендарный итальянский режиссер Лукино Висконти